на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Земли транспорта по законодательству Республики Беларусь
p align="left">В советской земельно-правовой литературе управление рассматривалось в качестве четвертого правомочия, входящего в содержание права государственной собственности на землю. [19, с.216]

В российской литературе однозначной позиции по поводу соотношения управления землями и права государственной собственности на них нет. Статья 9 Земельного кодекса РФ установила, что РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности. В этой связи одни авторы полагают, что «к правомочиям РФ, ее субъектов и муниципальных образований как субъектов права собственности на землю помимо владения, пользования, распоряжения относится также управление соответствующей собственностью [22, с.89], другие считают, что включение дополнительного правомочия «управление» в классическую триаду правомочий права собственности по своей сути бессодержательно, и его введение в законодательство вносит путаницу в правоприменительную практику.[18, с.112]

Если исходить из норм законодательства РБ, то можно признать управление одним из правомочий права государственной собственности на землю неправомерным. Составляющие право собственности правомочия четко определены как Конституцией, так и гражданским законодательством: это правомочия владения, пользования и распоряжения. Гражданский кодекс не связывает понятие управления имуществом с содержанием права собственности на него.[17, с.74]

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на это орган - государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству, действующий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[1, ст.5]

Однако данную норму нельзя считать исчерпывающей, в ней названы не все субъекты, осуществляющие государственное управление землями. В качестве направлений их деятельности можно назвать контроль в области охраны окружающей среды, планирование и организацию территорий, определение порядка использования земельных участков и т.д. Учитывая особенности рассматриваемых земель целесообразно исходить их предложенного в литературе деления государственного управления землями на общее, специальное и ведомственное управление названными землями. [24, с.174-175]

Общее государственное управление осуществляют органы общей компетенции, их состав одинаков для всех категорий земель. Специальное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики характеризуется множественностью осуществляющих его органов. По той причине, что охрана названных земель неотделима от охраны окружающей среды в целом, к числу органов специального управления ими необходимо отнести не только Комзем и Минприроды. Специальное управление как деятельность уполномоченных государственных органов, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, осуществляют и иные государственные органы, на которые возложены функции обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности в определенной отрасли. Так, обеспечение экологической безопасности - одна из целей деятельности ГАИ МВД, для чего она вправе давать должностным и иным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований экологической безопасности механических транспортных средств.[17, с.75]

Одним из органов специального управления землями является и Минстройархитектуры, в функции которого входит:

1. осуществление контроля за использованием территорий;

2. осуществление контроля за соблюдением законодательства, государственных стандартов, строительных норм и правил;

3. обеспечение разработки и реализации государственной схемы комплексной территориальной организации РБ;

4. проведение контроля за разработкой схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц.

Для ведомственного управления землями данной категории характерно наличие в его субъектном составе не только органов государственного управления, но и государственных организаций. Ведомственное управление землями промышленности осуществляет Минпром в ходе выполнения различных функций. Он организует разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития соответствующих отраслей, а также отдельных производств; вырабатывает меры по обеспечению эффективного развития подведомственных организаций; согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о создании, размещении, развитии и прекращении деятельности подведомственных организаций. Выполнение данных функций подразумевает решение вопросов о пространственном базисе, на котором планируется развивать промышленные отрасли и производства: необходимы ли подведомственным организациям дополнительные земельные участки, каким образом наиболее рационально разместить на уже предоставленных землях объекты промышленности и т.д. Одновременно ведомственное управление землями промышленности осуществляют и государственные организации. Так, концерн «Белбиофарм» организует разработку и выполнение на подведомственных организациях комплекса мер по охране окружающей среды; осуществляет ведомственное управление землями тих организаций в ходе общего руководства ими. [17, с.75]

Сейчас считаю целесообразным раскрыть полномочия государственных органов, осуществляющих управление землями транспорта относительно отдельных их видов.

Управление землями жд транспорта.

Железнодорожный транспорт находится в собственности РБ. Управление его объектами осуществляет Белорусская железная дорога, которая является объединением. Белорусская железная дорога проводит государственную политику в области железнодорожного транспорта, осуществляет регулирование хозяйственной деятельности отделений дороги, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта по организации и обеспечению перевозочного процесса. Она устанавливает границы отделений дороги, утверждает их уставы, создает, реорганизует и ликвидирует предприятия и организации, входящие в состав железнодорожного транспорта, координирует свою деятельность с органами управления другими видами транспорта по вопросам, затрагивающим их интересы. Также обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ей, разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта, руководит отделениями дороги, предприятиями в области перевозочного процесса, организует оперативное управление этим процессом, разрабатывает и утверждает графики движения поездов по дорогам, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железной дороги и условия перевозок.[23, с.110-111]

Управление землями автомобильного транспорта. Отраслевое управление автомобильным транспортом и коммуникациями на республиканском уровне осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций РБ на Министерство возложена обязанность проводить единую дорожно-транспортную политику независимо от вида транспорта, координировать в этой сфере деятельность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.

Таким образом, Министерство осуществляет управление в области автомобильного, внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства, контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования; обслуживание, проектирование строительство, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, водных путей; научные исследования; подготовку кадров; информационное обеспечение; иные работы в области транспортной деятельности. [23, с.117]

Также управление землями осуществляют местные Советов депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передают их в собственность, а также изымают земельные участки в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.

Местный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение. Исполнительный и распорядительный орган обязан в месячный срок повторно рассмотреть вопрос об изъятии и предоставлении земельных участков и принять решение, соответствующее действующему законодательству.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, Советом Министров Республики Беларусь, а также Президентом Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, передают свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передачи их в аренду администрации свободных экономических зон.

Управление авиационным транспортом и землями, необходимыми для его обслуживания.

Специально уполномоченный орган в области обороны осуществляет государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Беларусь в целом.

Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет государственное регулирование использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов.

Государственное регулирование деятельности в области авиации предусматривает лицензирование деятельности в области авиации, сертификацию в области гражданской авиации, разработку и утверждение авиационных правил, контроль за выполнением их требований.

Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Организация деятельности в области государственной авиации и управление этой деятельностью осуществляются государственными органами и организациями, имеющими подразделения государственной авиации. [3, ст.18]

Управление землями магистрального транспорта. Определенные полномочия в данной области имеют местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. К этим полномочиям относятся:

участие в реализации государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

предоставление в пользование собственникам магистральных трубопроводов земельных участков и обособленных водных объектов в установленном порядке;

организация общественного контроля за обеспечением промышленной, пожарной и экологической безопасности при создании, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов;

участие в приемке магистральных трубопроводов и (или) их объектов в эксплуатацию и приемке земельных участков при ликвидации магистральных трубопроводов и (или) его объектов;

содействие в ликвидации аварий и транспортировке грузов к месту аварий;

иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[24, ст.8]

Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта включает:

разработку и реализацию государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

разработку, утверждение и обеспечение реализации государственных программ развития магистрального трубопроводного транспорта;

осуществление государственного контроля и надзора за безопасностью объектов магистрального трубопровода;

лицензирование, техническое нормирование, стандартизацию, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и метрологическое обеспечение в области магистрального трубопроводного транспорта;

определение порядка предоставления услуг по транспортировке продукции магистральными трубопроводами;

установление требований по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности при создании, эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода и его объектов;

формирование ценовой политики на услуги по транспортировке продукции;

определение порядка ликвидации чрезвычайных ситуаций при авариях на магистральных трубопроводах;

установление порядка предоставления информации о промышленной, пожарной и экологической безопасности магистральных трубопроводов;

организацию международного сотрудничества в области магистрального трубопроводного транспорта;

иные формы и методы государственного регулирования.

Государственное управление в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется также Советом Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь:

разрабатывает основные направления государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

устанавливает приоритетные направления развития магистрального трубопроводного транспорта;

организует разработку и обеспечивает реализацию государственных программ в области магистрального трубопроводного транспорта;

определяет направления международного сотрудничества Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта;

решает иные вопросы в области магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в области магистрального трубопроводного транспорта непосредственно или через уполномоченные государственные органы, иные государственные юридические лица. [9, ст.10-11]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в заключение хотелось бы сказать, что роль земель транспорта довольно таки велика. Данные земли предоставляются предприятиям различной формы собственности в постоянное либо во временное пользование для реализации целей деятельности предприятий, предусмотренных их учредительными документами. Деятельность данных предприятий необходима для человека, для удовлетворения его потребностей, и без предоставления данных земель, предприятия не могли бы выполнять их общественно-полезную деятельность.

Земли транспорта служат пространственно-территориальным базисом для размещения железнодорожных линий, а также иных сооружений, необходимых для обеспечения эксплуатации и реконструкции коммуникаций железнодорожного транспорта с учетом перспективы их развития, аэропортами, аэродромами, пристанями, причалами, газопроводами, нефтепроводами, продуктопроводами.

Данные земли подразделяются на виды в зависимости от видов транспорта: земли железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, воздушного, внутреннего водного и морского транспорта. Каждый отдельный вид регулируется отдельными нормативно-правовыми актами: например, земли железнодорожного транспорта регулируются отчасти Законом «О железнодорожном транспорте» от 06 января 1999 года, земли автомобильного транспорта - Законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 года, Законом «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 года, земли трубопроводов - Законом «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 года, однако имеются правовые акты, которые применяются ко всем категориям земель - Гражданский кодекс РБ, Кодекс о земле.

А если подвести итог рассмотрению правового регулирования закрепленной в Кодексе Республики Беларусь о земле категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики в целом, необходимо отметить неопределенность ее состава, основного целевого назначения входящих в нее земель, отсутствие четко выраженного правового режима. Выходом из такой ситуации может стать выделение из названной категории более мелких категорий земель, но с определенным основным целевым назначением и правовым режимом (например, земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, используемых для осуществления производственной деятельности). В связи с отсутствием в законодательстве Республики Беларусь понятия земель промышленности, земель транспорта, земель связи и земель энергетики, учитывая предмет правового регулирования Кодекса Республики Беларусь о земле, в целях обеспечения полного системного регулирования земельных отношений, представляется необходимым дополнить Кодекс Республики Беларусь о земле отдельными статьями, определив в них понятие и основные положения о землях каждого из названных видов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты РБ:

1. Кодекс Республики Беларусь о Земле от 4 января 1999 года № 226;

2. Кодекс внутреннего водного транспорта от 24 июня 2002 года № 118;

3. Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 года № 117;

4. Закон Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992 года;

5. Закон Республики Беларусь «О связи» от 5 октября 1994 года;

6. Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 года;

7. Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 года;

8. Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» от 6 января 1999 года № 237;

9. Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 № 87;

10. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие» от 17 июля 2006 года № 456;

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении правил охраны магистральных трубопроводов» от 11 апреля 1998 года № 584;

12. Постановление Совета Министров от 29 ноября 2000 года № 1816 «Об упорядочении размещения и функционирования объектов сервиса на автомобильных дорогах общего пользования»;

13. Постановление Совета Министров от 4 ноября 2006 года № 1471;

14. Инструкция Министерства связи и информатики Республики Беларусь по размещению и согласованию прокладки кабельных линий связи вдоль автомобильных дорог (1-я редакция) от 30 декабря 1996 года;

Нормативно-правовые акты иных государств:

15. Земельный кодекс РФ;

Периодические издания:

16. Игнатович В.В. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения: проблемы правового закрепления - 6 февраля 2006;

17. Игнатович В.В. Государственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики: общее и особенное// Юридический журнал. - 2005 год. - №4.

18. Прохорова Н.А. Содержание права государственной собственности на землю // Журнал российского права. - 2003 год. - № 8.

Специальная литература

19. Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. Москва. Госюриздат, 1950;

20. Гавриленко В.Г. Энциклопедия земельного права. Минск. 1999;

21. Демичев Д.М. Земельное право. Минск, 2005;

22. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. Москва, 2002;

23. Крамник А.Н. Административно-правовые основы государственного управления. Минск, 2004;

24. Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. Москва, 1961;

25. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Минск, 2000;

26. Станкевич Н.Г. Комментарий к земельному законодательству. Минск, 2001;

27. Станкевич Н.Г. Земельное право. Минск, 2003;

28. Шингель Н.А. Правовой режим земель в Республике Беларусь. Минск, 2006.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.