p align="left">Границы реализации экономических и социальных функций достаточно условны. Можно сказать, они прозрачны, так как эти функции взаимодополняют друг друга. Формирование муниципальной собственности и её эффективное использование во многом зависит, во-первых, от соотношения между её экономической и социальной составляющей; во-вторых, от выбора её формы реализации по различным группам (имущества, предприятия, ценные бумаги); в-третьих, от развития инфраструктуры муниципальных образований, обеспечивающей её воспроизводство. Управленческая функция муниципальной собственности дискуссионна. Существуют две основные точки зрения на логику развития этого процесса. Первая исходит из самоуправляемой природы муниципальной собственности, а вторая - из государственного воздействия на управление муниципальной собственностью. В реальной жизни существует множество различных экономических, социальных, экологических причин формирования и развития муниципальной собственности. Можно сказать, что совокупность всех дополнительных причин, переплетение экономических, социальных и экологических причин составляет первопричину указанных процессов муниципальной собственности. Наличие взаимосвязи между различными причинами указывает на взаимосвязь интересов населения и органов местной власти. В конечном счёте, отношения муниципальной собственности должны обеспечить условия равновесного состояния воспроизводственной системы территории. Условия формирования муниципальной собственности несут в себе не только возможности создания ее объектов и субъектов, но и определенные ограничения, обусловленные ресурсной ограниченностью территории. Важнейшим условием формирования муниципальной собственности является приватизация (как первичная, так и вторичная). Причинами развития муниципальной собственности являются: необходимость создания общественных благ, с чем может справиться в основном муниципальная собственность; контроль за естественными монополиями; поиск дополнительных источников пополнения местного бюджета; обеспечение социальной защиты населения. Основная проблема муниципальных образований - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды, причем это не является особенностью России, а присуще всем странам. Основными источниками доходов, которыми располагают органы местного самоуправления, являются: налоги; неналоговые поступления; доходы от собственной хозяйственной деятельности; муниципальный кредит. Первые две группы источников доходов, в той или иной степени, это - средства, которые государство собирает с населения и предприятий. С этой точки зрения их размеры ограничены налогоспособностью населения и предприятий. Третья и четвертая группы напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб их эффективно использовать. Итак, муниципальная собственность является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации. Собственником муниципального имущества является муниципальное образование как юридическое лицо и субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования. Наиболее часто встречаемые на практике недоработки муниципальной имущественной политики: - недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду; - препятствующее развитию муниципального образования искусственное сдерживание приватизации муниципальных предприятий, работающих в конкурентной среде, не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок; - сохранение монопольного положения муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, препятствующее эффективному использованию имущественного комплекса ЖКХ; - отсутствие системного подхода к формированию муниципальной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью. 2. Проблемы реформирования ЖКХ и проблемы местного самоуправления по содержанию жилфонда Определив значение муниципальной собственности, выделив общие функции и проблемы можно обратиться к проблеме реформирования ЖКХ и попытаться выделить проблемы местного самоуправления по содержанию жилфонда в случае его передачи от организаций. В период 1990-1996 г. был реализован ряд мер, направленных на совершенствование функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Осуществлены преобразования, направленные на совершенствование системы управления ЖКХ. Начата работа по формированию договорных отношений на всех этапах предоставления жилищно-коммунальных услуг. Поэтапно внедряется новая система оплаты услуг ЖКХ с применением мер социальной зашиты путем предоставления гражданам жилищных компенсаций (субсидий). Созданы условия для развития альтернативных организационных структур в лице товариществ собственников жилья для обеспечения эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Несмотря на принимаемые меры, сложившаяся ситуация в экономике не позволяет улучшить качественные показатели в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению технического состояния жилищного фонда городов, независимо от его принадлежности. Ежегодно увеличивается количество жилых домов, требующих капитального ремонта в соответствии с нормативными сроками. Средний износ муниципального жилищного фонда превышает 40%. Наблюдается резкое ухудшение технического состояния ведомственного жилищного фонда и ЖСК. Накопившийся комплекс проблем требует проведения динамичных и эффективных преобразований, активного включения в систему рыночных отношений, направленных на стабилизацию работы отрасли и создания условий для ее развития. Необходимость осуществления жилищной реформы сводилась к следующему: - переход к новым формам собственности и управления жилищным фондом; - внедрение конкурентных начал в обслуживание и управление жильем; - формирование системы управления локальными естественными монополиями; - рост уровня покрытия затрат за счет населения с одновременным повышением эффективности функционирования службы жилищных субсидий. Инвестиции направлялись на мероприятия по энерго- и водосбережению в муниципальных многоквартирных жилых зданиях и инженерных сетях, а также на капитальный ремонт этих объектов. Среди таких мероприятий: - устройство узлов коммерческого учета тепла, воды, газа и электричества; - комплексное переоборудование зданий, включающее модернизацию систем отопления, горячего и холодного водоснабжения и проведение работ по снижению теплопотерь и инфильтрации; - строительство и модернизация домовых и районных котельных; - комплексное переоборудование центральных тепловых пунктов системы районного теплоснабжения; - реконструкция трубопроводов системы районного тепло- и водоснабжения и др. 3. Управление муниципальным имуществом Муниципальное имущество подлежит обязательному учету в реестре. Ведение реестра осуществляется путем учета имущества: 1) закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями и структурными подразделениями администрации городов. 2) казны муниципального образования. Совершение сделок с объектами муниципальной собственности возможно только после включения их в реестр в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Выписка из реестра и (или) свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество являются документами, подтверждающими право муниципальной собственности на указанное в выписке или свидетельстве имущество. Оригиналы свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество и оригиналы правоустанавливающих документов на каждый объект муниципальной собственности хранятся в Комитете, а именно: 1) разрешение на ввод в эксплуатацию; 2) акт приемки законченного строительством объекта; 3) постановление Главы о присвоении адреса (почтового); 4) технические паспорта на здания и помещения; 5) кадастровый план земельного участка. Все муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре, с присвоением каждому объекту индивидуального (реестрового) номера. Имущество стоимостью 1000 (тысяча рублей) и менее закреплению в реестре не подлежит. Реестр включает в себя следующие разделы: 1) юридические лица (муниципальные предприятия, учреждения и иные организации с участием муниципального образования); 2) муниципальное имущество в оперативном управлении и хозяйственном ведении; 4) имущество муниципальной казны; 3) инвестиции (акции, доли, паи). Раздел реестра «Юридические лица» содержит сведения, идентифицирующие данное юридическое лицо, информацию о действующих, реорганизованных и ликвидированных муниципальных предприятиях и учреждениях. Раздел реестра «Муниципальное имущество в оперативном управлении и хозяйственном ведении», содержит сведения о нежилых зданиях и помещениях, инженерных сетях и иных сооружениях, транспортных средствах (включая инженерно-строительную технику), машинах и оборудовании, производственном и хозяйственном инвентаре, библиотечных фондах, составляющих муниципальную собственность и информацию о балансодержателях указанных объектов. Раздел реестра «Имущество муниципальной казны» содержит сведения о нежилых зданиях и помещениях, инженерных сетях и иных сооружениях, транспортных средствах (включая инженерно-строительную технику), машинах и оборудовании, производственном и хозяйственном инвентаре, библиотечных фондах, включенных в состав казны муниципального образования, информацию о пользователях, арендаторах, лицах ответственных за сохранность указанного имущества. Раздел реестра «Инвестиции» содержит сведения об акционерных обществах с долей муниципального образования в уставном капитале, с указанием долей в денежном и количественном выражении. Ведение реестра предполагает: 1) включение объекта учета в реестр, с присвоением реестрового номера; 2) внесение в реестр изменений о состоянии объекта учета; 3) исключение объекта учета из реестра. В связи с изменением собственника объекта учета, в том числе приватизации, ликвидации объекта, списании имущества, производится исключение объектов из реестра, оно осуществляется на основании приказа председателя Комитета путем внесения соответствующей записи в реестр в целях прекращения осуществления учета и контроля за данным объектом. Реестровый номер, присвоенный объекту муниципальной собственности, исключенному из реестра, в дальнейшем другим объектам не присваивается. Контроль за эффективным использованием, сохранностью муниципального имущества, поступлением сборов от передачи муниципального имущества в пользование осуществляет Комитет совместно с органами администрации города. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет Дума города. Так же необходимо рассмотреть вопросы обеспечения платными коммунальными услугами жилищных зданий муниципального фонда. Коммунальные услуги включают в себя затраты на тепло- и водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора и рассчитываются по нормативам потребления исходя из экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности, установленного для потребителей. Предоставлением данных услуг занимается городское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса». Для выполнения работ по качественному содержанию, ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг служба Заказчика посредством проведения конкурсов заключает договоры с подрядными организациями. Важнейшим элементом в формировании рынка жилищных услуг является служба заказчика, функции которой исполняет «Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса» (далее по тексту Служба заказчика). Она призвана отражать интересы собственника жилищного фонда и потребителя жилищно-коммунальных услуг и заниматься повышением эффективности функционирования муниципальной инфраструктуры. Служба заказчика обеспечивает: необходимое состояние жилищного фонда, принятого в управление от собственника в соответствии с установленными требованиями для достижения уровня, определенного государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; выполнение регламентных работ по текущей эксплуатации жилых зданий и инженерных сетей, обеспечив качество их проведения; выбор на конкурсной основе подрядчиков для заключения договоров на выполнение работ и поставку ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг; осуществление системы контроля за выполнением договоров. Создание службы заказчика позволило снизить расходы муниципалитета, направленные на содержание жилищного фонда и выстроить напрямую отношения между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. В функционировании жилищного хозяйства наметились основные приоритеты развития: обеспечение устойчивости и надежности функционирования объектов жилищного фонда, повышение жизнеобеспечения населения; обеспечение доступности жилищных услуг надлежащего качества; создание эффективного механизма капитальных вложений и привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; развитие здоровой конкуренции в ЖКХ как основного пути повышения эффективности производства ЖКУ; повышение инвестиционной привлекательности отрасли и создание устойчивых источников финансирования эффективных инвестиционных проектов в ЖКХ. Далее рассмотрим более подробно некоторые виды предоставляемых услуг на примере г. Лангепас. Системы водоснабжения и водоотведения. Основным источником водоснабжения в жилищно-коммунальном комплексе являются подземные воды. На конец 2007 года задействованы водозаборные сооружения общей производительностью 25,3 тыс. м3/сут. На данный момент обеспеченность населения города системами центрального водоснабжения составляет 99%. Ежегодно производится замена ветхих сетей. Так в 2006 году было заменено 4,2 км сетей, в 2007 году - 3,9 км. Применение современных материалов и новых технологий увеличивает срок службы и надежность эксплуатации сетей. На конец 2007 года обеспеченность населения города системами централизованного водоотведения составляет 95%. Проводимые в г. Лангепас мероприятия по капитальному ремонту систем водоснабжения и водоотведения призваны повысить инвестиционную привлекательность отрасли коммунального хозяйства и подготовить почву для привлечения устойчивых источников финансирования эффективных инвестиционных проектов в ЖКХ. Системы теплоснабжения. Теплоснабжение является одним из важнейших параметров, определяющих уровень жизни людей, их самочувствие и жизнедеятельность. Оно обеспечивает комфортность проживания населения в жилищном фонде. Число установленных котлов - 13 единиц, из них 6 котлов работают на газообразном топливе. На данный момент обеспеченность населения района системами центрального теплоснабжения составляет 99%. За 2006-2007 гг. произведена замена 10,4 км тепловых сетей с применением прогрессивных технологий. В целях снижения расходов тепловой энергии и нерациональных затрат на ее производство в г. Лангепас активно проводится политика приборного учета. Весь объем вырабатываемой, реализуемой и потребляемой тепловой энергии подлежит обязательному учету с использованием технических средств. Для этих целей из бюджета района ежегодно выделяются денежные средства. Газоснабжение. Для производственных нужд используется природный и попутный газ. За 2007 год на эти цели было израсходовано 55712 тыс. м3 газа. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов. В городе хорошо развита система сбора и вывоза ТБО от населения, бюджетных организаций, предприятий торговли и сферы услуг. Образовавшиеся отходы на территории г. Лангепас собираются в мусоросборники или контейнеры, размещенные на специальных контейнерных площадках. Вывоз скопленных отходов осуществляется с утвержденной периодичностью в места размещения отходов - полигоны и санкционированные свалки. В целом, охват этой услугой составляет 100%. В 2007 году введен в эксплуатацию новый полигон для сбора и утилизации отходов, построенный с использованием новых технологий. Муниципальные жилищно-коммунальные организации, принявшие в эксплуатацию жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства, несут полную ответственность за их правильную и своевременную техническую эксплуатацию и обслуживание. Не допускается изменение профиля встроенно-пристроенных помещений без решения администрации города. Учет объектов жилищного фонда в муниципальной казне осуществляется в реестровой форме с указанием: всей необходимой информации по идентификации каждого объекта жилого здания в части жилых помещений; и доли общего имущества, находящегося в муниципальной собственности. Во вновь введенных законодательных актах по бюджетному учету наблюдаются предпосылки к постановке данных объектов на балансовый учет Заключение Целью работы являлось - изучение жилищного фонда муниципального образования. Муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. В России выполнение этих функций муниципальной собственности приобретает особую значимость. Несмотря на ту важную роль, которую играет муниципальная собственность как на федеральном уровне, так и на территориальном - эта форма собственности ещё недостаточно изучена. После вступления страны на путь рыночной экономики большинство ведомств попали в затруднительное финансовое положение, и потому содержание жилого фонда стало для них обузой Функции по управлению муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну города, и земельными участками, находящимися на территории муниципального образования, возложены на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города. В данной работе рассмотрена главная проблема, состоящая в том, что из-за ветхого состояния жилого фонда муниципальное образование не хочет принимать данный объект в собственность. Список использованных источников и литературы 1. Нормативно-правовые источники 2. Конституция Российской Федерации. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1): Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2): Федеральный закон РФ от 26 января 1996 г. №14-ФЗ 5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188 6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ 7. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ: Указ Президента РФ от 28.04.1997 №425 (утратил силу) 8. О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №235
Страницы: 1, 2
|