на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Интернет и психология - (реферат)
p>Психологическое сопровождение учебного процесса (КОНСУЛ 7. 1) Определение особенностей межличностных отношений (КОНСУЛ 8. 0) ЛИДЕР: Определение управленческих и личностных качеств (КОНСУЛ 6. 0) MMPI/MMIL: Методика многостороннего исследования личности (КОНСУЛ 4. 1) 16-ти факторный тест Кеттела

    Демонстрационные версии и исправления к программам

В виде приложения я предлагаю анализ компьютерных программ для психологов, разработанных творческой группой КОНСУЛ.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    КОНСУЛ 2. 1
    Диагностика семейных отношений

Программа предназначена для диагностики внутрисемейных отношений, в основном между родителями и детьми. Состоит она из трех методик: АСВ - анализ семейного воспитания, ADOR - подростки о родителях и Гиссенский тест. Принцип использования и интерпретации результатов следующий:

Рекомендуется для получения полного представления о внутрисемейных взаимоотношениях исследовать родителей (или единственного родителя) по методике АСВ и Гиссенскому тесту, а детей (ребенка) по методике ADOR и Гиссенскому тесту.

Согласно основному положению данной программы родитель в силу своих личностных свойств, выявляемых с помощью Гиссенского теста оказывает на подростка влияние согласно стилю воспитания выявляемым АСВ. Подросток в свою очередь отвечает на данный стиль воспитания реакций выявляемой методикой ADOR и формирует личностные свойства, которые оцениваются при помощи Гиссенского теста. Область применения :

    Семейная психодиагностика.
    Семейное консультирование и психотерапия.
    Школьная психология.
    КОНСУЛ 7. 1
    Психологическое сопровождение учебного процесса

Программа КОНСУЛ 7. 1 является комплексом психологических методик, объединяющим в себя такие известные тесты как Тест Люшера, 12PF, Тест Дембо-Рубинштейна, Паталого-диагностический опросник Личко, Тест умственных способностей (ТУС, IQ), Физиологический тест и многие другие.

Изначально программа создавалась для автоматизации работы школьного психолога. Однако широкий спектр представленных в ней психологических методик вызвал большой интерес у учреждений, не связанных со школой.

Каждая методика, представленная в программе является независимым программным модулем. Это позволяет подбирать для каждого пользователя программы свой набор тестов. Однако наиболее полно все методики удовлетворяют нужды школы. Программа реализована как пакет методик отвечающих классической модели психологического сопровождения деятельности, состоящих из трех основных блоков: интеллектуального, физиологического и нервно-психической устойчивости. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ блок состоит из методик: "Выделение закономерностей", "Тест умственных способностей", CF-2 (культурно-свободный тест Кеттелла, формы А и В), прогрессивные матрицы Равена (60 заданий).

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ блок состоит из методик оценивающих:
    кратковременную и долговременную память;
    скорость реакции;
    внимание;
    силу и подвижность нервных процессов;
    уровень утомляемости.
    В блок НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ устойчивости входят методики:

цветовой тест Люшера (авторский каталог, расчет коэффициента отклонения от аутогенной нормы, вегетативного коэффициента, эмоционального диапазона, коэффициентов отклонения эмоционального диапазона, возможность варьировать число выборов от одного до пяти) опросник "Прогноз", методика Спилбергера-Ханина, методика Дембо-Рубинштейна (авторская интерпретация) В интерпретации методик входящих в блок нервно-психической устойчивости использовался диадный алгоритм интерпретации, что сводит к минимуму противоречивость получаемой интерпретации.

Для школьного варианта программы используются методики определения ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ наклонностей:

    Карта интересов
    Тест Сонди (интерпретация профессионального профиля)

Полученные результаты тестирования накапливаются в базе данных по каждому испытуемому. В программе предусмотрена возможность статистической обработки данных.

Минимальные требования к компьютерному обеспечению: IBM PC/XT, MS-DOS 3. 30 и выше, монитор EGA, (поддерживаются VGA, SVGA), манипулятор типа "мышь" с загруженным в оперативную память драйвером, наличие на жестком диске свободных не менее 10 МБ, 560 K ОЗУ.

    КОНСУЛ 8. 0
    Определение особенностей межличностных отношений

Программа предназначена для определения особенностей и стиля межличностного взаимодействия членов социальной группы.

Совместимость рассматривается как совокупность следующих принципов: 1. Подобия - контраста свойств партнеров, как условие совместимости. В частности было обнаружено, что свойства, обусловленные больше наследственно обнаруживают тенденцию к контрастности у совместимых индивидов. Человеческие качества, обусловленные скорее воспитанием, подверженные влиянию социокультурной Среды, особенно ценностные ориентации, установки и интересы, чаще всего подобны у совместимых.

2. Гомеостазиса - совместимые субъекты образуют уравновешенную структуру. Их свойства взаимно компенсируют и дополняют друг друга.

Необходимо отметить, что при использовании в исследованииях семьи методик речь идет не вообще о совместимости, а о совместимости на уровне тех качеств, которые определяют эти методики. Любые критерии совместимости дают возможность выделить лишь крайние варианты плохо и хорошо совместимых людей. Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем в период с 1955 по 1966 годы. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей - ВКЛЮЧЕНИЯ, КОНТРОЛЯ, АФФЕКТА. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего с родителями. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя некомпетентным, незначительным и недостойным уважения. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте. Характерные способы поведения двух или более индивидов в межличностном взаимодействии могут быть совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.

Исходя из вышеуказанных предпосылок диагностический пакет состоит из методик предназначенных для диагностики социально-психологической совместимости группы которая достигается за счет модифицированной модели отношений Богартуса и субъективно-переживаемой модели совместимости, основанной на теории В. Шутца опросника FIRO.

    Область применения:
    Подбор команды для любого профиля деятельности;
    Контроль работоспособности сотрудников организации;
    Определения совместимости экипажей судов;
    Оптимизация системы подбора и расстановки кадров;

Определение совместимости супружеских пар и прогноз возможных проблем в межличностных отношениях;

Для работы программы необходимы IBM PC/XT или выше; EGA, VGA или SuperVGA (512K); MS-DOS 3. 30 или выше; 4Мб на жестком диске, 550K ОЗУ.

ЛИДЕР: Определение управленческих и личностных качеств (КОНСУЛ 6. 0)

Программа представляет собой пакет методик предназначенных для оценки управленческих и личностных качеств, как поступающих на работу, так и любого другого обследуемого.

    Область применения:
    Определение управленческого потенциала;
    Психологическая оценка пригодности специалиста;

Содействие созданию оптимального режима индивидуальной и групповой деятельности персонала;

Психологическая диагностика профессионально-важных качеств и способностей различных категорий сотрудников их деятельности;

Психологическое обеспечение системы выявления и формирования действенного резерва для замещения номенклатурных должностей;

Оценка индивидуально-психологических качеств кандидатов при приеме на работу. Диагностический пакет состоит из следующих методик:

    Биографический опросник;
    Опросник Томаса;
    Опросник Лири;
    Опросник Кейрси;
    Опросник "Менеджер".

Биографический опросник призван дать информацию не только о биографических данных обследуемого, но и о его пристратиях, запросах, материальном статусе, вкусах, привычках.

Опросник Томаса исследует устойчивость обследуемого к стрессовым состояниям и определяет его степень надежности.

Опросник Лири определяет особенности межличностных отношений обследуемого, декларируемые и истинные цели и мотивы деятельности. Информация получаемая по данной методике разделяется на два уровня - один уровень может быть использован как обратная связь для обследуемого, а второй - служебная информация, предназначенная только для исследователя.

Опросник Кейрси относится к типологическим и также разделяется на два блока информация для испытуемого - обратная связь и служебная информация с описанием предполагаемых уязвимых мест психики обследуемого.

Опросник "Менеджер" предназначен для оценки управленческих качеств обследуемого, определения его слабых и сильных сторон.

Создание данного психодиагностического пакета было вызвано тем, что существующие психодиагностические компьютерные программы требуют часто высокой квалификации психолога и не могут быть использованы сотрудниками кадровой службы предприятий и организации. Данный пакет может быть использован сотрудниками кадровых служб, менеджерами по управлению персоналом, руководителями предприятий для решения кадровых вопросов и перестановок. Крайне нежелательно разглашение информации для служебного пользования. Выходное заключение может быть оформлено в виде классического досье. В разработке интерпретационной схемы были использованы диадный и триадный алгоритмы, что позволяет свести к минимуму разноречивость получаемой информации.

Вход в программу, работа с базой данных и доступ к служебной информации защищены паролями, который сообщается только в момент передачи программы заказчику. Программа совместима со всеми программами серии "КОНСУЛ". Собственная база данных программы позволяет хранить несколько тысяч тестовых показателей, сортировать и ранжировать их по профессиональным группам, алфавиту или условным обозначениям.

Имеется возможность работы в локальной вычислительной сети, что позволяет одновременно тестировать группу испытуемых на рабочих станциях и накапливать результаты в базе данных - сервере ЛВС. Для работы программы необходимы IBM PC/AT; VGA; MS-DOS 5. 0 или выше; 4Мб на жестком диске; 580К ОЗУ; При работе в сети - загруженная в память программа SHARE. EXE или ее эквивалент.

    КОНСУЛ 4. 1
    MMPI/MMIL: Методика многостороннего исследования личности

Программа предназначена для диагностики личностных качеств обследуемого и оценки уровня его профессиональной пригодности и состоит из методик ММИЛ и СМИЛ.

    Область применения :

Профессиональный отбор, в том числе определение резерва на выдвижение; Отбор кандидатов в органы внутренних дел;

    Оценка кадрового потенциала;

Экспертная оценка лиц, работа которых связана с ношением оружия; Экспертная оценка лиц, работа которых связана с финансовой ответственностью; Определение дебютирующей психической патологии;

Среди опросников, предназначенных для исследования личности, наибольшую известность и распространенность приобрел Минесотский многоаспектный личностный опросник, обычно обозначаемый аббревиатурой MMPI, образованной первыми буквами полного наименования - Minnesota

Multiphasiic Personality Inventory. Этот тест был предложен Hathaway и McKinley в 1941 году и с тех пор значительно усовершенствован. Авторы теста ставили своей задачей создать методику, позволяющую возможно более полно исследовать различные аспекты личности и актуальное психическое состояние, достаточно удобную для широкого использования, эмпирически стандартизированную и позволяющую статистически контролировать получаемый результат. В настоящее время тест используется в исследованиях контингента нормы и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. За последнее время вышло значительное количество компьютерных психодиагностических версий посвященных ММИЛ, однако они интерпретируют методику "пошкально", т. е. интерпретация не связана между собой и не рассматривает блоки шкал.

Предлагаемая программа интерпретирует профиль интегрально, т. е. рассматривает взаимосвязь шкал профиля. Кроме этого программа выдает по запросу дополнительные данные, среди них :

Список показателей по дополнительным шкалам (если использовался СМИЛ); Время исследования;

    Графическое изображение профиля;
    График времени ответов по каждой шкале.

В разработке интерпретационной схемы были использованы диадный и триадный алгоритмы, что позволяет свести к минимуму разноречивость получаемой информации.

Выходное заключение оформлено в виде классического заключения. Вход в программу, работа с базой данных защищены паролями.

Имеется возможность работы в локальной вычислительной сети, что позволяет одновременно тестировать группу испытуемых на рабочих станциях и накапливать результаты в базе данных - сервере ЛВС.

Для работы программы необходимы IBM PC/AT; VGA; MS-DOS 5. 0 или выше; 4Мб на жестком диске; 580К ОЗУ; При работе в сети - загруженная в память программа SHARE. EXE или ее эквивалент.

Помимо всего КОНСУЛ представляет новые программы, проходящие первичную апробацию.

    Чернильные пятна Роршаха

Одной из самых мощных проективных методик является широко используемый за рубежом Тест чернильных пятен Роршаха. В мире существует несколько компьютерных версий этого теста. Однако, данные, которыми располагает КОНСУЛ об этих программах, указывают на то, что до сих пор психологи не имеют комплексной программы, реализующей мощные возможности этого сложнейшего теста. Создаваемая программа включает в себя следующие возможности: Двуязычные интерфейс пользователя и интерпретация результатов (Русский/Английский);

Запись сеанса тестирования с помощью средств мультимедиа для последующего воспроизведения и уточнения интерпретации результатов;

Диагностика внутрисемейных и межличностных отношений детей (Методика Р. Жиля). В самое ближайшее время КОНСУЛ выпустит программу Тест Жиля на основе детского фильма-теста Рене Жиля. Она предназначена для диагностики и коррекции внутрисемейных и межличностных отношений детей школьного и дошкольного возраста. Позволяет выявить область конфликта и зоны напряжения внутрисемейных отношений и социальных контактов, а также определить выбор направления и метода коррекции в работе с детьми и их родителями.

Программа состоит из 42 рисунков и тестовых заданий, учитывающих все жизненно важные сферы отношений ребенка. Рисунки изображают ситуации семейных и социальных отношений ребенка. В начале работы с тестом ребенок выбирает из представленных ему лиц членов своей семьи. В дальнейшем на рисунках отображаются выбранные персоны, что приближает эти рисунки к реальности и у создает атмосферу непринужденной игры.

    Область применения :
    Семейное консультирование;

Индивидуальное консультирование детей по проблемам общения и поведения; Школьное консультирование, определение причин проблем, возникающих при обучении;

Определение причин асоциального поведения ребенка в спец. учреждениях; Определение влияния семейных отношений на возникновение и развитие соматических заболеваний в условиях медицинских учреждений.

Минимальные требования к компьютерному обеспечению: IBM PC/XT, MS-DOS 3. 30 и выше, монитор VGA, манипулятор типа "мышь" с загруженным в оперативную память драйвером, наличие на жестком диске свободных не менее 10 МБ, 560 K ОЗУ.

    Информацию к данной работе можно найти по адресу:

О Новоросийской Всероссийской научной конференции "Научный сервис в сети Интернет" конференции: http: //guru. srcc. msu. su/conf99/frameset. html; Воеводин Владимир Валентинович, e-mail: voevodin@vvv. srcc. msu. su; Александров Александр Леонидович, e-mail: alex@alex. srcc. msu. su. ; В Ростове-на-Дону: Кондратенко Владимир Алексеевич, e-mail: kondr@rsu. rnd. runnet. ru ;

Натанзон Елизавета Васильевна, e-mail: natan@mmedia0. rnd. runnet. ru; “PSyberLink”: http: //www. nsu. ru/psych/internet;

Санкт –Петербургский муниципальный институт практической психологии: http: //www. atlant. ru/ippasw; Виртуальная психологическая служба: www. stress. ru;

“Новости электронных библиотек русского Интернета”: http: //www. russ. ru/biblio/index. html;

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.