p>читателем конкретного номера газеты (журнала) потенциально может быть любой пользователь Интернет; доставка номера обеспечивается системой Интернет автоматически; газета одинаково доступна всем пользователям Интернет независимо от места жительства; легко делать тематические подборки информации. Некоторые издания ведут такие подборки, а у некоторых есть специальные поисковые службы в архиве издания; можно читать (точнее знакомиться с содержанием) издание на незнакомом иностранном языке, используя специальное программное обеспечение; "электронная подшивка" за год занимает всего несколько мегабайт памяти, и может быть организована в соответствии с интересами пользователя; имеющиеся фрагменты статей можно легко использовать для работы (копировать, перерабатывать, цитировать);
обнаруженные ошибки легко исправляются;
существенно упрощается работа с объявлениями и прайс-листами. Как правило, можно сделать запрос и получить все необходимое без "шумовой информации", тогда как в печатном варианте довольно много времени уходит на просмотр объявлений; читатель может легко познакомиться с изданием, не покупая его; можно читать только те материалы, которые действительно представляют интерес; существуют различные варианты доставки электронного издания: WWW, электронная почта, электронная рассылка, FTP. Недостатки:
необходима печать тиража (типография, бумага); часть тиража остается не раскупленной; необходимо использовать службу доставки; доставка за пределы страны существенно ограничена;
трудно делать тематические подборки информации по подшивке; неудобно собирать подшивки газет и журналов; крайне затруднен поиск необходимой статьи в подшивке (надо просматривать всю подшивку); трудно использовать найденные материалы для частичного воспроизведения (нужно копировальное устройство, к тому же их нельзя редактировать); ошибки, допущенные при печати, или невозможно исправить или исправление стоит очень дорого. Недостатки: необходимо иметь компьютер, модем и телефон (либо выделенную линию); необходимо платить за подключение к Интернету; читать и смотреть материалы можно только на компьютере (хотя можно и распечатать); рассеивается внимание от обилия интересной информации.
Газета в Сети.
В сентябре 1999 года газета “Вашингтон пост” начала издавать дополнительную дневную газету под названием PM Extra (“Экстренно в полдень”), которая выходит каждый день ровно в 12 дня – в Сети. К полудню в Интернете наблюдается большой наплыв пользователей; американец проводит обеденный перерыв, сидя на рабочем месте, обедает бутербродом и использует преимущество служебной выделенной линии. Здесь предприимчивая “Вашингтон пост” и застигает его, предлагая самые свежие новости в PM Extra. Экстренный онлайновый выпуск состоит из примерно десяти сообщений длиной 3-4 абзаца, скорее похожих на депеши телеграфного агенства, чем на газетные статьи. Сайт washingtonpost. com существует с середины 1996 года, на нем ежедневно публикуется весь 20-страничный номер газеты, а если журналисту удается раздобыть сенсационный материал, то теперь его можно опубликовать немедленно – не дожидаясь ни бумажной версии, ни онлайнового выпуска. К тому же, если посетитель желает расширить впечатления от прочитанного, он может “прокрутить” видео- или аудиозапись соответствующих событий. Войдя на сайт washingtonpost. com можно побродить по фотогалерее, где собраны работы фоторепортеров “Вашингтон пост” за разные годы. Можно ознакомиться (правда, за деньги) с любой статьей, опубликованной в бумажной газете, начиная с 1977 года; осведомиться, сколько в данную минуту стоят ваши акции, и посмотреть на график колебаний их цены в последнее время; поискать себе работу; присмотреть новый дом; узнать, где в округе можно купить выбранный вами автомобиль и т. п. Кроме того, на сайте ежедневно предлагается около десяти виртуальных встреч с журналистами и просто интересными людьми. Есть авторы, которые общаются с читателями регулярно (среди самых популярных – спортивные обозреватели, ресторанный критик и консультант, дающий психологические советы тем, кому меньше 30). Рекорд посещаемости сайта washingtonpost. com был установлен в феврале нынешнего 2000-го года и составил за месяц 81 миллион просмотренных страниц. Washingtonpost. com входит в тройку самых популярных газетных сайтов в США. Разумеется, для того, чтобы посетители могли получать все это информационное богатство, недостаточно штатных сотрудников “Вашингтон Пост”. Обслуживанием сайта (редакционным и техническим) занимаются 220 специально нанятых сотрудников, из них 50 – “редакционных”. Виртуальная газета занимает три этажа в специально арендованном здании. По данным прошлогоднего отчета, в 1998 году за удовольствие идти в ногу с прогрессом “Вашингтон пост” заплатила 67 млн. долларов – таковы потери компании, связанные с содержанием сайта. “Вашингтон пост” – вторая по значимости газета в США. Она прочно заняла это место после журналистского успеха, связанного с расследованием Уотергейтского скандала, которое в конечном итоге привело к отставке президента Никсона. Ее тираж – 800 тыс. экземпляров, а воскресного выпуска – почти миллион (население Вашингтона с пригородами – около четырех миллионов человек). Зачем процветающему изданию терять миллионы на обслуживании сайта? Почему так важно сообщить о событии как можно быстрее (коротко и поверхностно), если радио, телевидение и агенства новостей все равно неизбежно обгонят? Зачем предоставлять информационные услуги, которые заведомо можно найти на десятках других специализированных сайтов? Самый простой ответ состоит в том, что нельзя отставать от прогресса. Если придумано что-то новое, его следует немедленно внедрить у себя. Конечно, это сопряжено с риском: возможно, ты только потеряешь деньги, а “новшество” придется выбросить. Но куда хуже, если пропустишь действительно эпохальный технологический прорыв – тогда отставания уже не наверстать. Футурологи предрекают, что бумажная газета уйдет в историю, а журналист будет отправляться на задание не просто с блокнотом и ручкой, а еще и в особой шляпе со встроенной видеокамерой. Его репортаж будет сразу публиковаться в Сети и сопровождаться “живой” картинкой. Правда, на сегодняшний день никто толком не отвечает на вопрос о том, каким образом можно превратить онлайновую газету в доходный бизнес. Онлайновое издание позволяет избежать главных расходов – на печать и доставку. К тому же газетные объявления (о продаже недвижимости, автомобилей, о найме на работу и т. д. ), составляющие основной источник дохода газеты, все активнее осваивают Интернет. И все-таки, пока печатная газета приносит прибыль, а онлайновая – одни убытки. Газетная журналистика отличается от телевидения большей глубиной, анализом, “отфильтрованностью” материалов. Не рискует ли она потерять эти преимущества в погоне за онлайновой оперативностью Интернета? Дэвид Хоффман, московский корреспондент “Вашингтон пост” обрисовал ситуацию следующим образом. “Хорошо, если в результате развития онлайновых технологий мы сможем сочетать оперативность Си-эн-эн с глубиной “Вашингтон пост”, да еще вдобавок получать эту информацию будет так же просто, как по радио. А если нет? Больше всего опасаюсь, что серьезное вдумчивое освещение новостей станет никому не нужно”. Маша Липман, автор статьи “Вашингтон расставляет сети”, опубликованной в журнале “Итоге” за 18 апреля нынешнего года, считает, что едва ли можно с уверенностью предсказать, как скоро онлайновые газеты полностью вытеснят бумажные. Во всяком случае, в “Вашингтон пост” не рассчитывают, что это произойдет в ближайшее время. Совсем недавно в окрестностях Вашингтона компания открыла две новые типографии, в строительство которой было вложено 230 млн. долларов. Однако, стало совершенно ясно, что та бизнес-модель, которой вот уже 400 лет следует газетная индустрия, сегодня необратимо меняется. По данным исследования, проведенного Уильямом Бассом из компании Forrester Research, к 2001 году газеты потеряют 40 процентов всех объявлений о недвижимости, лишатся 30 процентов объявлений о найме на работу и 20 процентов объявлений о купле-продаже автомобилей. Заберет у них эту рекламу новый рынок Интернета. Так от одного удара рушится бизнес-модель, которая на протяжении долгих лет "кормила" целую отрасль индустрии.
Сетевая пресса.
Не только сетевой аналог печатной прессы можно встретить в Интернете. Все чаще на верхние строчки рейтингов попадают сетевые издания, существующие лишь в Сети. Почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной? Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. В первую очередь это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации. Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для "нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено. В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена. Эта идея породила "ленту новостей". Однако, по мнению некоторых сетевых журналистов, по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей информации. Представитель "молчаливого большинства" не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств. В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения. К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Хотя, в крупных сетевых газетах такое недопустимо. В качестве примера можно привести политическую сетевую интернет-газету "Полит. Ру", зарегистрированную в Министерстве печати РФ. Издается "Полит. Ру" “Объединенным Гуманитарным Издательством”. Газета возникла в недрах одного из самых известных проектов раннего русского Интернета Zhurnal. ru и ставило с самого начала не политические, а гуманитарные цели. Сотрудники не испытывали особого пристрастия к политике как таковой и не мыслили становиться политическими журналистами. Им было интересно попытаться рассказать о канве событий не с позиции "игрока информационного рынка", "делающего" информацию, а с позиции рядового потребителя информационного политического шума, пытающегося найти в нем осмысленный сюжет. Однако оказалось, что политика в русской сети – предмет интеллектуального спроса. Как ни странно, в сегодняшней России люди много думают о политике, несмотря на компроматы, пиары, заговоры и информационные войны последнего десятилетия. Поэтому создатели интернет-издания захотели противопоставить модным словосочетаниям с термином "технология" (политическая, информационная) - идеологию. Идеология - это потребность человека выяснить свои личные взаимоотношения с текущей историей собственной страны. "Полит. Ру" - это редакционный коллектив. Те, кто пишут, звонят, придумывают, редактируют, создают технологический механизм. Отличие состоит в том, что "Полит. Ру" - это еще и сообщество. Читатели часто становятся авторами или корреспондентами, а редакция, в свою очередь, - их адептами или критиками. Авторы не утверждают, что их информация объективна, т. к. по мнению редакции, объективность — это придуманный способ обмана, которому мы пытаемся противопоставить собственную заинтересованность в событиях и персонажах. Поэтому политику газеты определяет фраза - мы рассказываем новости такими, какими сами их видим, а ваш выбор - принять или отвергнуть наше видение. Структура Полит. Ру. Все новости - Лента новостей содержит преимущественно российские новости текущего дня. Обновляется с 9. 00 до 21. 00. Переход к странице осуществляется нажатием либо на заголовок календаря, либо на логотип "ПОЛИТ. РУ" вверху страницы. English - Англоязычная версия основных новостей и выбранных статей. Обстоятельства - Справки и комментарии к тематическим новостям, подоплека событий, горячие отзывы специалистов и политических ньюсмейкеров. Сюжеты - Тематический подбор материалов: жизнь в разрезе, самые острые темы политической жизни в их развитии. Статьи - Раздел содержит разнообразные статьи по текущим политическим и экономическим проблемам, стратегические и идеологические материалы, а также статьи постоянных рубрик (Галерея “Партинформа”, “Ближневосточная неделя” и другие). Интервью - Интервью и комментарии ведущих политиков, экономистов и бизнесменов (С. Алексашенко, А. Головкова, Б. Йордана, Ю. Маслюкова, Б. Немцова, В. Панскова, В. Рыжкова, Б. Федорова, А. Шохина, А. Чубайса, С. Ястржембского, и др. ). Монитор - Обзоры СМИ и информационных агентств (четыре выпуска ежедневно по будням), а также еженедельные Информационные итоги недели и Анонсы событий следующей недели, перепечатка избранных интервью и статей из ведущих мировых СМИ, касающихся русской политической жизни. Заграница - Ежедневные новости планеты, ее странностей и безумств с фотографиями и ссылками на сайты. Ресурсы - Раздел содержит рубрицированные ссылки, обнаруженные "Полит. Ру" за время своей деятельности, либо поставленные самими читателями. Подписка - Рассылка новостей текущего дня (в win или koi форматах). Новости отправляются в 21. 00. Дискуссия - Место встречи читателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|