p>Итак, “государственная” экологическая информация накапливается, прежде всего, в рамках разделенных вертикальных структур — министерств и ведомств — и является по сути ведомственной. Проявлением этого является и то, что государственные организации крайне медленно приходят к осознанию необходимости формулирования своей политики в области экологической информации. Под политикой мы подразумеваем ограниченный1 набор приоритетных целей и систему подходов к их достижению. Принципиальным свойством политики является и то, что она должна быть сформулирована в явном виде. Например, в Государственном докладе “О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1996 г. ”, упоминается “государственная политика в области информационного обеспечения природоохранной деятельности” [7]. Сами принципы этой политики в документе не сформулированы. Но из текста ясно, что речь идет, прежде всего, о создании различных внутриведомственных и, в некоторой степени, межведомственных информационных и коммуникационных систем. Таким образом, информационная политика в таком понимании не выходит за рамки обслуживания работы органов государственного управления. Вопросы предоставления информации широкой общественности также затронуты в докладе, но отдельно от “серьезной” информационной работы, в разделе “Экологическое образование, просвещение и воспитание”. Рассмотрение этой темы ограничено перечнем разного рода мероприятий, без формулировки каких-либо принципов. В то же время, во многих странах предоставление информации для “внешнего” пользователя рассматривается как основное содержание государственной политики в области экологической информации. Для прояснения последнего тезиса приведем некоторые примеры. В Нидерландах публикуется издание “Политика Нидерландов в области экологической информации” [8], в котором подробно рассматриваются цели и задачи распространения экологической информации государственными агентствами. В качестве адресата информации рассматривается широкая общественность, а также ряд целевых групп, прежде всего, связанных с определенными отраслями промышленности, от которых можно ожидать конкретных мер по уменьшению воздействия на окружающую среду. Намечена структура информационно-просветительских кампаний, проводимых государством, их основные темы. Определены целевые группы, типы информации и механизмы ее распространения. Документ “Политика Нидерландов…” посвящен, главным образом, активному распространению информации государственными органами. Не менее важную роль играет и инфраструктура доступа к информации, позволяющая гражданам или организациям получать интересующую их информацию. Естественно, такая инфраструктура также может формироваться с учетом приоритетов информационной политики. Американское агентство по окружающей среде (EPA или US Environmental Protection Agency) выпускает брошюру под названием “Менеджмент экологической информации” [9], содержащую сведения об основных направлениях работы Агентства, о его миссии в отношении охраны окружающей среды и о том, как и в каких источниках, выпускаемых EPA, можно найти экологическую информацию. Периодически выпускаемое издание Access EPA (Доступ к ресурсам EPA) [10] призвано служить каталогом информационных ресурсов этого ведомства. Объемистая книга (более 400 стр. ) предназначена для граждан и общественных организаций, представителей научного и делового сообществ, органов власти различного уровня. Во введении кратко объяснена организационная структура EPA, описаны сферы ответственности различных подразделений, как территориальных, так и специализированных. Для каждого ресурса приведены цель создания, краткая характеристика, порядок использования или заказа, контактная информация. В книге описаны публикации EPA (основные издания и каталоги, содержащие информацию о прочих публикациях). Перечислены библиотеки EPA, а также большое количество специализированных информационных и консультационных центров, причем предоставление информации широкой общественности входит в круг задач большинства из них. Интересны центры, обеспечивающие сбор, хранение и предоставление пользователям всей совокупности нормативных документов — законов, разного рода подзаконных актов, официальных стандартов и методик, судебных решений, — связанных с определенной проблемой, например, с качеством воды. Среди электронных источников перечислены базы данных, расчетные модели, собрания документов, распространяемые на дисках CD-ROM. Большинство из них доступно бесплатно или за небольшую плату. Естественно, описаны и ресурсы EPA в Интернете. Как утверждают составители книги, ее первые издания “фактически установили стандарт для информационных путеводителей, издаваемых федеральными ведомствами”. Расширенная версия Access EPA доступна через Интернет. В России некоторое время назад начало подобной работы было положено Российским экологическим федеральным информационным агентством (РЭФИА). Среди наметившихся направлений его деятельности стоит отметить подготовку каталогов источников экологической информации (видеоматериалы, периодические издания) [11, 12], публикацию информационно-просветительских брошюр, адресованных широкой общественности и посвященных актуальным экологическим проблемам (экологическая безопасность в городе, твердые бытовые отходы) [13, 14]. К сожалению, в настоящее время агентство прекратило свою работу. В любом случае, авторам неизвестны прецеденты выпусков программных изданий, подобных “Менеджменту экологической информации”, органами государственного управления Российской Федерации. Политика государства в области экологической информации не формулируется и другими способами. >Общественные организации как источник информации Теперь попытаемся наметить основные черты информации “общественной”, которая является результатом работы общественных организаций. Одна из задач нашего рассмотрения — обнаружить моменты, в которых подходы государственных и общественных организаций могут дополнять друг друга. Отметим еще, что речь пойдет не о непременных чертах любой общественной организации, а о потенциале, который может быть реализован при правильном подходе к информационной работе. Прежде всего, общественные организации в своей деятельности исходят из приоритетов, определяемых ими самими, а не из функций или обязанностей, установленных извне. Поэтому в центре их внимания часто оказываются конкретные экологические проблемы, причем, как правило, проблемы актуальные, представляющие больший или меньший общественный интерес. Весьма вероятно, не только для представителей общественного движения, но и для всех, кто проявляет интерес к данной проблеме, материалы общественной организации окажутся ценным источником информации. Свою роль здесь может сыграть комплексный подход к проблеме, не ограниченный ведомственными инструкциями, жестко определяющими “сферу компетенции” той или иной государственной организации. Информационные ресурсы, создаваемые общественными организациями в ответ на существующие потребности граждан или общественного движения, также нередко оказываются ценными и для других групп пользователей. Так, сборник нормативных актов, относящихся к охране окружающей среды [15], выпущенный организацией “Экоюрис” в начале 90-х годов, был одним из первых подобных сборников в России. Созданный с конкретной и актуальной целью — облегчить гражданам и общественному движению защиту своих экологических прав, сборник был востребован не только общественным движением. В частности, он пользовался большой популярностью среди представителей территориальных комитетов по охране окружающей среды. Показательно, что они не могли (по крайней мере, в тот момент) получить подобный материал по каналам своего ведомства. Открытая экологическая библиотека “Эколайн”, созданная для “информационной поддержки” общественного экологического движения, активно используется и представителями других социальных и профессиональных групп. Ресурсами библиотеки нередко пользуются научные работники, представители государственных природоохранных органов, студенты. Во многих случаях граждане, работающие в общественной организации, близки к своей аудитории — таким же гражданам, разделяют их взгляды, представления и ценности. Поэтому информационные материалы такой организации естественным образом готовятся в той форме, которая наиболее понятна и близка их пользователям. Здесь, однако, кроется и некоторая опасность. В процессе развития организации ее аудитория расширяется, включая новых адресатов информации — ученых, представителей государственных органов или коммерческих компаний. При этом многие организации по инерции продолжает придерживаться традиционных подходов к форме представления информации, что оказывается уже неэффективным. Информационный вклад общественных организаций может оказаться особенно важным в отношении локальной ситуации — состояния озера или леса, экологической ситуации микрорайона. Содержанием их работы может быть сбор информации об экологической обстановке из различных источников и ее анализ. Общественная организация может работать и с проблемами большего масштаба, но именно на локальном уровне эта ниша практически свободна. Наконец, важной чертой общественных организаций является открытость, свободный обмен информацией. Общественные организации образуют не вертикальные пирамиды, а горизонтальные сети — региональные или тематические. Информационный обмен является важной стороной работы такой сети. Отдельные организации — участники сети могут выполнять функции специализированных информационных центров. Более подробное обсуждение специфических ниш общественных организаций применительно к одной из сфер работы с информацией — общественному экологическому мониторингу — содержится в книге “Как организовать общественный экологический мониторинг” [6]. В рамках общественного экологического движения создаются и справочные или обзорные материалы, которые можно квалифицировать как “метаинформацию” — например, “Зеленая библиография” [16], “Экологическая информация в России” [1]. Информации, создаваемой общественными организациями, присущи и определенные ограничения. Так, вряд ли в рамках их деятельности может быть собрано количество систематических данных, сколько-нибудь сопоставимое с массивами данных, которые накапливают государственные организации. В силу своей “молодости” общественные организации редко располагают сведениями, отражающими исторические аспекты состояния окружающей среды. Лишь немногим из них по силам организация масштабных научных исследований, например с целью прогнозирования развития экологической ситуации. Многие материалы, создаваемые общественными организациями, профессионалы квалифицируют как “не научные, а научно-популярные”, что, впрочем не является недостатком, а определяется целью создания таких материалов, их предполагаемой аудиторией. Таким образом, во многих случаях взаимодействие общественных организаций с государственными органами, другими держателями информации является необходимым условием эффективной работы этих организаций. Отметим, что положение общественной организации, работающей с информацией, создает много возможностей взаимовыгодного сотрудничества с государственными структурами. RTK NET: пример взаимодействия государства и неправительственных организаций Заканчивая разговор об информации “государственной” и “общественной”, приведем поучительный пример из американской практики. В 1986 г. в США был принят закон Emergency Planning and Community Right to Know Act, получивший неформальное название “Закона о праве знать”. Согласно одному из положений закона, все сведения о выбросах и сбросах токсичных веществ предприятиями, которые удовлетворяют определенным критериям, должны подаваться в органы Агентства по охране окружающей среды. На основе этих сведений Агентство обязано вести Регистр выбросов токсичных веществ (TRI, Toxic Release Inventory), доступ к которому должен быть открытым. На практике одним из основных каналов доступа к этому регистру стала онлайновая служба RTK NET (“Сеть права знать”), организованная в 1989 г. Служба была создана в рамках проекта двух неправительственных организаций (OMB Watch и The Unison Institute), которые специализировались, в частности, в области общественного контроля за деятельностью государственных органов, доступа общественности к правительственной информации, а также в области новых информационных технологий. Проект финансировался как государственными агентствами, так и благотворительными фондами. Данные TRI были помещены в электронную базу данных с возможностью поиска информации. Первоначально доступ к базе данных осуществлялся с помощью модема по телефонным линиям. По мере распространения новых коммуникационных технологий была добавлена возможность доступа через Интернет в текстовом режиме, а затем и возможность более удобного доступа через WWW (http: //www. rtknet. org/). В рамках проекта среди широкой общественности распространялась (в т. ч. путем проведения семинаров) как техническая информация о работе с базой данных, так и содержательная информация, необходимая для правильного понимания и интерпретации данных TRI. Первоначально положения “Закона о праве знать” вызвали критику ряда предпринимателей, которые считали, что таким образом распространяется информация, оторванная от контекста и не дающая представления о реальной экологической опасности производства. Тем не менее, с момента принятия “Закона о праве знать” были достигнуты реальные результаты в области сокращения загрязнений. Так, для ряда территорий и предприятий объем выбросов и сбросов сократился более чем на 50%. Разумеется, этот показатель является следствием множества причин. Считается, однако, что широкий оборот информации о выбросах и сбросах, ее доступность населению, партнерам, инвесторам, внесли существенный вклад в общий результат. Так, открытость этой информации вызвала к жизни ряд инициатив по работе граждан с предприятием с целью сокращения загрязнений. В этом примере для нас интересны несколько моментов. Прежде всего, это роль доступности информации в реальном сокращении воздействия. Не менее интересно и сложившееся вокруг онлайнового доступа к TRI распределение ролей. Правительственное агентство, опираясь на свою национальную инфраструктуру, осуществляет сбор данных, а неправительственные организации, используя уже накопленный опыт работы с гражданами, обеспечивают доступ к данным “конечного потребителя” — широкой общественности. Важно то, что были предприняты специальные усилия по обеспечению не только формальной, но и “содержательной” доступности информации — обучение пониманию и интерпретации данных. Интересен и тот факт, что неправительственные организации, в силу их большего динамизма, оказались лидером если не в разработке новых технологий, то в их практическом применении. В настоящее время база данных TRI доступна и на сайте EPA (http: //www. epa. gov/), но в течение нескольких лет единственным механизмом онлайнового доступа к этой базе была RTK NET, охарактеризованная государственными чиновниками как “принципиально новая технология доступа к правительственной информации”. Список литературы: "Экологическая информация и принципы работы с ней" Авторы: Т. В. Гусева, С. Ю. Дайман, М. В. Хотулева, В. Н. Виниченко, Е. В. Веницианов, Я. П. Молчанова, Е. А. Заика.
Страницы: 1, 2
|