на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Актуальные проблемы потребительской кооперации
p align="left">В то же время следует отметить, что в системе райпо могут одновременно функционировать предприятия, которые не наделены правами юридического лица. Они действуют на началах внутреннего хозяйственного расчета и подчиняются непосредственно правлению потребобщества.

1.2. Роль союзов потребительских обществ в системе потребительской кооперации

Согласно Закону о потребительской кооперации 1997 г. «союз потребительских обществ (далее также - союз) - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг»[ Закон о потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации от 11. 07. 1997]. Членами союза являются потребительские общества, зарегистрированные и действующие в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Член союза сохраняет свою самостоятельность и права юридического лица.

Для вступления в союз и добровольного выхода из него потребительское общество представляет совету союза соответствующее заявление, свой устав, протокол или выписку из протокола общего собрания общества, принявшего решение о вхождении в союз или добровольном выходе из него. Как отмечает К.И. Вахитов: «Такое заявление должно быть рассмотрено советом общества в течение 30 дней и передано для принятия решения общему собранию представителей потребительских обществ союза. Потребительское общество признается членом союза с момента вынесения положительного решения общим собранием представителей и уплаты взноса»[ Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. М., 1998. С. 159].

Членство в союзе прекращается в случае добровольного выхода или исключения потребительского общества из союза, а также в случае прекращения деятельности общества. Потребительское общество может быть исключено из союза решением общего собрания представителей потребительских обществ союза при нарушении им требований Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», устава союза и своего устава, а также невыполнения решений органов управления и контроля данного союза.

Члены союза имеют право: вносить на обсуждение органов управления союза предложения по вопросам, являющимся предметом деятельности потребительской кооперации соответственно района, округа, области, края, республики или Российской Федерации, участвовать в их обсуждении и принятии решений; требовать в необходимых случаях созыва чрезвычайного общего собрания представителей потребительских обществ союза; получать от органов управления союза, его должностных лиц информацию о деятельности союза; выходить из состава союза; выдвигать своих представителей в органы управления и контроля союза; вносить предложения о внесении изменений и дополнений в устав союза.

Члены союза обязаны: соблюдать Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и устав союза; выполнять решения общего собрания представителей, совета и президиума совета, правления союза; производить внутрихозяйственные отчисления союзу; представлять союзу бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность о своей деятельности.

Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между союзами являются партнерскими и строятся на основе уставов и договоров. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами союза. Союз не отвечает по обязательствам потребительских обществ. Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительными документами.

1.3. Роль Центросоюза в системе потребительской кооперации

В системе «общества - союз» особая роль принадлежит Центросоюзу Российской Федерации. Он является союзом потребительских обществ, но содействует развитию деятельности как потребительских обществ, так и союзов потребительских обществ областей, краев, республик. Как указывают авторы «Вместе ради будущего»: «Центросоюз - это 11,4 млн пайщиков, это высший орган потребительской кооперации, созданный для координации деятельности потребительских обществ и их союзов, представления их интересов в государственных и международных организациях»[ Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации в России. Под ред. В.Ф. Ермакова. М, 2001. С. 183]. Решения органов управления Центросоюза обязательны как для потребительских обществ, так и для союзов всех уровней.

Предметом деятельности Центросоюза являются: определение экономической, социальной и научно-технической политики развития потребительской кооперации России; представление и защита интересов потребительских обществ и союзов потребительских обществ в федеральных органах государственной власти; участие в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материальной, технической и другой государственной поддержки этим обществ и союзов; оказание помощи потребительским обществам и союзам потребительских обществ, принятие непосредственного участия в развитии предпринимательской и социальной деятельности, в разработке наиболее эффективных организационно - правовых форм организаций системы; содействие совершенствованию и развитию хозяйственных связей организаций потребительской кооперации; научная деятельность, подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации через сеть учебных заведений потребительской кооперации; разрешение экономических споров между организациями потребительской кооперации; осуществление контрольных и распорядительных функций в отношении потребительских обществ и союзов потребительских обществ; оказание информационной, методической и консультативной помощи обществам и союзам по правовым, финансовым, экономическим и иным вопросам; пропаганда достижений кооперативного движения, его опыта и ценностей; представление интересов потребительских обществ и союзов потребительских обществ в международном кооперативном движении, а также на внешнем рынке.

Центросоюз достойно защищает экономические интересы организаций потребительской кооперации. Среди его заслуг в этом направлении следует отметить такие: Постановлением от 24.01.94 № 24 кооперативным организациям разрешено привлекать заемные средства от населения, а проценты, начисляемые за пользование ими, включать в издержки обращения. По инициативе Центросоюза в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. № 760 "О реализации некоторых вопросов Соглашения о взаимоотношениях Правительства Российской Федерации с Центросоюзом Российской Федерации 1994 год" разрешено создание Фонда развития потребительской кооперации с отнесением расходов, направляемых в Фонд, на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере до 6% от стоимости реализуемых товаров (продукции). Заслугой Центросоюза является необлагаемый налогом фонд подготовки кадров, а также отнесение на издержки обращения внутрихозяйственных отчислений (совместное письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.01.97 №ПВ-6-02/84 и Правления Центросоюза РФ от 29.01.97, ЦСЦ-6).Значение этих льгот для потребительской кооперации трудно переоценить. Они позволили решить проблему оборотных средств. Центросоюз обеспечил реальную основу для безубыточной деятельности потребительской кооперации. Эти и другие льготы даны потребительским обществам и союзам не как предпринимательским структурам, а как аванс государства под деятельность по социальной защите пайщиков и всего сельского населения. Позднее в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции 2000 г.) цель помощи государства будет выражена предельно емко: «Настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости государственную поддержку» (ст. 1). В период 1994 -1995 гг. Центросоюз оказал существенную помощь системе в решении таких вопросов, как право использования торговой выручки на закупку сельхозпродуктов без ограничение сумм, право при реорганизации не включать в налогооблагаемую базу стоимость имущества, передаваемого с баланса на баланс. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, расположенных на Крайнем Севере, способствовало выравниванию экономики потребсоюзов, обеспечивающих торговое обслуживание населения, проживающего в экстремальных условиях. В процессе взаимодействия Центросоюза РФ с федеральными органами власти и управления решены и другие экономически проблемы, оказавшие стабилизирующее воздействие на финансово-хозяйственную деятельность. В 1995 -1996 гг. из федерального бюджета получена часть средств в погашение задолженности по объектам, построенным в 1994 г. за счет государственных инвестиций. Министерство внешнихx экономических связей и торговли РФ приняло решение о восстановлении для организаций торговли с 1 января 1997 г. действия норм естественной убыли продовольственных товаров. Межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым аппаратам неоднократно устанавливала организациям потребительской кооперации льготы и давала отсрочки по применению и маркам контрольно-кассовых машин. Указ Президента РФ № 795 от 31 мая 1996 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», а также соответствующее постановление Совета Центросоюза мерах по усилению работы с пайщиками сыграли существенную роль в восстановлении прав пайщиков, увеличении их численности, возрождении специальных служб по работе с пайщиками и некооперированным населением. Вырабатывается новая идеология Центросоюза, суть которой состоит в осмыслении потребительской кооперации как социально ориентированной системы. Ее отражением явилась новая редакция закона «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации»", принятого в 1997 г.

Позицию Центросоюза об организационном построении потребительской кооперации России четко изложил председатель его Совета в докладе "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии": «В отличие от любой страны мира потребкооперация в Россиг имеет существенные особенности в организационном построении. Если в зарубежных странах кооператив (потребительское общество) сразу выходит на свой национальный центральный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное. Центросоюз не в состоянии напрямую осуществлять руководство и контролировать деятельность потребительских обществ, оказывая им помощь. В соответствии с законом Центросоюз создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительски обществ и их союзов, защиты имущественных и иных прав этих обществ, их членов и союзов. Вместе с тем Центросоюз целиком и полностью несет ответственность перед государством за состояние и развитие потребкооперации страны, заключает с правительством соглашения о взаимодействии, донося до госорганов важность социальной миссии, выполняемой потребкооперацией, добивается государства правовой, финансовой и другой поддержки, открывая тем самым возможности такой же поддержки в регионах»[ Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации в России. Под ред. В.Ф. Ермакова. М, 2001. С. 191].

Центросоюз Российской Федерации как правопреемник Центросоюза СССР, Всероссийского центрального союза потребительских обществ, Московского союза потребительских обществ в 1998 г. отметил свой 100-летний юбилей. Центросоюз является хранителем исторического опыта кооператоров, продолжателем лучших традиций российской кооперации, искренним защитником интересов пайщика, консолидирующим органом потребительской кооперации России.

Как отмечает К.И. Вахитов: «Сегодняшний Центросоюз, как в свое время и Московский союз, имеет эмблему, на которой изображено дружеское рукопожатие и начертаны мудрые слова: «В единении сила». В этом изречении великого гуманиста Роберта Оуэна содержится призыв ко всем кооператорам - призыв к взаимопониманию, сплоченности, солидарности, сотрудничеству»[ Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. М., 1998. С. 161].

Глава 2. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации

2.1. Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г.

После распада Советского Союза «Закон о кооперации в СССР» от 1988 г. утратил свою силу и потребительская кооперация в России оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существования ее вертикальной структуры - райпотребсоюзов, облпотребсоюзов и республиканских потребсоюзов во главе с Центросоюзом.

В 1992 г., в разгар шоковой терапии, к ликвидации кооперативных союзов призывали отдельные представители антимонопольного комитета Верховного Совета РФ и правая пресса. Необходим был законодательный акт, который восстановил бы легальный статус системы потребительской кооперации и ее союзную вертикаль. Таким актом стал Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 19 июня 1992г.

По объему закон небольшой - 4 главы, 9 статей. Однако, некоторые его нормы оказали большое влияние на развитие организационной структуры потребительской кооперации в течении 1992 - 1997 гг. В этом законе пайщик был назван центральной фигурой в потребительской кооперации, а потребительской общество - ее основой. Была сломлена система «союза союзов», единственными учредителем союзов стали потребительские общества.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.