p align="left">b) Определение аромата чая: Метод: Аромат настоя следует определять после сливания настоя. К определению вкуса и аромата чая приступают не сразу после выливания настоя, а спустя 1-1,5 минут. Для этого чайник, с оставшимся в нем чайным листом, подносят к носу и сильно втягивая воздух, оценивают запах. Аромат доброкачественного чая - приятный, свойственный данному виду. В титестерной практике наиболее совершенные ароматы чая характеризуются терминами: «розанистый», «миндальный», «медовый», «цитрусовый», «смесь запахов земляники, герани и черной смородины» и т.д. c) Определение цвета, интенсивности и прозрачности настоя Метод: визуальной оценки. Цвет настоя определяется в целях подтверждения соответствия его типу чая. Яркая окраска и прозрачность настоя являются надежным признаком высокого качества чая; тусклый непрозрачный раствор - признак чая низкого качества. Снижении интенсивности, характеризуется терминами: «вышесреднего», «средний», «слабый» Обычно все чаи имеют интенсивность настоя «вышесредний», данная интенсивность оценивается в 2 балла. Наилучшим считается прозрачный, яркий цвет настоя. Коричневый, темный, мутный или зеленоватый цвет настоя считается недостатком и указывает на нарушение технологического режима. d) Определение вкуса настоя Метод: Отпить немного из чашки, и не проглатывая, перекатывать во рту, оценивая вкусовые ощущения. Терпкость и полнота вкуса настоя - свидетельствует о высокой экстрактивности чаев, пустой, плоский вкус свидетельствует о переферментации чая (технологический дефект). e) Определение цвета заваренного листа Метод: Чайник перевернуть на крышку, и отжав из разваренного листа остатки настоя, определить цвет листьев и однородность их окраски. У высококачественного черного байхового чая разваренный лист имеет яркий медный цвет. Темно-коричневый, зеленый и тусклые оттенки цвета разваренного листа оцениваются как дефекты. Таблица 3.5 Результаты экспертизы качества чая |
Показатели | Наименование торговой марки | | | «Принцесса Нури» | «Майский» | «Ахмад» | | 1. Внешний вид (уборка) сухого чая | Мелкорезанный лист, окраска неоднородная, преобладает нескрученный лист, примесь черешков и стебельков | Лист хорошо скручен, окраска ровная, однородная, лист ровный, посторонние примеси отсутствуют | Мелкорезанный лист, достаточно хорошо скрученный, присутствие незначительного количества нескрученных листьев | | Оценка (баллы): | 0,5 | 1 | 0,75 | | 2. Аромат настоя | Тонкий приятный, аромат с оттенками: «медовый», «сенный» (2 тона) | Приятный аромат, немного грубоватый; с оттенками: «хлебный» или «солодовый», «табачный" (2 тона) | Легкий, приятный, аромат, с оттенками «медовый», «цветочный», «подсолнечный» (3 тона) | | Оценка (баллы): | 1 | 1 | 2 | | 3. Интенсивность настоя | Цвет темно-медный, яркий «вышесредней» интенсивности, | Цвет янтарный, яркий «слабоинтенсивный» | Цвет насыщенный медный, яркий «среднеинтенсивный» | | Оценка (баллы): | 2 | 1 | 1,5 | | Прозрачность настоя | Чистый, прозрачный | | Оценка (баллы): | 1 | 1 | 1 | | 4. Вкус настоя | Вяжущий вкус с «подсолнечно-сенным» оттенком (2 тона) | Слегка вяжущий вкус, с оттенком «солода» (1тон) | Сильно вяжущий вкус с «медово-сенным» оттенком, (2 тона) | | Оценка (баллы): | 2 | 1 | 2 | | 5. Цвет разваренного листа | Коричнево-красный, неоднородный | Медно-коричневый неоднородный | Однородный медно-коричневый | | Оценка (баллы): | 0,5 | 0,5 | 1 | | |
Полученные баллы по каждому показателю умножаем на соответствующие им коэффициенты. Уровень качества исследуемых марок чая рассчитывается следующим образом: 1. Ук «Принцесса Нури»= (0,5Ч0,1)+(1Ч0,2)+(2Ч0,2)+(1Ч0,1)+(2Ч0,3)+(0,5Ч0,1)=1,4 2. Ук «Майский» = (1Ч0,1)+(1Ч0,2)+(1Ч0,2)+(1Ч0,1)+(1Ч0,3)+(0,5Ч0,1)=1,4 3. Ук «Ахмад» = (0,75Ч0,1)+(2Ч0,2)+(1,5Ч0,2)+(1Ч0,1)+(2Ч0,3)+(1Ч0,1)=1,57 Таким образом, видно, что по уровню качества чаи «Принцесса Нури» и «Майский» равны, уровень качества чая «Ахмад» этот показатель немного выше. Следовательно, по уровню качества чая «Ахмад» будет оцениваться как «высокий» (3 балла), для остальных образцов - «средний» (2 балла) Таблица 3.6 Оценка уровня конкурентоспособности по качеству |
Оценка (баллы) | Наименование ТМ | | | Принцесса Нури | Ахмад | Майский | | | 2 | 3 | 2 | | |
3. Уровень цены Продажная цена за 100г чая: «Принцесса Нури» = 17 рублей «Майский» = 30 рублей «Ахмад» = 40 рублей Таблица 3.7 Оценка уровня цены |
Оценка (баллы) | Наименование ТМ | | | Принцесса Нури | Ахмад | Майский | | | 3 | 1 | 2 | | |
4. Маркетинговые усилия в продвижении торговой марки a) Промо акции Промо акции торговых марок см. приложение 2 (продвижение торговой марки через распространение информации о ее особенностях, ассортименте, новинках, конкурентных преимуществах) Исследуемые торговые марки достаточно активно продвигаются в магазине. Сведения об обновлении их ассортимента и других переменах, обязательно сообщаются покупателям в устной, или изобразительной форме. b) Количество представленных ассортиментных позиций Ахмад - 22 Майский - 17 Принцесса Нури - 16 Таблица 3.8 Оценка торговых марок по количеству ассортиментных позиций |
Оценка (баллы) | Наименование ТМ | | | Принцесса Нури | Ахмад | Майский | | | 2 | 3 | 2 | | |
Конкурентоспособность исследуемых марок, будет представлять собой сумму произведений оценок параметров конкурентоспособности и коэффициентов их весомости. Таблица 3.9 Перечень всех параметров и их оценок каждой торговой марки |
Параметры | Коэффициент весомости | Наименование торговой марки | | | | Принцесса Нури | Ахмад | Майский | | | | Количество баллов по каждому параметру | | Упаковка | 0,2 | 2 | 3 | 2 | | Качество | 0,4 | 2 | 3 | 2 | | Приемлемость цены | 0,3 | 3 | 1 | 2 | | Маркетинговые усилия в продвижении торговой марки | 0,1 | 2 | 3 | 2 | | |
Конкурентоспособность (К) рассчитывается следующим образом: 1. К «Принцесса Нури» = (2Ч0,2)+(2Ч0,4)+(3Ч0,3)+(2Ч0,1) = 2,3 2. К «Ахмад» = (3Ч0,2)+(3Ч0,4)+(1Ч0,3)+(3Ч0,1) = 2,4 3. К «Майский» = (2Ч0,2)+(2Ч0,4)+(2Ч0,3)+(2Ч0,1)=2 Таким образом, выяснилось, что конкурентоспособность чая Ахмад для магазина ООО «Хорунжий», выше, чем конкурентоспособность двух других товаров-аналогов (см. рис.3.14).
Рис.3.14 Конкурентоспособность чая «Принцесса Нури», «Ахмад», «Майский» Сегодня, марки «Принцесса Нури», «Майский», «Ахмад» можно назвать абсолютными лидерами. Данные марки не входят в разряд элитных, эксклюзивных или обладающих безупречным качеством. Их превосходство - в гармоничном сочетании цены, качества и дизайна, а также - в выбранной стратегии «завоевания большей доли рынка». Эта стратегия заключается в ориентации на обычного, среднего потребителя, представляющего основной сегмент всего населения страны. Таким образом, можно сделать вывод - «Изучай потребителя и поймешь, что ему надо». Успех товара всегда определяется спросом. Выводы и предложения Для увеличения объема продаж необходимо «отслеживать» товары, пользующиеся наибольшим спросом и проводить анализ их конкурентоспособности, особенно это касается случаев, когда объем закупаемых товаров не может выйти за рамки одной товарной марки и нужно выбрать одну, обладающую абсолютным преимуществом перед другими торговыми марками. В результате исследования по группе чайных товаров, я определил самую конкурентоспособную марку чая для данного магазина, и предложил магазину увеличить объемы закупок товаров данной марки, снизив при этом (но не убрать совсем) объем закупок марок, обладающих меньшей конкурентоспособностью. А для повышения конкурентоспособности других марок-лидеров («Ахмад» и «Майский») было предложено увеличить количество ассортиментных позиций каждой марки и периодически проводить рекламные кампании (промо акции) с целью ознакомления потребителей с ассортиментом товаров. Магазину «Продукты» (ООО «Хорунжий») было также предложено использовать данную систему анализа конкурентоспособности товаров применительно к ассортименту товаров каждой группы магазина «Продукты» ЛИТЕРАТУРА 1. Л.Р. Афанасьев и др. Товароведение продовольственных товаров. / М.; Экономика, 1982. 2. В.И. Базаров. М. Исследование продовольственных товаров.: Экономика, 1986. 3. П.А. Боровикова и др. Товароведение продовольственных товаров. / М.: Экономика, 1988. 4. А. Васильев, Л.И. Ибрагимов, Н.Г. Нагапетьянц и др Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для ВУЗов / Г.; 5. С. Д. Ильенкова. Управление качеством / под ред.. - М ЮНИТИ, 1998 6. Михаленко В.Е., Пизик С.Е. Практические работы по товароведению продовольственных товаров. М.: Экономика, 1986. 7. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. “Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление”. - М: Внешторгиздат, 1993. 8. Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2000. 9. Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. 10. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и кондитерских товаров. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 11. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998 12. ГОСТ 1938 - 90. «Чай черный, байховый, фасованный». Технические условия 13. ГОСТ 1936-85 «Чай. Правила приемки и методы анализа» 14. www.standard.ru 15. www.advertology.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|