Анализ конкурентоспособности предприятия
Содержание Введение 1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия 1.1 Конкуренция и конкурентоспособность 1.2 Современные теоретико-методологические подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью 1.3 Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия 2. Эффективность и конкурентоспособность предприятия на примере ОАО «БзАТИ» 2.1 Характеристика предприятия ОАО «БзАТИ» 2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды 2.3 Диагностика внутренней среды «БзАТИ» 2.4 Анализ факторов внешней среды 2.5 Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007) Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика переходного этапа рыночных отношений в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической среде. Изменение институциональной среды, а также целевых установок предприятия вызывает необходимость внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию в конкурентной среде. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию. Вместе с тем опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие на многих предприятиях систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Особенно недостаточно исследован отраслевой аспект этой проблемы. В этой связи развитие теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия в направлении совершенствования методов достижения конкурентных преимуществ с учетом отраслевых условий является актуальной проблемой. Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности были заложены в работах классиков экономической теории: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, Дж. Кейса, Й. Шумпетера, Э.Чемберлена, Ф.А. Хайека. Вопросы регулирования конкурентоспособности в сложившейся рыночной системе рассматривались в трудах И. Ансоффа, К. Викселля, Л. Водачек, Ж.-Ж. Ламбена, А.П. Лернера, М. Мескон, В.Оучи, М. Портера, Г. Саймона, А. Стрикленд, X. Такеучи, Ф.И. Эджо-урта и др. Различные аспекты конкурентоспособности освещены отечественными авторами довольно широко, среди них следует отметить Г.Л. Азоева, М.И. Гель-вановского, Н.И. Герчикову, А.П. Градова, О.В. Куликова, В.Д. Марковой, А.З.Селезнева, Р.А.Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и др. Основное внимание исследователей привлекают проблемы конкурентоспособности товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема конкурентоспособности промышленного предприятия. Цель исследования: анализ влияние факторов, обеспечивающих эффективность и конкурентоспособность предприятия и разработка рекомендаций дляповышения эффективности и конкурентоспособности предприятия. Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются: - Изучить теоретические аспекты данной темы; - Проанализировать факторы, влияющие на эффективность и конкурентоспособность предприятия; - Проанализировать конкурентную стратегию предприятия; - Изучить роль конкурентных преимуществ обеспечивающих эффективность предприятия; - Выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия. Объектом исследования является: изучение влияния факторов на эффективность и конкурентоспособность предприятия. Предметом исследования является: анализ конкурентоспособности предприятия. Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована необходимость выделения текущей и стратегической (долгосрочной) составляющих конкурентоспособности предприятия; предложен комплекс показателей оценки уровня конкурентоспособности предприятия, включающий в себя показатели конкурентоспособности продукции, целевой, технологической, экономической и финансовой эффективности и социальной значимости предприятия, а также отраслевые, рыночные факторы и факторы макросреды; - обоснованы и предложены в качестве методических рекомендаций последовательность оценки состояния конкурентной среды и уровня конкурентоспособности предприятия; Методы исследования: 1 теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, экспертные заключения, схематизации); 2 практические (опрос, наблюдение, контен-анализ, статистический, системный, логический, сравнительный). Структура работы - обусловлена целями, исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении определена цель, задачи, объект, предмет исследования, методы исследования, актуальность, научная новизна гипотеза методологическая основа. В первой главе представлено теоретическое обоснование темы и раскрываются следующие проблемы: 1 Конкуренция и конкурентоспособность; 2 Современные теоретико-методологические подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью; 3 Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия Во второй главе, изучены следующие факторы: 1 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды; 2 Диагностика внутренней среды БзАТИ; 3 Анализ факторов внешней среды; 4 Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007). 1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия 1.1 Конкуренция и конкурентоспособность Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. По мнению автора Азоева Г.Л. [1,с.92] с экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на: -ценовую (конкуренцию на основе цены); -неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости). Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой (таблица 1). По мнению Портера М. [9,с.59] степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже: Таблица 1 - Маркетинговые методы управления фирмой. |
Метод маркетинговой политики | % компаний поставивших фактор на 1-ое место | | 1 | 2 | | Разработка и выпуск новых товаров Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга Организация работы торгового аппарата Реклама и стимулирование сбыта Усовершенствование выпускаемой продукции Политика цен Совершенствование организационной структуры Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения Сокращение издержек обращения Кредитная политика и финансирование | 79 73 59 56 52 50 44 41 17 14 | | |
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся: -промышленный шпионаж; -привлечение к сотрудничеству специалистов фирм-конкурентов, владеющих производственными секретами; -выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому значительно дешевле; -закупка образцов с целью их копирования. Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы. - Конкуренция на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией для получения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов на ресурсных рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы. - Конкуренция продавцов в области сбыта товаров и/или услуг на рынке; - Конкуренция покупателей на сбытовых рынках. В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность. В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей. Основным направлением конкурентной деятельности абсолютного большинства российских предприятий, производителей продукции производственно-технического назначения является конкуренция продавцов в области сбыта товаров и услуг на рынке. Смит А. [12,с.115] впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле, А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки», понятно, какое большое значение Смит А. уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общественных интересов. На примере ценовой конкуренции он убедительно доказал ряд существенных положений, ставших впоследствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести понимание того, что совокупность действий отдельных производителей на рынке устанавливает цены; каждый отдельный потребитель подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Более того, из данного положения следует, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|