Анализ маркетинговой деятельности
28 ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работа по предмету: Маркетинг. тема: «Анализ маркетинговой деятельности» Выполнила: Проверил: Архангельск 2002 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 1. СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….….4 2. МАРКЕТИНГ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ…6 3. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЭЛПА»……………………………..8 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ООО «ЭЛПА»…….….10 4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………10 4.2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА …………….13 4.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………….25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………28 ВВЕДЕНИЕ Основой же современного рыночного хозяйства является маркетинговый подход к организации деятельности как на микроуровне - на уровне предприятий и организаций, так и на макроуровне - уровне всей национальной экономики. Большинство предприятий стремится использовать новую для них концепцию для целей адаптации к существующим, весьма нелегким для них, условиям переходной экономики. Однако для становления концепции маркетинга необходимо преодолеть ряд трудностей, обусловленных как общеэкономическими предпосылками, так и типично российскими особенностями. Актуальность исследования по организации маркетинга на промышленных предприятиях определяется прежде всего ориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию. 1. СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение высоких прибылей или прочное положение на рынке. Философия маркетинга предельно проста: производитель должен выпускать та-кую продукцию, которой заранее обеспечен сбыт, и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли. Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где осо-бая роль отводится потребителю. Потребитель выдвигает свои требования к продук-ту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего машин и оборудования) и тем самым создает предпосылки для рас-пределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изу-чать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции. Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необхо-димость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельно-сти фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и постоянно усиливается тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирования фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений. Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обосно-ванно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным об-разом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источ-ники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество про-дукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль. Другими словами, производитель призван выпускать такую продукцию, которая найдет сбыт, принесет прибыль. А для этого нужно изучать общественные и инди-видуальные потребности, запросы рынка как необходимое условие и предпосылку производства. Поэтому все больше углубляется понимание того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта концепция нашла свое воплощение в маркетинге. Именно всестороннее изучение спроса, потребностей и их учет в целях более правильной ориентации производства и составляют главное назначение маркетинго-вой деятельности в системе управления процессом производства. Изучение спроса - это не просто достаточно точное выявление спроса на кон-кретные товары и услуги, удовлетворяющие определенные потребности, но и фор-мирование этого спроса, предвидение, в каком направлении он будет изменяться под влиянием научно-технического прогресса, возросших покупательских способно-стей, требований к качеству и надежности продукции и т.д. Маркетинг в условиях современной научно-технической революции стал не только необходимым, объективно закономерным, но и возможным Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга. Москва 2000.- 24-32с.. 2. МАРКЕТИНГ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя: - изучение спроса (текущего и перспективного) на конкретный товар на определенном рынке или его сегменте, требований потребителей к товару: его ка-честву, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и другим ориентирам, включая возможные каналы сбыта; - составление, исходя из комплексного учета рыночного спроса программы маркетинга по продукту (или группе продукта), в которой на основе анализа всех необходимых факторов рассматриваются возможные издержки производства конкретного продукта - установление верхнего предела цены товара и рентабельности его производства; - разработку на основе программ маркетинга инвестиционной политики фир-мы, расчет полных издержек производства и уровня рентабельности по фир-ме в целом; - определение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы: вало-вых доходов и чистой прибыли после вычета стоимости материальных за-трат, оплаты труда, уплаты всех видов налогов и отчислений, включая про-центы за кредит. Важная особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит в том, что он предполагает принятие решений на базе многовариантных экономических рас-четов с использованием компьютерной техникии ориентирован на создание организа-ционных, экономических и юридических условий для эффективного функционирова-ния и развития фирмы в целом. Поэтому важнейшее значение имеют выработка и принятие обоснованных решений по конкретным видам маркетинговой деятельности. Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, предполагающей определение каналов и методов сбыта по каждому конкретному виду продукта и определенному рынку; исчисление возможных затрат на организацию сбыта, расхо-дов на рекламу, транспортировку и доставку товара. Однако сама организация сбы-та и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной деятельности фирмы, на повышение эффективности которой направлены все функ-ции управления, в том числе и маркетинг. Такая совокупность видов деятельности в рамках маркетинга по существу озна-чает качественно новый подход к управлению производством. Суть этого подхода состоит в том, что исходным пунктом глубокого и всестороннего выявления воз-можностей конкретного производства, путей его интенсификации и повышения эф-фективности становится анализ платежеспособного рыночного спроса на соответст-вующие товары, потребностей потребителя. Маркетинговая деятельность - это деятельность, прежде всего ориен-тированная на перспективу. В этом заинтересован как потребитель, так и произво-дитель. В фирмах используются специфические методы в области осуществления текущей и перспективной маркетинговой деятельности Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва: 2000. с. 314-317. 3. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЭЛПА» ООО «ЭЛПА» - предприятие занимающееся предоставлением полиграфических и издательских услуг. Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции ООО “ЭЛПА” имеет хорошо отлаженную систему качества и надежности выпускаемой продукции, которая обеспечивает квалифицированный технический контроль. Постановка на производство только конкурентоспособной продукции и постоянная работа над повышением качества выпускаемых изделий - вот проблемы, которые являются приоритетными для руководства. Всю работу в этой области, в соответствии с действующей на предприятии “Политикой в области качества”, возглавляет заместитель генерального директора по качеству. Технические специалисты службы качества прошли обучение. Общая численность работников ООО «ЭЛПА» - 45 человек, из них треть составляют инженерно-технические работники. Наличие современного высокопроизводительного оборудования диктует жесткие требования к квалификации не только ИТР, но и рабочих. ООО «ЭЛПА» располагает собственным печатным цехом. Опыт специалистов и имеющееся оборудование позволяют организовать на базе предприятия выпуск продукции высокого качества. Отлаженная система качества позволяет работать не только в своем регионе, но и устанавливать партнерские отношения с другими регионами. ООО «ЭЛПА» является постоянным участником специализированных выставок, включая и ЭКСПО. Структура управления предприятием: - генеральный директор, - технический директор, - финансовый директор, - директор по производству, - директор по управлению персоналом и режиму, - директор по внешним связям и маркетингу, - коммерческий директор, - заместитель технического директора, - главный технолог, - заместитель генерального директора по качеству, - главный бухгалтер, - помощник генерального директора по общим вопросам, - начальник финансового отдела, - начальник отдела управления собственностью. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ООО «ЭЛПА» 4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ Общая часть Служба маркетинга - самостоятельное структурное подразделение предприятия, которое состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности. Служба маркетинга создается приказом генерального директора ООО в соответствии с утвержденной структурой. В своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством, приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и настоящим положением. Цели и задачи Служба маркетинга создана с целью: -максимальной адаптации производства к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия; -воздействия на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях; -развития и поощрения на предприятии творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и в первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг; -обеспечение целевого управления процессом производства; разработка -производство -реализация -сервис. Поставленные перед службой цели достигаются решением следующих задач: -комплексного изучения рынка; -выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка; -планирование товарного ассортимента и цен; -разработки мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса; -разработки мер по совершенствованию управления и производства. Функции службы маркетинга -исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, предлагаемую к производству; -ориентация разработчиков новой продукции на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции; -анализ конкурентоспособности продукции предприятия и изделий, предлагаемых к производству, сопоставление ее потребительских, цены с аналогичными показателями конкурирующей продукции;
Страницы: 1, 2, 3
|