p align="left">Маркетинговые исследования подобного рода могут выполняться по заказу и по программе предприятия-заказчика на коммерческих условиях или же самостоятельно маркетинговой фирмой по стандартной программе, рассчитанной на определенные категории предприятий. Результаты таких исследований продаются всем желающим. Иногда маркетинговая фирма продает методологию исследования, алгоритмы и прикладные программы.[12] Таким образом, маркетинговые исследования позволяют выбрать оптимальный рынок сбыта, осуществить планирование, т.е. обоснованное, согласно результатам маркетинговых исследований, предвидение, прогноз развития рыночной ситуации и разработку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской и маркетинговой деятельности фирмы и реализации стратегических направлений предпринимательства. Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью. 2 Анализ маркетинговых исследований ОАО «Этанол» 2.1 Технико - экономическая деятельность ОАО «Этанол» ОАО «ЭТАНОЛ» является одним из лидеров по объему производства и реализации винно-водочных изделий в Орловской области. По опросам покупателей, основными достоинствами продукции эмитента является репутация предприятия и высокое качество выпускаемых изделий. История появления Ливенского спиртзавода, ныне открытого акционерного общества "Этанол", уходит своими корнями в XIX век. Одним из первых, после Величайшего повеления Императора о винной монополии в Росссии, построил в Ливнах спиртоводочный завод купец Ф.А.Заседателев, занимавшийся ссыпкой и торговлей зерном и владевший также конным заводом и доходными домами. В 1870году завод выдал свою первую продукцию. Уже в то время водки и вина, выпускаемые Ф.А. Заседателевым, отличались отменным качеством. После 1917г. завод был национализирован и перешел в руки государства. Первую послевоенную продукцию завод дал в 1949году. Уже в первый год после восстановления на предприятии производилось 1000 декалитров спирта в сутки. К началу 90-х годов завод ежегодно вырабатывал около миллиона декалитров спирта, более 2,5 тысяч тонн хлебопекарных дрожжей, около 1 тысячи тонн двуокиси углерода, более 1 тысячи тонн сброженного яблочного сока. 19 ноября 1992года произошла реорганизация государственного спирт завода в акционерное общество открытого типа "Этанол". В этот же период была присоединена сеть торговых точек. Создание сети фирменной торговли подтолкнуло предприятие к освоению нового вида производства - ликеро-водочного, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 187%. Для увеличения ассортимента продукции: вин, винных напитков и ликероводочных изделий, в 2000г. в ОАО "Этанол" появилось новое структурное подразделение - сельскохозяйственный комплекс, был присоединен совхоз "Моногаровский". Виды деятельности. 1. Основными видами деятельности Общества являются производство, хранение, поставка и реализация: - спирта этилового ректификованного; - спирта этилового, в том числе денатурата; - масла сивушного; - углекислоты; - дрожжей хлебопекарных; - сока яблочного натурального; - вин плодово-ягодных; - напитков винных; - водки и ликероводочных изделий; - виноматериалов плодово-ягодных сброженно-спиртованных; - спиртосодержащей не пищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт. 2. Не основными видами деятельности Общества являются: - торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля), в том числе на комиссионных началах; - общественное питание; - производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; - коммерческая и посредническая деятельность; - внешнеэкономическая деятельность; - производство строительных, ремонтных и реставрационных работ; - осуществление грузопассажирских перевозок; - бытовые услуги. Сеть фирменных торговых предприятий состоит из 8торговых точек, включая ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад. Сельско - хозяйственный комплекс имеет площадь сельхозугодий -1824га, в том числе наличие пашня составляет -1049га. Среднегодовая мощность производства: - спиртового:908,9 тыс. дал. - дрожжи хлебопекарные:3,04 тыс. тонн - углекислота жидкая:1140 тонн - напитки винные, вино плодовое ликероводочные изделия: 242 тыс. дал. - водка: 245,2 тыс. дал. Основные виды продукции. ОАО «Этанол» производит выпуск спирта в ассортименте: - Спирт высшей очистки; - Спирт «Экстра»; - Спирт «Люкс». Ликероводочной продукции: - Винные напитки - 4 наименования; - Вина - 5 наименований; - Настойки - 3 наименования; - Водки - 21 наименование; - Дрожжей - 1 наименование. Ликероводочная продукция выпускается в бутылках емкостью 0,25л., 0,5л. Сувенирная продукция выпускается в оригинальной упаковке емкостью от 0,45л. до 4,8л. Дрожжи в расфасовке по 100г и 1000г. Помимо основных видов продукции общество является производителем и прочей продукции. В состав которой входит молоко, мясо КРС и свинины, зерно, яблоки нескольких сортов, 41 наименование кондитерских изделий( торты, пирожные), 17 наименований продукции цеха полуфабрикатов (пельмени, зразы, голубцы, манты, салаты в ассортименте). За 2002-2007гг значимых изменений по основным составляющим рынка производства и продажи спирта и алкогольной продукции не произошло. В 2006-2007 в связи с введением системы ЕГАИС и перелицензированием Покупателей продукции эмитента объем производства и сбыта уменьшился. В 2007 году рынок производства и сбыта спирта и алкогольной продукции постепенно стабилизируется. Основной хозяйственной деятельностью предприятия является производство, хранение и реализация спирта этилового ректификованного (пищевого), винно-водочных изделий, хлебопекарных и спиртованных дрожжей.[Приложение А] Таблица 2 - Основная хозяйственная деятельность предприятия |
Виды основной хозяйственной деятельности | Доля выручки в общей сумме полученных доходов за отчетный квартал | | Спирт | 26,4 | | Винно-водочные изделия | 39,5 | | Дрожжи хлебопекарные | 16,4 | | Итого от основной деятельности | 82,3 | | |
Анализ технико-экономических показателей ОАО «Этанол» включает расчет многих показателей, первым из которых является товарная продукция. Данные за базовый и отчетный год говорят об уменьшении данного показателя на 26919 тыс.руб. Следующим рассматриваемым показателем выступают материальные затраты на выпуск товарной продукции. На ОАО «Этанол» данный показатель увеличился в 2007 году до уровня 141745 тыс.руб., что говорит об увеличении материальных затрат на 20485 тыс.руб. (или на 16,8%). Размер чистой прибыли на ОАО «Этанол» уменьшился до 44521 тыс. руб., что на 4659 тыс.руб. меньше, чем в 2006году. Рассматривая себестоимость товаров, продукции, работ, услуг нельзя не заметить также уменьшения на 10371 тыс.руб. Фонд оплаты труда на «ОАО «Этанол» уменьшился на 2363,5 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом и составил 43448,4 тыс. руб. в 2007 г. Такой показатель как среднемесячная зарплата одного работника она увеличилась на 731,4руб. Ряд следующих показателей отражает такое понятие как прибыль -чистый доход, созданный в сфере материального производства. В 2006 г. - 11288 тыс. руб., в 2007 г. уже 5386 тыс. руб. Наблюдается уменьшение на 5902 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных средств (многократно участвующие в производственном процессе, но сохраняющие свою натуральную форму до полного изнашивания; свою стоимость переносят на стоимость вновь созданной продукции по частям в виде амортизационных отчислений). Данный показатель определяется как среднее между стоимостью основных фондов на начало и на конец года. В 2006 г. данная стоимость составила 66558,5 тыс. руб., в 2007 г. - 64958,5 тыс. руб. наблюдается уменьшение. Таким образом, ОАО «Этанол» в период с 2006 по 2007 годы является платежеспособным, но необходимо уделить внимание полученным финансовым результатам, так как постоянное снижение чистой прибыли и рентабельности продаж свидетельствует о колебаниях в финансовом состоянии. 2.2 Маркетинговая информационная система ОАО «Этанол» Известно, что в настоящее время большинство организационных вопросов изучается с точки зрения системного подхода. В организации маркетинговых исследований огромную роль играет маркетинговая информационная система (МИС). Маркетинговая информационная система - это взаимосвязанная, непрерывно действующая структура, содержащая людей, технику и методы сбора, обработки и выдачи адекватной, своевременной и достоверной информации для использования при принятии решения в рамках маркетинговой программы фирмы. Концептуальная модель маркетинговой информационной системы ОАО «Этанол» включает четыре сравнительно обобщенные подсистемы: внутреннюю информацию, маркетинговые исследования, текущую внешнюю информацию, обработку и анализ информации. Маркетинговая информационная система включает в себя целый набор методов сбора информации. Любая маркетинговая деятельность начинается с поиска информации и в первую очередь опубликованной, т.е. с поиска литературы. Методы поиска литературы охватывают следующие способы отыскания нужной информации: -обращение к энциклопедическим, техническим и другим словарям; -использование библиотечных каталогов и указателей; -консультации с библиографами или сотрудниками патентной службы; -обращение к реферативным журналам; -использование единой системы и технической информации (типа “телемаркет”) и т.д. В процессе маркетинговых исследований наиболее часто используются методы интервьюирования и анкетного опроса. Метод интервьюирования потребителей имеет целью собрать информацию, известной только потребителям данного изделия или услуги. Это, как правило, ограниченный круг лиц, хорошо знающих товар и проблемы рынка. Интервьюирование проводится по заранее составленному вопроснику. Вопросы и ответы регистрируются либо в виде протокольной записи, либо в виде магнитофонной записи, либо с помощью телеаппаратуры. Одно из главных требований интервьюирования состоит в том, что берущий интервью глубоко вникает в суть проблемы и может из ответов потребителей извлечь нужную информацию. Интервьюирование - самый быстрый и дешевый способ получения информации. Метод анкетного опроса ставит своей целью собрать полезную информацию среди большой группы населения. Этот вид исследования требует тщательной предварительной подготовки, которая включает: -составление анкеты, включающей вопросы, необходимые для изучения, и исследования одной или нескольких проблем, или конкретной ситуации; -определение категории лиц, располагающих необходимыми видами информации; -определение размера и характера выборки; -распространение анкеты; -сбор ответов; -прочтение и анализ ответов, и извлечение необходимой информации. Кроме методов интервьюирования и анкетного опроса, в процессе маркетинговых исследований используются следующие методы. Методы исследования поведений потребителей имеет целью: -исследование модели поведения потребителей нового изделия и предсказания их предельных характеристик; -изучения путем наблюдения или моделирования особенно важных аспектов поведения как малоискушенных. так и опытных потребителей данного товара; -зафиксирования предельных значений качественных характеристик товара, превышение которых приводит к возникновению неудобств в эксплуатации, поломок, ошибок и т.д.; -зафиксирование отзывов потребителей о качественных характеристиках товара с целью дальнейшей его доработки и т. д. Метод мозговой атаки имеет целью стимулировать группу лиц (разработчиков товара) к быстрому генерированию большого количества идей. Организация мозговой атаки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|