p align="left">По данным комитета по товарному рынку администрации города, на начало 2007 года в городе работало 1415 предприятий общественного питания (за год их количество увеличилось на 68) на 108920 мест. В том числе - 50 ресторанов, 81 бар, 192 кафе, 47 кофеен, 542 столовых, 211 закусочных. Обеспеченность местами предприятий общедоступной сети в городе на 2007 года составляла 45 мест на 1000 человек (при контрольном показателе на 2006 год 40 мест). Согласно стратегическому проекту «Кухня на любой вкус» к 2015 году этот показатель должен вырасти до 55 мест на 1000 жителей. По российским нормам на тысячу жителей должно приходиться 40 посадочных мест в объектах общепита. По данным комитета: 46 % от всех предприятий общепита, расположенных внутри ТЦ Екатеринбурга, составляют фудкорты (точки быстрого питания в торгово-развлекательных центрах). Второе место по популярности в ТЦ занимают кафе и кофейни - 22 %. Самыми востребованными заведениями в городе, по данным комитета, являются предприятия быстрого обслуживания. Основные посетители недорогих заведений с чеком от 80 до 500 руб. - молодые люди, которые хотят не только поесть, но и развлечься, пообщаться с друзьями. Элитных ресторанов в Екатеринбурге, по оценкам участников рынка, около 30. В их числе - «Троекуровъ», «Дольче Вита», «КЭФ», «Фигаро», «Ля Ронд», «Халиф». Средний чек в этих заведениях - 2000-3000 руб. Клиентура премиум-сегмента растет главным образом за счет столичных и иностранных бизнес-туристов. Крупными операторами рынка общепита в городе являются несколько коммерческих структур, среди которых эксперты выделяют ООО «Малахит», ООО «Реста Менеджмент» и ООО «Ресторан Большой Урал». «Малахит» представляет в Екатеринбурге 42 заведения общественного питания и индустрии развлечений: street-сеть «Донер Кебаб», сеть фаст-фудов «Мак Пик», сеть ресторанов «Сандэй», сеть кафе-пекарен «Поль Бейкери», сеть ресторанов «Суши-Ко», рестораны «Грандъ-Буфетъ» (русская кухня), «Градара» (итальянская кухня), «Базар» (азиатская кухня), «Пивной Барон» (немецкая кухня, пивная линейка из 10 наименований), кальян-бар «Базар». «Реста Менеджмент» развивает в первую очередь концептуальные проекты: ресторан «Троекуровъ», «Пан Сметан», пабы «Рози Джейн», The Hooch, «Уральские пельмени». «Большой Урал» объединяет 12 екатеринбургских ресторанов различной направленности - японская сеть «Ем Сам», итальянская - «Моретти». Федеральные бренды общественного питания представлены в Екатеринбурге триадой от «Росинтер Ресторантс Холдинг» - «Ростик`c», «Планета Суши» и Il`Patio, пивным рестораном «Тинькофф», «Шоколадницей», открывшейся в прошлом году вместе с «Мегой». Кроме того, в 2006 году на Урал пришел новосибирский холдинг «Фудмастер», составивший серьезную конкуренцию лидерам ресторанов быстрого обслуживания «Росинтеру» и «Мак Пику». «Фудмастер» открыл столовые «Вилка-ложка» и трактиры «Жили-Были» не только в Екатеринбурге, но и в Перми, Челябинске, Тюмени. В Екатеринбурге широкое распространение получили национальные кухни, из которых большая часть - кухни бывших советских республик: Армении, Грузии, Узбекистана, Азербайджана, Украины. Как правило, этот сегмент представлен закусочными и кафе. Среди ресторанов можно отметить «Арагви» (грузинская кухня), «Уральские пельмени» (русская и узбекская кухня), «Малиновка» (украинская кухня). Европейские направления, напротив, представлены в основном ресторанами. Это венгерская, греческая («Греция»), итальянская («Моретти», «Дольче Вита», «Феллини»), немецкая (кафе «Лиса и фазан»), французская («Ля Ронд»), средиземноморская рыбная («Порт Стэнли») и чешская кухня («Пан Сметан», бар «Медный грош»). Особой популярностью среди политической и бизнес-элиты является ресторан премиум-класса «Халиф». Главным образом, посетителей привлекает изысканная европейская, русская, арабская и узбекская кухня, блюда которой готовятся приглашенными из заявленных стран поварами. Авторское блюдо заведения - «Баран - Тандыр», готовящееся на свежем воздухе в печи - еженедельно привлекает ценителей восточной кухни. На пике моды находится японская кухня, которую предлагают заведения самого разного уровня, от элитных ресторанов до предприятий фастфуда и небольших суши-баров. Екатеринбургский рынок общественного питания занят на 60-70 %, и место на нем еще есть. Потребление ресторанных услуг растет, и в целом Екатеринбург располагает к тому, чтобы этот рынок развивался. По мнению аналитиков, в ближайшие годы ресторанный рынок уральской столицы существенно изменится, поскольку его намерены осваивать западные компании, хорошо подготовленные в профессиональном плане. Свои позиции будут укреплять и уже существующие сети. Челябинск по данным портала Гастрономия.ру, сегодня в Челябинске помимо столовых насчитывается около 300 заведений общественного питания. Емкость ресторанного рынка Челябинска оценивается в 5,5 млрд. рублей в год. По количеству предприятий общепита на душу населения Челябинск отстает от Тюмени и Екатеринбурга, однако опережает остальные субъекты РФ, входящие в Уральский федеральный округ. Сегмент ресторанов со средним чеком от 600 рублей уже перенасыщен. Однако на рынке есть и свободные ниши. Так, в Челябинске сейчас работает 12 суши-заведений, что составляет только 4 % от общего количества заведений общественного питания. Девять из них работают в сегменте со средним чеком от 200 до 600 рублей, три - в сегменте выше 600 рублей. Суши-баров со средним чеком менее 200 рублей в городе нет вообще. Тем не менее в городе продолжают открываться элитные заведения. В феврале 2007 года управляющая компания Restaurant Business Development (RBD) презентовала концепцию суши-ресторана «Сао Тао». УК принадлежит одному из акционеров челябинской торговой сети «Пятерочка». «Сао Тао» - уже второй проект RBD после открытия в Челябинске американского ресторана Jackson's. Эксперты отмечают, что «Сао Тао» придется конкурировать с «Вассаби» и «Соха-баром» (гостиница «Виктория»). Несмотря на достаточно высокий уровень цен в новом суши-ресторане, его основатели рассчитывают на успех. В мае 2007 года был открыт ресторан «Green» на первом этаже гостиницы «Малахит». «Green» предлагает большой выбор мясных блюд и вегетарианской пищи, приготовленных в лучших европейских традициях. Как и по всей стране, в Челябинске активно развивается сегмент фаст-фудов и ресторанов быстрого питания. Один из старожилов рынка - ресторан быстрого питания «Робин-Бобин». В похожих форматах работают «Блинчики-Чичики», «Лаки Смайл», «Фридей», «Буги-Вуги», турецкие бистро «Анталия» и «Стамбул». Среди фаст-фудов есть сетевые заведения: «Дока-пицца», «Баскин Роббинс», столовые «Уральских пельменей» (где основное блюдо - пельмени, прибывающие из ресторанной кухни головного заведения). Кроме того, в Челябинске на сегодняшний день работают национальная сеть «Ростик'с», «Елки-палки» (московская сеть фаст-фудов), екатеринбургские «Мак Пик» и «Сандэй», новосибирский холдинг «Фудмастер» с форматами ресторанов быстрого обслуживания трактиром «Жили-были» и столовой «Вилка-ложка». Фаст-фуд считается одним из самых перспективных направлений ресторанного рынка Челябинска. Присутствие инорегиональных и иностранных операторов должно повысить уровень обслуживания в заведениях общественного питания, от чего выиграет в конечном счете потребитель. При этом игроки рынка уверены, что развитие фаст-фуда не составит особой конкуренции другим форматам: возможности роста есть у всех сегментов городского ресторанного рынка, по крайней мере, в ближайшие три года. Курган рынок общественного питания в последние годы развивается достаточно интенсивно. Оборот предприятий общепита в 2006 году вырос на 11,6 % по сравнению с 2005 годом и составил почти 1,5 млрд. руб. В 2007 году в столице Зауралья работало 314 ресторанов, баров, кафе и других точек общепита. Накануне нового года к ним прибавились кафе «Калисто» и «Нептун», открытые в престижном районе Шевелевка. В 2007 году в городе открылись три новых заведения, одно из них открыто пермской сетью "Сковородка". Два заведения - "Большая ложка" и "Паста де ла Мега" - открыли местные рестораторы. Итальянская кухня сейчас находится на пике популярности у курганских гурманов, заняв место лидирующей три-четыре года назад японской кухни. Впрочем, любители суши и роллов в Кургане голодными тоже не останутся. Как отмечает заведующая отделом организации общественного питания, торговли и бытового обслуживания администрации города Вера Бабарикина, сегодня основная тенденция на городском рынке общественного питания - создание заведений демократичного типа, но с обслуживанием официантов. Среди них немало предприятий с невысоким по меркам соседних регионов средним чеком - от 150 до 600 руб. (без алкоголя), куда можно прийти с семьей или деловым партнером. Молодежь самообслуживание не смущает: открывшийся несколько лет назад «Мега-блин» пользуется у нее большой популярностью, как, впрочем, и до сих пор собирающая очереди «Мега-пицца». Имеют постоянных посетителей кофейни. На сегодняшний день их в городе три: «Джем», «Чайковский» (единственное место в областном центре, где можно отведать фондю), а также кофейня в областном драматическом театре. Впервые после многолетнего перерыва в городе появился спрос на большие рестораны - для проведения торжеств. Так что наряду с небольшими заведениями начинает развиваться и этот сегмент рынка. Появление новых больших залов в городской администрации связывают со строительством торгово-развлекательных центров. Так, в ТРЦ в районе магазина «Юбилейный», который планируется ввести в эксплуатацию весной следующего года, откроется большой ресторан. Заметным событием курганские лакомки считают открытие после реконструкции одного из старейших городских ресторанов «Сокол», который, по отзывам, сейчас смело может конкурировать с популярным «Лондон-пабом». Кстати, в «Соколе» можно отведать блюда французской кухни, в том числе знаменитые лягушачьи лапки. Как отмечают курганские завсегдатаи ресторанов, качество блюд в последние годы улучшилось практически во всех заведениях, включая придорожные кафе. Возросший уровень профессионализма поваров Вера Бабарикина объясняет тем, что курганские рестораторы, бывая за границей и попробовав истинный вкус блюд, добиваются того же в своих заведениях. Уникальной особенностью Кургана является тот факт, что, кроме современных форматов, здесь до сих пор работают и столовые, практически не изменившиеся с советских времен. Их больше ста, пообедать там можно за 30-50 руб. Эти столовые регулярно посещают не только работающие люди, но и пенсионеры. Как и везде, в столице Зауралья стабилен спрос на фаст-фуд. В каждом районе есть точки быстрого питания, где продаются куры-гриль. А вот популярные в мегаполисах картофель-фри и блины в Кургане не прижились. Видимо, сказывается сельскохозяйственная направленность региона - картошки и муки у всех дома хватает. По оценке Веры Бабарикиной, ниша общественного питания в Кургане пока заполнена слабо. На 360 тысяч населения областного центра в настоящий момент приходится 17700 мест в предприятиях общепита, это намного меньше, чем в Тюмени, Екатеринбурге и Челябинске. Развитие рынка сейчас идет в направлении улучшения сервиса. Но и количественный рост в ближайшие годы более, чем вероятен. Тюмень оборот кафе, ресторанов, баров, закусочных и столовых в 2006 году по сравнению с 2005 годом вырос на 30,5 %, увеличившись с 4 млрд. 722 млн. руб. до 6 млрд. 165 млн. руб. По состоянию на начало 2007 года в Тюмени работало 751 предприятие общественного питания (в 2005 г. - 746), из которых большинство - 254 - бары и кафе (в 2005 г. - 213), 214 столовых (в 2005 г. - 218), 157 закусочных (в 2005 г. - 184), 39 ресторанов (в 2005 г. - 32). На тысячу жителей приходится 36 посадочных мест в заведениях общепита, это самый высокий показатель по УрФО. Рынок общепита Тюмени представлен сегментом фаст-фуда в составе крупных торгово-развлекательных центров («Хоттабыч», «Блинофф», «Крошка-Картошка» и другие), российскими и местными сетями общественного питания (федеральные сети «Елки-Палки», «Киш-Миш», екатеринбургская сеть «Малахит», местные сети компании «Максим», «Пантелеев и К», «Дельвер»), ресторанами, в том числе в составе гостиничных комплексов, а также единичными объектами общественного питания (кофейни, кафе, закусочные, пиццерии). По словам участников рынка, бурное развитие форматов и систем обслуживания началось буквально два года назад вместе с началом функционирования сегмента крупноформатных торговых центров. С открытием ТРЦ «Премьер» и «Гудвин» пришли такие известные брэнды фаст-фуда, как «Блинофф», «Холидей Пицца», «Елки-Палки», «Хоттабыч». Вслед за ними и местные операторы постарались занять свою нишу в сегменте фуд-кортов. У сети «Максим» девять заведений в городе, у компании «Пантелеев и К» - шесть, у «Дельвера» - четыре, у компаний «Пицца-Тюмень-2» и «Ассорти плюс» - по три заведения. Тон в развитии отрасли питания, в отличие от сферы торговли, задают именно тюменские предприятия. Даже за известными столичными брендами стоят местные предприниматели, работающие по франшизе. Как и в России в целом, в Тюмени высок интерес к японской кухне. На сегодняшний день в городе насчитывается около 20 заведений, предлагающих суши, роллы и т.п. Первопроходцем в этом сегменте была компания «Пантелеев и К», открывшая в сети своих заведений суши-бар «Я за суши».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|