p align="left">Постоянную эластичность спроса между двумя уровнями имеет степенная функция (функция типа Кобба-Дугласа): Эластичность в данном случае - это показатель степени E. Между двумя точками эластичность e постоянна и определяется по следующей формуле: В табл. 6.6 приведены расчеты по определению цены при условии существования функции спроса типа Кобба-Дугласа. Таблица 6.6. Расчет цены при условии существования функции спроса типа Кобба-Дугласа |
Переменная | Обозначение | Ед. изм. | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | | Производственная мощность, характеризующая максимальный объем производства) | Qmax | Шт. | 180 000 | 180 000 | 180 000 | | Ограничения поставщиков ресурсов, дающие минимальный объем производства | Qmin | Шт. | 20 000 | 20 000 | 20 000 | | Ивестированнй капитал (постоянные затраты) в расчете на год | C | Руб. | 2 000 000 | 2 000 000 | 2 000 000 | | Норматив рентабельности капитала, в год | i | % | 16% | 16% | 16% | | Целевая прибыль | i*C | Руб. | 320 000 | 320 000 | 320 000 | | Переменные затраты на единицу продукции | v | Руб. | 20 | 20 | 20 | | Оптимистический прогноз спроса (точка 1) | Q1 | Шт. | 150 000 | 150 000 | 150 000 | | Пессимистический прогноз спроса (точка 2) | Q2 | Шт. | 50 000 | 50 000 | 50 000 | | Цена на рынке по данным маркетинговых исследований при продажах по оптимистическому прогнозу (точка 1) | P1 | | 34 | 21 | 45 | | Маржинальный доход при данной цене | Q1*(P1-v) | Руб. | 2 100 000 | 150 000 | 3 750 000 | | Прибыль при данной цене | Q1*(P1-v) - C | | 100 000 | - 1 850 000 | 1 750 000 | | Цена на рынке при продажах по пессимистическому прогнозу (точка 2) | P2 | | 60 | 65 | 65 | | Маржинальный доход при данной цене | Q2*(P2-v) | Руб. | 2 000 000 | 2 250 000 | 2 250 000 | | Прибыль при данной цене | Q2*(P2-v) - C | | - | 250 000 | 250 000 | | Постоянная эластичность при степенной функции спроса | e | Ед. | -1,93 | -0,97 | -2,99 | | Параметр А степенной функции спроса | A | | 137 507 104 | 2 895 592 | 1,30E+10 | | Оптимальная цена при данной эластичности | Popt=v*(e/(1+e)) | Руб. | 41,41 | - 703,05 | 30,06 | | Выбранная нами цена с учетом эластичности спроса, оптимальной цены и производственной мощности | Pr | | 41,41 | 166,79 | 42,34 | | Спрос при выбранной цене | Qr=A*Pr^e | | 102 450 | 20 000 | 180 000 | | Маржинальный доход при выбранной цене | Qr*(Pr-v) | Руб. | 2 193 244 | 2 935 828 | 4 020 468 | | Прибыль при выбранной цене | Qr*(Pr-v) - C | | 193 244 | 935 828 | 2 020 468 | | Постоянные затраты, необходимые для получения прибыли в соответствии со ставкой инвестиций при выбранной цене | Cr=Qr(Pr-v)/(1+i) | Руб. | 1 890 727 | - | - | | Затратная цена, при которой реализуется бизнес план при спросе выбранной цены и начальных условия по издержкам | Pzat=(1+i)*C/Qr+v | Руб. | 43 | 136 | 33 | | Надбавка/скидка к выбранной цене (премия за качество, марочный капитал или реализация преимущества по издержкам), при которой реализуется бизнес-план | (Pz-Pr)/Pr | % | 3% | -18% | -22% | | |
В первом случае при эластичном спросе низкой эластичности существует точка оптимальной цены и спроса, во втором случае при неэластичном спросе мы выпускаем минимально возможное количество изделий и получаем сверхприбыль, в третьем случае при очень эластичном спросе мы производим максимально возможное количество изделий. На рисунке 6.4. показан вид функции спроса, описанный параметрами варианта 1 из таблицы 6.6. По горизонтальной оси отложена цена P (руб.) по вертикальной спрос Q (шт.). Рис. 6.4. Функция спроса по варианту 1 из таблицы 6.6. На рисунке 6.6 показаны виды функций выручки, затрат и прибыли, рассчитанные по варианту 1 из таблицы 6.6.. По горизонтальной оси отложены значения Q объема продаж (шт), по вертикали значения указаны в рублях. Рис. 6.6. Вид функций выручки, затрат и прибыли по варианту 1 из табл. 6.6. 4. Виды конкуренции Рынок чистой (совершенной) конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Нельзя установить цену выше рыночной. Рынок монополистической (несовершенной) конкуренции характеризуется множеством товаров и продавцов, но существует широкий диапазон цен за счёт возможности предлагать покупателю различные варианты товаров разного качества (дифференцированные). Конкуренции между продавцами из разных диапазонов не существует, есть только конкуренция внутри диапазона. Цель продавца - занять монопольное положение в каком-либо из диапазонов. Олигополия характеризуется небольшим числом продавцов, имеющих большую долю рынка каждый. Различают дифференцированную и недифференцированную олигополию. При недифференцированной олигополии участники очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. При дифференцированной острой конкуренции нет, пока между товарами не сгладится дифференциация. Дифференцированная олигополия может быть выражена как дифференцированная монополия, когда в каждом большой сегменте рынка есть один продавец с дифференцированным товаром, который подходит по цене для выбранных покупателей. Чистая монополия: на рынке один продавец (государственная или частная монополия), цены устанавливаются только в зависимости от спроса или с помощью государственного регулирования. Виды цен по количеству продавцов и дифференциации по воспринимаемому качеству, ценности товара |
| Много продавцов | Мало продавцов | | Однородный товар | Совершенная конкуренция Недифференцированная цена, формируется под влиянием спроса и предложения. | Недифференцированная олигополия Недифференцированная цена, склонна к снижению. | | Дифференцированный товар | Монополистическая конкуренция Дифференцированная цена по воспринимаемому качеству. В каждом сегменте много продавцов. | Дифференцированная олигополия Дифференцированная цена по воспринимаемому качеству. В каждом сегменте мало продавцов. Если продавец в каждом сегменте один - это дифференцированная монополия. | | |
Взаимосвязь доли рынка и размера прибыли Чем выше доля рынка, тем больше товаров мы продаем. Это ведет к следующим вариантам увеличения массы и нормы прибыли: 1. Снижение переменных затрат в единице изделия за счет удешевления приобретения больших партий комплектующих и сырья. 2. Снижение постоянных затрат и целевой прибыли в единице изделия за счет увеличения количества производимых изделий в расчете на величину постоянных затрат. 3. Возможность увеличения цены на основе монополизации рынка при больших долях рынка. 5. Выбор метода ценообразования и установление базовой цены Модель установления возможной цены|
Слишком низкая цена | Возможная цена | Слишком высокая цена | | Без прибыли (ниже себестоимости) | Себестоимость (1), цены конкурентов и товаров-заменителей (2), уникальные характеристики товара (3 - МАРОЧНЫЙ КАПИТАЛ), эластичность спроса. | Нет спроса, нет прибыли | | | Основные методы установления базовой цены:Затратный - цена формируется на основе формулы «себестоимость+ целевая прибыль» (см. установление цены на основе целевой прибыли). Недостаток - затраты высокие - цена высокая - неконкурентная цена - отсутствие спроса.Конкурентный (рыночный) - установление цены на уровне цен конкурентов на рынке. Недостаток - можно не возместить себестоимость.С учетом уникальных характеристик (марочного капитала) товара - устанавливаем цену на уровне рыночной + надбавка за дополнительное качество (марочный капитал) нашего товара. Величина надбавки зависит от:важности нового качества на уровне более полного удовлетворения потребности,«ощутимости» (реальности) нового качества,обоснования (продвижения) нового качества,готовности (платежеспособности) покупателя оплатить новое качество.Опасность - при наличии достаточно низкой цены, высокой себестоимости и неготовоности покупателя платить высокую надбавку цена может быть ниже себестоимости. 6. Установление окончательной ценыНа окончательную цену оказывают влияние следующие факторы:является ли данный товар товаром- новинкой;является ли данный товар товаром- имитатором (сходным с тем, что есть у конкурентов);диапазон цен существующего товарного ассортимента;географические параметры ценообразования (связанные с доставкой и климатическими условиями);скидки и набавки (сезонные, за форму оплаты, за дополнительный сервис или его отсутствие и т.д.)
Страницы: 1, 2, 3
|