Чёрный ПР
- 2 - - 2 - Санкт - Петербургский Государственный Университет Кино и Телевиденья Курсовая работа По теме: «Чёрный PR» Специальность «Связи с общественностью (Институт массовых коммуникаций)» Выполнила Студентка гр. 662 Первого курса Некрасова В. В. Преподаватель Декан института Массовых коммуникаций Орлов И.В. СПб 2006 год. ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ - 2. «Чёрный PR»: от Генри Форда до ковбоя Мальборо.
- 2.1. Дедушка русской «заказухи».
- 2.2. Голливуд против Форда
- 2.3. No smoking
- 2.4. $220млрд. вылетело в озоновую дыру
- 2.5. От фреонов - к прионам. Различные варианты «Чумы - XXI»
- 3. Чёрный PR в избирательной компании
- 4. Техника «Чёрного» PR
- 5. Разновидности «чёрного» PR
- 6. Заключение
- 7. Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ Практика массовых коммуникаций свидетельствует, что сегодня на ряду с классической связью с общественностью, основанной на «правде, знании и полной информированности», появились её искажённые версии, базирующиеся на манипулятивных технологиях. По этой причине стали различать «белый» и «чёрный» PR. [Шепель В. М. коммуникационный менеджмент , М. 2004] Мы живем в мире Чёрного PR-а. Он повсюду - на телеэкранах, в газетах, за окном. Вся реклама - это один сплошной черный ПиАр, обволакивающая чернота которого может затмить мир в самые светлые моменты его жизни. Страшные люди, которые зомбируют бедных обывателей в дни выборов, пока несчастные семьянины с бутербродами в руках сидят, уткнувшись в телеэкран, или, читают газету. Самый чёрный, самый грязный PR делают люди с безупречной репутацией. Весь мир - это один сплошной Чёрный ПиАр. «Чёрный PR»: от Генри Форда до ковбоя Мальборо. Дедушка русской «заказухи».Ведутся споры о том, кто является отцом российского “черного PR”. Можно прочитать, например, что понятие “черный PR” ввел в русскоязычный обиход Виктор Пелевин. Ну, может, с терминологической точки зрения это правильно. А с точки зрения идейной все началось гораздо раньше. Фаддей Венедиктович Булгарин -- довольно известная фигура в России первой половины 19 века. Он был, помимо всего прочего, еще и копирайтером, можно даже сказать, основоположником текстовой рекламы. В своей газете “Северная пчела”, издаваемой с 1825 года, Булгарин публиковал фельетоны, например, вот такие: “Однажды прохаживался я по Гостиному двору и увидел в одной из лавок серебряную табакерку.-- Что хочешь за эту вещь? -- спросил я хозяина.-- Тридцать пять рублей, -- отвечал купец.-- Дам пять, -- сказал я в шутку и пошел.В двадцати шагах от лавки мальчик догнал меня и, подавая табакерку, сказал: “Извольте-с! Пожалуйте пять рублей”.Я заплатил и ужаснулся...”Подобный “слив” повергал торговцев из “Гостинки” в трепет. Боясь потерять своих клиентов, гостинодворцы несли Булгарину различные подношения. Фаддей Венедиктович никому не отказывал. А после купеческих подарков в “Северной пчеле” появлялись заметки уже иного рода:“Главная отличительная черта этого магазина -- честность. Пошлите ребенка -- его также примут, как вельможу, и за одинаковую цену отпустят товары...... Если вам нужно купить цепочку и даже бриллианты, то ступайте в лавку К-ва. Его вещи уважают даже за границею, в пробе золота и доброте камней вы можете верить его слову!”Классическая заказуха.Голливуд против ФордаГенри Форд, основатель автомобильной промышленности США, обладал, как и многие незаурядные люди, своими странностями. В частности, он был ярым антисемитом и даже инициировал издание на английском языке печально известных “Протоколов Сионских мудрецов” (еще один знаменитый образчик черного пиара). Совсем “распоясавшись”, Генри Форд, в частности, заявил, что евреи развращают христиан с помощью “сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда”, который “призван уничтожать истинную красоту и культуру”.Потеряв терпение, деятели Голливуда упомянутой национальности явились к Форду и пригрозили: если Генри Форд продолжит в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться исключительно автомобили “Форд”, а в каждом выпуске кинохроники появятся кадры автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки. Генри Форд серьезно задумался… Руководитель крупной компании постоянно находится “на виду”. Конституция демократического государства гарантирует свободу совести и позволяет гражданам иметь какие угодно взгляды. Но если вы находитесь на публике, то держите ваши взгляды при себе и будьте особенно осторожны в том, что касается религии, сексуальных тем и межэтнических отношений. В противном случае вы рискуете стать мишенью падких на скандалы журналистов, а то и кинематографистов, как старик Форд…Но что это мы все о мелочах. История 20-го века знает примеры антирекламных кампаний, проводимых на уровне целого государства. Образчик подобного государственного “черного PR”, т.е., согласно одному из определений, “информации, направленной на создание у клиентов и потенциальных клиентов негативного отношения к определенному товару или услуге», видим регулярно на пачке сигарет. Речь идет о знаменитом предупреждении Минсоцздрава. Да, россиянин призывам медиков не внемлет. Авторы -- люди, вероятно, умные и образованные -- тем не менее забыли, что человек -- существо иррациональное.No smokingЧтобы представить себе, на что замахнулись американские “борцы с курением”, надо учесть, что до этого в течение четырех десятилетий табачные компании вкладывали миллиарды долларов в формирование образа курильщика -- независимого, сексуального, преуспевающего -- прямо-таки живое воплощение американской мечты. К середине 60-х годов 50% американцев курило, а табачная промышленность превратилась в самую преуспевающую отрасль США. И вот этому-то монстру и объявили войну. Трудно сказать, кто стоял у истоков 25-летней антитабачной PR-кампании. По официальной версии, это врачи, обнаружившие прямую связь между курением и раковыми заболеваниями. Можно сказать одно: война выиграна, враг повержен.В первую очередь, общество борьбы с курением решило разрушить традиционный романтический образ курильщика. В частности, чтобы изменить отношение американцев к упомянутым “ковбоям Мальборо”, была снята серия документальных роликов, в том числе и о ковбоях -- не телевизионных, а реальных. Вот, например, ковбой, кое-как держащийся в седле… к крупу лошади привязан кислородный аппарат, от которого к ноздрям ковбоя тянутся прозрачные шланги. Ковбой рассказывает зрителям о том, как курение довело его до жизни такой…“Но, может быть, самое сильное впечатление на курильщиков произвело прощание знаменитого и очень любимого в Америке киноактера Юла Бриннера, кстати, нашего соотечественника. Он умирал от рака легких и незадолго до смерти пригласил к себе съемочную группу, чтобы появиться на экране в последний раз. Он хотел записать напутствие тем, кто остается жить. По желанию актера эта запись вышла в эфир сразу после его смерти”, -- вспоминает в своей книге Михаил Таратута.Табачные компании, конечно, сопротивлялись, заявляя -- с привлечением каких-то медицинских экспертов -- что “никакой угрозы для здоровья курение сигарет с фильтром не представляет”; даже попытались перейти в контрнаступление (в одной из сигаретных реклам той поры курильщик заявляет: “Это мне рекомендует врач”).Но шила в мешке не утаишь. Последовало несколько громких судебных процессов, в которых некурящие отстаивали свои права на чистый воздух. Общество борьбы с курением стало давить на законодателей, которые начали вводить запреты на курение в офисах, в ресторанах, самолетах... Затем -- полный запрет на рекламу табака… А пресса поспешила проинформировать деловое сообщество о том, что курильщики чаще болеют и обходятся работодателям на тысячу долларов в год дороже некурящих. Стереотип был сломлен. Сигарета стала признаком принадлежности к низшим слоям, работягам или новым эмигрантам.В результате подобной массированной PR-атаки более 40 миллионов американцев бросили курить. А убытки табачных компаний не поддаются подсчету. Впрочем, вряд ли рядовые американцы этим расстроены, выиграв и в финансовом отношении, и в отношении своего здоровья. При всей тщетности призывов Минсоцздрава, чувствительный эффект возымела явно “черно-пиаровская” акция, проведенная в 2001 году в Ставрополье. Некий анонимный “доброжелатель” распространял в районных поликлиниках листовки, в которых курильщикам сигарет “Петр I” и “LD” рекомендовалось срочно пройти флюорографию. Последовал кратковременный обвал продаж упомянутых марок…Разного рода сплетни, а то и намеренный выброс компромата со стороны конкурентов -- неизбежная плата за лидерство. Поэтому компании, претендующей на заметную долю рынка, нужно встречать подобное во всеоружии: хотите того или не хотите, Вы многим переходите дорогу. На практике часто появление в прессе “сливной” публикации оказывается для руководства компании полной неожиданностью. “Типичный случай, когда руководитель читает в газете про себя какую-нибудь ахинею и даже толком не знает, что нужно делать. Первая мысль -- позвонить в редакцию и потребовать опровержения. Но если против него работают профессионалы, то это только начало игры, и со второй -- третьей газеты на него повалится еще 5-6 ходов, а он будет размахивать одной этой несчастной заметкой, которая была всего лишь предвестником”, -- считает Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы “ТРИЗ-ШАНС”.Понятно, что “черный PR” -- как и все в этой жизни -- бывает разного уровня. На некую одиночную акцию -- тем более, не базирующуюся на реальных фактах -- имеет смысл вообще не реагировать, не тратить на это нервы и бюджет, и продолжать спокойно работать… Важно, не впадая в панику (“Что пишут, подлецы!”), неэмоционально взвесить факты. Очень возможно, что однократная публикация “слива” прошла незамеченной, а вот “опровержение” как раз привлечет внимание публики: “Оправдывается -- значит, виноват!”.$220млрд. вылетело в озоновую дыруВпервые об озоновой дыре заговорили в 1957 г., когда английские ученые обнаружили значительные колебания толщины озонового слоя над Антарктидой.А уже в 1974 г. американцы Роулэнд и Молина выдвинули предположение, что в разрушении озонового слоя могут быть виноваты выбросы в атмосферу промышленных фреоновых газов, которые используются в холодильной промышленности, в кондиционерах и в аэрозольных баллончиках. Правда, сами авторы гипотезы на этом не настаивали; кроме того, ряд других ученых полагал, что колебания в толщине озонового слоя вполне закономерны и регулируются естественными природными процессами. Однако джинн был выпущен из бутылки. Началась кампания по борьбе с фреонами. В 1985 году в Вене была принята международная конвенция по сохранению озонового слоя, а через несколько месяцев над Антарктидой обнаружили огромную “озоновую дыру”. После чего в 1987 году тридцать семь стран подписали Монреальский протокол, по которому все они обязались избавляться от вредных фреонов. Однако ряд ученых считает, что шумиха вокруг “озоновых дыр” -- мистификация, затеянная несколькими крупными корпорациями, во главе с “Дюпоном”. “Фреоны действительно могут наносить вред озоновому слою, но опыт показывает, что они в гораздо больших количествах извергаются вулканами, чем человеком… Разумеется, есть причины (и причины вполне естественные, а не искусственные), способствующие утончению озонового слоя, но ничего необратимого не происходит, и главное здесь -- динамика, периодические колебательные движения. Об этом убедительно говорят спутниковые наблюдения….”, -- считает Сергей Капица, профессор, заведующий кафедрой физики МФТИ. От фреонов - к прионам. Различные варианты «Чумы - XXI»А история про “коровье бешенство”? Так с подачи журналистов стали называть губчатый энцефалит крупного рогатого скота. Общеевропейский ажиотаж вокруг этой проблемы затмил даже панику, возникшую в свое время по поводу эпидемии СПИДа. Обратите внимание на схему: вначале появляются сообщения о нескольких случаях “странного заболевания”; затем -- шумиха в прессе. Следует обнародование “ужасающих подробностей”, сопровождаемых живописными фотографиями, а также различными малоправдоподобными гипотезами происхождения неизвестной болезни -- от намеренной акции военных до космической пыли, выпавшей из хвоста комет. Быстро возникает паника. Затем власти, идя навстречу гласу народному, “на всякий случай” закручивают гайки.Вот факты:1) с середины 80-х годов в Великобритании начинается эпидемия губчатого энцефалита среди коров. Пик заболевания пришелся на 1992 год. 2) В начале 90-х годов в прессе появляются сообщения о возникновении неизвестной до этого формы болезни Крейтцфельдта-Якоба, -- очень опасной для человека. Ряд смертельных исходов зафиксирован в Великобритании. По мнению ученых, причина болезни -- особые белки “прионы”. Пока что особой тревоги ситуация не вызывает.3) Появляется информация о научных данных, якобы указывающих на связь “коровьего бешенства” с возникновением новой формы смертельной болезни. Правда, достоверно этого пока что никто не доказал. Кроме того, есть ряд аргументов, не укладывающихся в данную гипотезу. Во-первых, мясо вообще не содержит прионов, а их источники -- мозги и селезенку -- в пищу практически никто не употребляет. Во-вторых, говядину едят миллионы людей, а заболели лишь десятки. И, в-третьих, самое любопытное -- среди заболевших новой болезнью были... вегетарианцы!
Страницы: 1, 2
|