на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров
денежных доходов населения.

Вторая закономерность развития потребительского спроса свя-зана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет многоплановый характер и проявляется в различных формах. В экономически развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:

* высокая доля или увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса;

* высокая доля или увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары;

* высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

* высокий уровень или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питания;

* постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

* расширение и обновление ассортимента, повышение ка-чества товаров и торговых услуг.

В динамике предложения товаров на потребительском рынке России к концу 90-х годов обозначились три негативные тенденции:

1) существенное падение объемов отечественного производства товаров;

2) значительный рост уровня импортизации товарного предло-жения;

3) снижение качества реализуемых товаров.

Чтобы вернуть рынок сбыта отечественным производителям продуктов, специалисты считают необходимым составить баланс производства и потребления основных продуктов, довести госу-дарственный заказ до регионов на поставку этих продуктов в фе-деральный фонд. А на объемы продовольствия, не покрывающие потребности страны за счет отечественного производства, реко-мендуется ввести квоты на импорт. Такая схема формирования резерва Правительства РФ по важнейшим продовольственным, социально значимым товарам и лекарственным средствам, а также их импорту на IV кв. 1998 г. и I кв. 1999 г. была предусмотрена в постановлении Правительства «О мерах по стабилизации потре-бительского рынка Российской Федерации» от 12 октября 1998 г.

Таким образом, сложившиеся в развитых странах прогрессив-ные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров в условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране деформированы. Один из основных уроков экономической истории развитых стран заключается в том, что выход из экономи-ческих кризисов начинался с оживления потребительского рынка на основе расширения потребительского спроса и поддержки оте-чественных производителей товаров и услуг при обеспечении их конкуренции с зарубежными производителями.

Прогнозирование спроса -- это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом пе-риоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст-венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения. Процесс прогнозирования потребительского спроса включает следующие этапы:

* подготовку и обработку исходной информации для расчета прогноза;

* разработку гипотезы о предполагаемых социально-экономи-ческих условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;

* расчет прогноза на перспективу;

* оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.

На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о раз-витии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

Основными источниками информации являются:

* отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов населения, разрабатываемые федеральными и региональными статистическими и экономическими органами;

* данные выборочных обследований бюджетов домашних хо-зяйств, проводимые статистическими органами;

* данные о динамике цен на потребительские товары и услуги, получаемые на основании проводимых статистическими орга-нами выборочных наблюдений за ценами;

* данные статистической отчетности о динамике показателей розничного товарооборота;

* нормы рационального потребления основных продовольст-венных и непродовольственных товаров.

Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уро-вень и структуру потребительского спроса в зависимости от уров-ня среднедушевых доходов населения. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тыс. домохозяйств на всей террито-рии России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наиме-нованиям потребительских товаров и услуг.[1]

Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:

* ориентация выборочного обследования на средний слой на-селения, который в последние годы тяготеет к бедности, ведет к завышению доли продовольственных товаров в общем объ-еме продаж;

* существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.

Ранее эти проблемы решались на основе корректировки ука-занных отклонений по данным статистики розничного товарообо-рота. Однако в 90-е годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и реализации потребительских товаров (около трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректи-ровки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования прогнозирования потребитель-ского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.

Создание эффективного информационного обеспечения функ-ционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной про-граммой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998--2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической от-четности и статистических наблюдений применяются для обобща-ющих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.

Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе пред-ставляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит об-щие направления и тенденции его развития.

Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:

* рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потре-бительского спроса;

* будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;

* умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;

*развитие материально-технической базы и современных тор-гово-технологических процессов в отраслях товарного обра-щения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу выпол-няемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формиру-ющих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой -- отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. По-этому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и дина-мику потребительского спроса:

* роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;

* роста денежных доходов и расходов населения;

* изменения уровня цен на потребительские товары и услуги,

* изменения численности населения, его социально-экономи-ческой и половозрастной структуры.

Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических факторов, формирующих'спрос на отдель-ные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный про-гноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п. Сле-довательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, фор-мирующих основные тенденции его развития.

Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детер-минированности и неопределенности его будущего развития, по-стольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому про-гнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребитель-ского спроса в прогнозируемом периоде.

Таковы логика и содержание процесса прогнозирования потре-бительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогно-зирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.

В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1--2 года), среднесрочным (на 3--5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода сущест-венных изменений в действии основных факторов спроса не про-исходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы про-гнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

В зависимости от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:

* прогноз общего объема платежеспособного спроса;

* прогноз макроструктуры спроса;

* прогноз спроса на отдельные товары;

* прогноз микроспроса.

Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов на-селения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического мо-делирования динамики общего объема спроса.

Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укруп-ненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров -- в разрезе товаров растительного и животного проис-хождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со ста-бильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу -- методов экспертных оценок и аналогий.

Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кон-дитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может произ-водиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу -- на основе норм рационального по-требления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса раз-личаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов.

1.4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СПРОСА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло-жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель-ского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, опреде-ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.

В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо-дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла-тежеспособность покупателей на данном рынке. Это может быть выражено следующей формулой:

ЕР=(EP/Iц)-EP №2

гдеЕР -- изменение емкости рынка вследствие изменения уровня

цен на товары, руб.;

ЕР -- емкость рынка за определенный период, руб.;

Iц -- индекс цен на товары за указанный период.

В зависимости от масштабов рынка различают:

* общую емкость рынка страны или региона;

* емкость рынка какой-либо группы товаров;

* емкость рынка фирмы, компании.

Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирова-ния ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия13, например

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.