Информационная логистика
федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» челябинский институт (филиал) Кафедра коммерции и маркетинга КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Логистика» Вариант 23 Челябинск 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение Информационные потоки в логистике Информационные системы в логистике Виды информационных систем в логистике Принципы построения информационных систем в логистике Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Информационная логистики - это часть логистики, которая организует поток данных (информации), сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии. Информационная логистика управляет всеми процессами движения и складирования товаров на предприятии, тем самым обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из мест их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Основные понятия информационной логистики: информационный поток; информационная система; информационная технология. Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые сроки. Информационная логистика должна выполнять следующие функции: собирать возникающую информацию; анализировать информацию; перемещать информацию; накапливать и хранить информацию; фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы; объединять и разъединять информационные потоки; выполнять элементарные информационные преобразования; управлять информационным потоком. Информация (экономическая) -- совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др. Информационные потоки в логистике В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.[1] Информационный поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. В логистике выделяют следующие виды информационных потоков: - в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный(поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления) и вертикальный (поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы ; - в зависимости от места прохождения: внешний (поток протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы); - в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем) и выходной (поток сообщений, выходящих за пределю логистической системы, либо одной из подсистем); - в зависимости от срочности: обычные, срочные и очень срочные; - в зависимости от степени секретности: обычные, содержащие коммерческую тайну и содержащие государственную тайну; - в зависимости от значимости почтовых сообщений: простые, заказные, ценные; - в зависимости от скорости передачи: традиционные(почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон); - в зависимости от области охвата: местные, иногородние, дальние, международные. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную: - опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; - опережающий информационный поток в прямом направлении -- это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; - одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; - вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Путь, по которому движется информационный поток в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями: 1) источник возникновения; 2) направление движения потока; 3) скорость передачи и приема; 4) интенсивность потока и др. Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки. Информационные потоки характеризуются с помощью нескольких оценок: 1. Источники возникновения сообщений могут быть различными: как от участников логистических цепей, так и от смежных с ними организаций; 2. По направлению информационные потоки могут быть горизонтальными и вертикальными, прямыми и косвенными. Горизонтальные - это сообщения между участниками одного уровня. Вертикальные - это потоки между руководящим и подчиненным уровнем управления. Прямое направление - для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление - отправка копий сообщения только для ознакомления с данным вопросом. 3. Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Для больших информационных потоков размеры определяют по числу документов, листов в потоке, страниц. Для малых потоков объем определяют числом строк в документе или числом слов в сообщении. Третий способ - учет числа знаков в сообщении - оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения. 4. Периодичность информационных потоков - характеризует частоту их формирования. 5. Информационные потоки документального характера проходят процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия. 6. Каждое документальное сообщение утверждается определенными лицами. Без соответствующей подписи документ силы не имеет. 7. Документы имеют различные сроки действия и сроки хранения. 8. Различен и порядок хранения информационных сообщений. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях. Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными. Но иногда материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается неотфактурованной поставкой, и принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть и наоборот: документы прибывают на место назначения раньше самого груза. Опережение информационным потоком материального предпочтительней. Это дает возможность лучше подготовится к приему грузов. Управлять информационным потоком можно следующим образом: - изменяя направление потока; - ограничивая скорость передачи до соответствующе скорости приема; - ограничивая объем потока до величины пропускного способности отдельного узла или участка пути. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица -- бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт -- это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ. Применяются также производные единицы количества информации: килобайт, мегабайт и гигабайт. В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: - количеством обрабатываемых или передаваемых документов; - суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах. Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистических информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации. Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50 %) составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток. Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%. В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительней. Информационные системы в логистике Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 1). Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы: - техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; - информационное обеспечение, которое включает себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; - математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах -- это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Страницы: 1, 2
|