на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Информационное обеспечение логистики
лановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

Ш создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

Ш управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;

Ш планирование производства;

Ш общее управление запасами;

Ш управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

Ш детальное управление запасами (местами складирования);

Ш распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

Ш отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уж затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня:

Первый уровень -- рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи “сбыт - производство -снабжение”, что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы “ввязывают” логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

Ш возрастает скорость обмена информацией;

Ш уменьшается количество ошибок в учете;

Ш уменьшается объем непроизводительной, “бумажной” работы:

Ш совмещаются разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

Ш обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

Ш повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

Ш снизить их стоимость;

Ш ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе современных электронных систем, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь ввиду, что определение этапов создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. “В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики”.

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога “человек - машина”.

5. Информационные технологии в логистике

Системы обработки логистической информации представляют собой сеть взаимосвязанных вычислительных машин и абонентских пунктов (терминалов). Данный комплекс функционирует посредством своей обеспечивающей части, включающей информационно-технологическое, лингвистическое, программное и техническое обеспечение. Информационно-технологическое обеспечение включает проектные решения по организации информационной базы и по технологическим процессам:

информационная база представляет собой банки данных, содержащие подробную информацию (необходимую для работы всех функционирующих подсистем) и обеспечивающие потребителей документальной и фактографической информацией, а персонал своей системы - служебной информацией;

технологические процессы содержат описание порядка сбора, обработки, хранения, поиска, выдачи, передачи информации по всем задачам системы, а также технологические инструкции, регламентирующие порядок выполнения всех процессов и порядок информационного обслуживания потребителей.

Лингвистическое обеспечение предполагает:

Ш лингвистическое сопряжение данной системы с другими системами;

Ш тематический и параметрический поиск информации в банках данных по запросам различного типа сложности;

Ш обработку политематических и поливидовых массивов документов с необходимой глубиной, полнотой, точностью;

Ш автоматизированное ведение (дополнение, исправление,

Ш замена) элементов комплекса лингвистических средств.

Программное обеспечение связано с вводом, корректурой и записью информации в автоматизированный банк данных, обработкой, корректировкой, обновлением массивов информации, а также поиском, хранением, контролем, выдачей необходимой потребителям информации.

Непосредственное выполнение этих действий включает совокупность алгоритмов, языков программирования, операционных систем ЭВМ и прикладных программ решения соответствующих задач.

Программное обеспечение включает два вида: общее и специальное.

Общее программное обеспечение создается с целью универсального использования ЭВМ для решения вычислительных задач и задач обработки информации.

Специальное программное обеспечение включает пакеты программ, реализующие способы решения специфических задач автоматизированной системы информационной обработки. Характерно, что с целью экономии трудовых и временных затрат зачастую используются готовые пакеты прикладных программ, предназначенных для решения информационных задач, с их адаптацией к требованиям и условиям конкретного логистического процесса.

Техническое обеспечение предполагает наличие комплекса технических средств, который обычно включает:

Ш средства связи и передачи информации на расстояние (телефонная и телеграфная сети, телетайп, радиорелейные сети, линии дальней связи);

Ш средства вычислительной техники;

Ш средства копирования и размножения информационных материалов с носителем различных видов (копировальные аппараты, оборудование для микрофильмирования, изготовления и использования микрофильмов, офсетные печатные машины и др.);

Ш средства оргтехники.

В зависимости от назначения информационные системы можно подразделить на: а) информационно-справочные, обеспечивающие сбор и частичную подготовку информации для ее использования в логистике; б) информационно-советующие, подготавливающие определенные предложения и рекомендации по управлению тем или иным логистическим процессом.

Базовым элементом информационной системы в логистике служит информационно-поисковая система, предназначенная для поиска информации (документов, их частей, фактографических записей) в хранилищах по соответствующим характеристикам.

В работе информационно-поисковых систем можно выделить две ступени: а) сбор и хранение информации, б) поиск и выдачу информации потребителям.

Информационно-поисковые системы выполняют следующие операции:

Ш анализ важности документов;

Ш отбор действительно необходимых документов;

Ш создание поискового образа документов;

Ш запись документов и поисковых образов на соответствующие носители;

Ш хранение документов и их поисковых образов;

Ш выдача требуемых документов потребителям.

В рамках информационно-поисковой системы функционируют:

1. Подсистема комплектования информационного фонда, основной задачей которой является формирование входных информационных массивов системы (документальных, фактографических) в соответствии с тематическим профилем и информационными требованиями потребителей.

2. Подсистема ввода информации, предназначенной для предмашинной обработки входных документов и запросов, перевода информации на машиночитаемые носители и ввод в ЭВМ.

3. Подсистема накопления и хранения информации, основными задачами которой являются правильная и рациональная организации накопления, хранения и ведения информационных массивов, создание автоматизированного банка данных для эффективного поиска информации.

4. Подсистема избирательного распределения информации, предназначенная для оперативного информирования потребителей о вновь поступающей в систему информации в соответствии с их тематическими запросами.

5. Подсистема ретроспективного поиска информации, основным назначением которой является информационное обслуживание потребителей по разовым запросам путем автоматизированного поиска информации в наполненном массиве.

6. Подсистема подготовки и выпуска информационных изданий, служащая автоматизированному формированию и полиграфическому выпуску информационных изданий, предназначенных для использования в логистической системе.

7. Подсистема микрофильмирования и выдачи копий документов, занимающаяся обработкой, хранением, ведением фонда документов на микроносителях, копированием документов по запросам потребителей, сопровождением баз данных, поиском информации на микроносителях.

8. Подсистема управления, которая планирует и оперативно управляет функционированием всей информационной системы, анализирует и оценивает выполнение технологических процессов обработки информации, координирует взаимодействие с другими системами и подсистемами, учитывает и контролирует выполнение планов расходования ресурсов (информационных, материально-технических, финансовых, кадровых и др).

По роду выполняемых функций информационно-поисковые системы делятся на документальное, фактографические, логические, комплексные.

Документальные системы выдают адреса хранения поисковых адресов, копии или оригиналы документов, содержащих требуемую информацию в ответ на вводимые в них информационные запросы.

Фактографические системы в ответ на информационный запрос выдают требуемые фактические данные.

Логические системы помимо выдачи по требованию ранее введенной в них информации выполняют, при необходимости, логическую переработку этой информации с целью ее преобразования и получения новой информации, которая в явном виде в систему не вводилась.

Комплексные системы содержат отдельные конкретные элементы (или их совокупность) документальных, фактографических, логических информационно-поисковых систем.

По режиму поиска информационно-поисковые системы делятся на:

а) системы избирательного распределения информации, которое производится по постоянным информационным запросам в массиве вновь поступающих документов;

б) системы ретроспективного поиска информации, выполняемого по разовым запросам потребителей и состоящего в отыскании документов, содержащих сведения по определенному вопросу.

Широкое проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками и, в частности, созданию информационно-советующих систем и систем автоматического управления логистическими процессами. Совершенствование количественных показателей микропроцессорной техники, на базе которой и создаются эти системы, определило качественную возможность интеграции различных участников логистического процесса и позволило с комплексных позиций подойти к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации.

Список использованной литературы

1. Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 170 c.

2. Гаджинский А.М. Логистика: [учебник для высших и средних учебных заведений] /. А.М. Гаджинский - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - 256 с.

3. Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 304 с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.