на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Интерьеры российских аптек

Интерьеры российских аптек

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Особенности интерьеров аптек
    • 1.1 Аптеки с закрытым доступом
    • 1.2 Аптеки с открытым доступом
    • 1.3 Выбор помещения и оборудования аптеки
  • 2. Роль новых стандартов информации в интерьере аптек
  • Заключение
  • Список литературы
Введение

Цель: выяснить современные особенности интерьеров российских аптек, определить их оптимальное местоположение и политику устройства аптек, проводимую их руководством.

Задачи: выяснить историческое место аптек в России и их предназначение; определить стратегию выбора интерьера, ассортимента, сервиса аптеки, рассмотреть особенности аптечного оборудования, а так же применение новых стандартов информационных технологий.

О времени основания аптеки в России нет достоверных сведений. Открытие первой регламентированной государством царской аптеки относится к 1581. В 16-17 вв. высшим государственным органом по медицинскому и аптечному делу был Аптекарский приказ. .В первые годы появления в России на аптеку смотрели как на складочное место, в котором можно найти все редкостное и иностранное, все, чего нет в обыкновенной торговле, аптеки даже называли "лечебными избами", т.к. они находились в одном здании с госпиталями (больницами).

Организации аптечного дела Петр I придавал большое значение. Открывать новые аптеки можно было только с разрешения государственных органов. Аптеки освобождались от воинских постоев, а фармацевты от воинской повинности и податного состояния. В отличие от всех других торговых учреждений аптеки пользовались правом иметь государственный герб на вывеске. Владельцы большинства частных аптек были заинтересованы прежде всего в прибылях, поэтому в погоне за клиентурой они роскошно обставляли приемные комнаты - торговые залы. Здесь были и зеркальные шкафы, и вычурные штангасы для медикаментов, большие сосуды с цветными жидкостями. Производственные же помещения в большинстве аптек были тесными и неудобными. Первые петербургские аптеки размещались, как правило, в специально построенных помещениях, при них имелись хорошо оборудованные по тому времени лаборатории. До сих пор в основе развития многих крупных российских сетей лежат простейшие идеи наращивания объема и обеспечения экономии издержек. Однако для занятия лидирующего положения в аптечной отрасли (как показывает мировой опыт, сегмент сетей в перспективе может занять порядка 60% национального рынка) сетям необходима эффективная и соответствующая их потенциалу стратегия.

Еще лет пять назад все аптеки выглядели довольно стандартно, практически не отличаясь друг от друга, - одинаковое оборудование однотипных тонов, идентичное расположение прилавков вдоль стен. Сейчас руководство аптек стремится максимально выделить свои заведения из числа многочисленных конкурентов: ведется поиск собственного стиля заведения, подбирается нестандартное оборудование, появляются новые форматы аптек.

1. Особенности интерьеров аптек

Дизайн помещения, предназначенного для демонстрации и продажи лекарств, имеет ряд особенностей. Во-первых, планировка такого помещения должна обеспечивать: удобный выбор лекарств, предоставление дополнительных услуг (получение-доставка, консультации, место отдыха и т.д.). Во-вторых, оборудование помещения должно обеспечивать: полный и удобный обзор образцов всех имеющихся лекарств, изучение их аннотаций, легкий доступ к товару, возможность его быстрой и простой замены персоналом магазина. В-третьих, освещение магазина должно удовлетворять общим и специальным критериям (равномерность, высокая степень яркости, свет - желтый и т.п.).

Торгово-сервисные заведения российских городов еще совсем недавно были с виду одинаковыми как дробины - и впрямь сущие точки одной унылой пунктирной линии. Пресловутый "точечный" дух не истребило даже появление торговой и офисной мебели с Запада, пришедшееся на середину 90-х. Тяга сделать "не хуже, чем у соседа" порождала однотипные офисы, бутики, выглядевшие как единая фирменная сеть, аптеки, словно специализирующиеся на клонированных покупателях. К тому же, типовая мебель часто покупалась и размещалась наобум. И пустое пространство просто превращалось в пространство заполненное. Ну, а современникам пришло самое время оживлять свое бизнес-пространство. Если фраза "у нас уютно, как дома" является не только частью рекламного ролика, но и формулой создания магазина, аптеки, кафе или офиса, то Фортуна в такое заведение будет заглядывать куда чаще, чем в заурядную "точку".

Стереотип аптеки - скучное, льдисто-белое помещение. Более того, от аптек прежде и не ждали даже намека на индивидуальность. А что, если сделать аптечную мебель более разнообразной по форме и цвету, "более дизайнерской". Аптеки должны иметь узнаваемый индивидуальный стиль. Прилавки и шкафы плавных очертаний, вытеснение больничной белизны нежными, более теплыми тонами. Наверное, посетитель такой аптеки и выздороветь скорее сможет, чем клиент безучастного льдистого чертога.

На сегодняшний день существуют аптеки различных форматов, типов и уровней - mini-киоски, аптеки с закрытым и открытым доступом к продукции (с самообслуживанием - это сравнительно новый тип торговли). Их отличительные особенности - прямой доступ к продукции, большая площадь торгового помещения, непосредственный контакт покупателя с продавцом-консультантом и широкий ассортимент предлагаемой продукции. Подобные аптеки в последнее время становятся все более популярными среди потенциальных покупателей.

1.1 Аптеки с закрытым доступом

Отличительная особенность каждого из этих форматов состоит в различии самого помещения, используемого оборудования, обслуживающего персонала и выборе продукции. Аптечные киоски могут размещаться на достаточно малых площадях, требуют минимальных затрат на аренду, оборудование, обслуживающий персонал, но при этом ассортимент предлагаемой продукции очень ограничен. На сегодняшний день наиболее распространены аптеки, занимающие отдельное помещение (площадь может быть различна), с закрытым доступом к предлагаемой продукции. В аптеках такого формата используется широкий ассортимент продукции, увеличивается обслуживающий персонал.

К недостаткам аптек с закрытым доступом к продукции относится ограниченность самостоятельного изучения товара, и как следствие более низкая пропускная способность аптеки. В этом случае пропускную способность заведения можно увеличить наличием нескольких кассовых мест. К примеру, если площадь аптеки более 40 квадратных метров, то кассовых мест должно быть не менее двух. При этом немаловажно то, как их расположить в зале. Не рекомендуется устанавливать кассы вблизи входа-выхода, поскольку даже очередь из двух человек будет преграждать дорогу потоку покупателей. Кассовые места не должны также загораживать от покупателей обзор торговых витрин.

1.2 Аптеки с открытым доступом

Аптеки с открытым доступом предоставляют простор для самостоятельного изучения товара или с помощью продавца-консультанта. Но в этом случае нужно учитывать, что товар должен иметь магнитную защиту, а вход в магазин оборудован пропускными воротами. Снятие защиты и отпуск товара производится на кассовом узле. Как правило, на входе устанавливают камеру хранения для сумок посетителей. Очевидно, что второй вариант имеет ряд преимуществ, однако применим скорее для крупных аптек (площадь помещения не менее 80-100 квадратных метров), поскольку для свободного доступа необходимо просторное помещение. Наличие защитных средств, безусловно, приведет к удорожанию товара, но это меньше отразится при больших объемах продукции.

Торговое оборудование для аптек с открытым доступом покупателей делится на несколько направлений. В таких аптеках необходимо наличие как открытых стеллажей, островков для товаров широкого потребления (фитопродукция, косметика, препараты, отпускающиеся без рецепта), так и закрытых витрин, в которых представлена эксклюзивная продукция (высокая ценовая категория), незнакомая широкому покупателю, требующая дополнительных консультаций по ней. Как правило, в аптеках самообслуживания по периметру помещения располагаются пристенные стеллажи, а в центре - стеллажи открытого типа и восьмигранные или шестигранные застекленные витрины. Желательно, чтобы островные стеллажи были не более 1,5 метра в высоту, чтобы покупатели могли просматривать весь торговый зал. Нужно также учитывать и такой момент: между островным оборудованием и стенами должны оставаться проходы не менее 120 см, в противном случае стоит воздержаться от установки островных стеллажей, поскольку они будут препятствовать потоку покупателей. Не стоит устанавливать стеллажи открытого типа близко к входу-выходу, т. к. увеличивается опасность хищений продукции.

1.3 Выбор помещения и оборудования аптеки

При выборе помещения необходимо прежде всего ознакомиться с существующими требованиями (отраслевыми стандартами), предъявляемыми к организации аптек. Все помещения должны иметь выделенные зоны определенной площади: торговый зал, материальную кладовую, распаковочную, гардеробную, комнату персонала и т. п. Следует учитывать, что отраслевые стандарты время от времени корректируются. Кроме того, существуют определенные требования по хранению различных категорий медикаментов, установке при необходимости трапов, высоте нижней стеллажной полки над полом и т. д. Для приготовления лекарств в аптеках выделяются специальные помещения и оборудование.

Изготовители торгового оборудования не всегда имеют необходимую информацию обо всех требованиях, предъявляемых к помещениям под аптеку, поэтому во избежание проблем с приемом оборудования заказчикам необходимо внимательно изучить всю необходимую нормативную документацию. К примеру, все материалы, применяемые при изготовлении оборудования, должны иметь легко моющуюся поверхность, свойства материалов указываются в сертификатах или ГОСТах.

Оборудование для аптек условно можно разделить на четыре группы:

1) Оборудование каркасного типа на основе алюминиевого профиля.

На сегодняшний день это, скорее всего, наиболее востребованное оборудование. Оно позволяет производить остекление со всех четырех сторон, что очень важно для островных витрин. В системе предусмотрена возможность установки петель для распашных и полозьев для раздвижных стеклянных дверок с замками. Вертикальные заполнения устанавливаются в пазы профиля, что продлевает срок их эксплуатации. Предусмотрена в системе и установка каркасных дверей офисного типа, что удобно при зонировании помещения и для ограничения доступа. Оборудование подобного типа имеет наиболее продолжительный срок эксплуатации. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и некоторую стандартность дизайна.

2) Корпусная мебель.

Основной материал - ламинированная ДСП. Стеллажи имеют зашитые боковины и застекленную лицевую сторону. К достоинствам можно отнести низкую стоимость, возможность применения нестандартных форм, декоративных элементов. К недостаткам - низкий срок эксплуатации, меньшую наглядность при выкладке товара.

3) Стеллажи консольного типа.

Применяются для изготовления пристенных стеллажей или островных стеллажей для аптек свободного доступа. Изготавливаются на основе стальных перфорированных стоек, в которые устанавливаются кронштейны для металлических полок или полок из ДСП. Декорирование может быть различным.

4) Корпусная мебель "аквариумного" типа.

Это оборудование стало использоваться аптеками относительно недавно. Основное отличие подобного типа оборудования - раздельное изготовление тумбы из ДСП и стеклянной витринной части из клееного стекла или стекла, соединенного угловыми металлическими держателями. Конструкции выглядят легкими, воздушными, товар хорошо просматривается. Тумба или прилавок изготавливают из ламинированной ДСП или ДСП, покрытой пластиком. Надо сказать, что в последнее время оборудование, обклеенное пластиком (а не ламинатом, как раньше), становится наиболее актуальным. Декоративный пластик значительно повышает срок эксплуатации и улучшает внешний вид конструкций.

К недостаткам корпусной мебели "аквариумного" типа можно отнести высокую стоимость (сравнимую со стоимостью изделий каркасного типа и выше), и более низкую эксплуатационную прочность.

В каждом случае оборудование выбирается индивидуально, в зависимости от площади, конфигурации помещения, формата аптеки, и все же стоит учитывать некоторые моменты, которые влияют на удобство в обращении с торговым оборудованием. Так, наличие в витринах стеклянных дверок с раздвижными дверями более удобно и безопасно, чем распашных дверок, поскольку даже в открытом состоянии не занимают свободного пространства и не создают помех для покупателей и обслуживающего персонала. Но размеры раздвижных дверок должны быть не очень большими, чтобы не затруднять их движение по полозку.

Заранее стоит обдумать, какое оборудование лучше приобрести для заведения - модульное или отдельно стоящее. Отдельные стеллажи дороже, к тому же, установленные рядом друг с другом, они выглядят громоздко, отвлекают внимание от товара. Зато при необходимости их легко переставить. Модульное оборудование обойдется на 7-10% дешевле, да и внешне выглядит более современным и привлекательным. Но у этого оборудования один минус - передвинуть можно только весь модуль, что затрудняет перепланировку. Также важно учесть наличие дополнительной подсветки, поскольку общего света в помещении бывает недостаточно. Светильники не должны нагревать продукцию, поэтому рекомендуется использовать светильники дневного света.

В оформлении интерьеров аптек часто используются постеры, рекламирующие рецептурные лечебные средства.

Наблюдается тенденция в аптеках снижения использования "угловых конструкций". Кстати, борьба с углами, воцарение округлостей, дуг и плавных линий - это не просто примета моды. Сервисные и рабочие интерьеры в которых минимальна доля жестких линий и углов, в большом почете у психологов. Например, в аптеке, где преобладают мягкие контуры, выше дух сотрудничества и творческая активность. Да и у работников не будут синяки от углов и острых кромок. Психологического комфорта добавит и цветовое разнообразие современной мебели. В настоящее время гамма красок и ламинатов самая разнообразная - от элегантно-чопорного графита до романтичной бирюзы и аквамарина, от уютного сливочного оттенка до бодрящего оранжевого. Аптека, человечная по цветам и формам обстановки действительно воспринимается сотрудниками как второй дом, а посетителями как интересный, приятный магазин. Что любому делу только на пользу.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.