на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование рынка страхования автотранспортных средств
p align="left">Владельцы избравших подобную стратегию компаний, формулируя цели их развития и ставя задачи перед менеджментом, прекрасно понимали, что долго так работать они не смогут. Расчет строился на том, чтобы набрать значительный клиентский портфель и на пике продаться инвестору, обладающему значительными финансовыми ресурсами.

Проблемы рынка усугубятся и из-за резкого роста объемов выплат страховых возмещений. Причины этого кроются как в повышении стоимости ремонта поврежденных автомобилей, так и в ожидаемом специалистами росте количества угонов. Согласно статистике, увеличение безработицы на 1 процент влечет за собой рост криминалитета на 5 процентов. Роста числа угонов в условиях кризиса не избежать. Основной добычей преступников станут машины как премиум-, так и экономкласса, а угоны все чаще будут происходить в форме разбойных нападений. Многие компании, придерживавшиеся неосмотрительной политики, не справившись со своими обязательствами, будут вынуждены уйти с рынка. Основной причиной станет то, что из-за резкого уменьшения поступлений через банковские каналы сборы упали, а убытки по проданным ранее полисам продолжают накапливаться. Однако это не должно затронуть ведущих игроков. Компании с диверсифицированными портфелями, развивающие все виды страхования, смогут в полной мере отвечать по взятым на себя обязательствам.

В условиях кризиса, когда сокращается рынок и падают продажи, демпинг становится разновидностью самоубийства. Кроме того, девальвация рубля вызвала повышение цен на запчасти и услуги станций технического обслуживания, а следовательно, рост убыточности. Так что сейчас самое время поднимать тарифы, и если какая-то страховая компания снижает их, значит, ее ликвидность находится в катастрофическом состоянии и она пытается любыми способами получить хоть немного денег.

Когда стоимость ремонта автомобилей растет, установление компаниями низких тарифов означает, что либо компания неправильно считает, либо не собирается платить клиентам, станциям, партнерам. Особое подозрение вызывают структуры, которые снижают тариф по каско на 30-40 процентов якобы вследствие отсутствия выплат комиссионного вознаграждения агентам, хотя расходы этих компаний на рекламу, по оценке экспертов, сопоставимы с этой самой “отсутствующей” комиссией.

По свидетельству большинства участников рынка автострахования, под влиянием кризиса ситуация изменилась в худшую сторону: демпинговать стали все больше. Это однозначно свидетельствует о близком крахе многих страховщиков: в лучшем случае они будут проданы за символические деньги более устойчивым игрокам рынка, в худшем -- обанкротятся, оставив без страховой защиты сотни тысяч автовладельцев.

Составной частью проблемы демпинга является и крайне болезненный вопрос размера комиссии посредников при продаже полисов автокаско. Желание продавцов получать высокие комиссии понятно. Однако следует иметь в виду, что страховые тарифы рассчитываются с учетом определенных расходов на комиссию. Повышение комиссии при увеличении тарифов сделает их неконкурентными. Увеличение комиссий без повышения тарифа -- это тоже неоправданный демпинг. Компании, которые собираются выполнять обязательства перед страхователями, а не стремятся захватить рынок, набрав убыточный портфель, должны сохранить или даже сократить размер комиссии.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ООО «РОСГОССТРАХ-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»

3.1 Перспективы развития страхования автотранспортных средств в Якутии

Страховщики России вступают в новый этап своего развития и учатся работать в условиях жестких экономических ограничений. На этом этапе важно, как поведут себя крупнейшие компании, задающие правила игры для остальных участников рынка, что будут делать наиболее известные топ-менеджеры и владельцы компаний. Россгострах является крупнейшей компанией, а значит, будет задавать правила игры для остальных.

Рынок автострахования физических лиц являлся до 2008 года весьма перспективным для развития и выгодным для страховых компаний. Руководствуясь данными за первый квартал и за первое полугодие 2008 года, Центр стратегических исследований «Росгосстраха» составил приблизительный прогноз дальнейшего развития рынка страхования каско автотранспортных средств физических лиц. Объем премий по страхованию наземного транспорта физических лиц в 2008 году увеличился на треть и составил порядка 138 млрд. рублей.

Увеличение доходов побуждает население к приобретению транспортных средств, что приводит к интенсивному развитию рынка страхования каско. Ожидалось, что темп роста в 2009 году составит 30%. Затем, прогнозировалось плавное снижение темпов роста до отметки 20-25%. По оценкам специалистов «Росгосстрах», в 2009 году рынок каско граждан будет колебаться в пределах 179 млрд руб., в 2010 году - 227 млрд руб., в 2011 году - 283 млрд руб., в 2012 году - 346 млрд руб. По прогнозам специалистов Центра стратегических исследований, уже к 2012 году рынок страхования транспортных средств увеличится, примерно, в 2,5 раза в сравнении с 2008 годом. В настоящее время, каско составляет около 85% от общего объема рынка страхования имущества граждан. Кроме того, прогнозируется, что доля будет расти. Ожидается, что сборы по каско к 2012 году составят 90%.

По мнению аналитиков Росгосстраха, рынок автокредитования в России будет ежегодно расти на 60-80 %, что позволит к 2010 году достичь показателя в 33 млрд долл. При этом основной акцент автокредитования сместится из центра в регионы, что окажет соответствующее влияние и на развитие автострахования. Доля премий по каско, собираемых через канал автокредитов, может превысить 55 %.

В настоящее время, как рассмотрено выше, на развитие рынка автострахования, в том числе и в Якутии, влияют ряд общеэкономических факторов, связанных с покупательской способностью, с доходами населения, с приобретением автомобилей в кредит. Кроме того, для развития автострахования на примере такой крупной компании, какой является «Росгосстрах-Дальний Восток», оказывают значение мелкие и средние компании, применяющие такие методы конкурентной борьбы, как ценовая политика.

Следует учитывать, что ситуация на мировых финансовых рынках не дает возможности четко определить дальнейшее направление развития мировой экономики, и экономики России в том числе. Вполне вероятно, что темп роста доходов населения в 2009 году понизится, что, непременно, отразится на страховании. Кроме того, негативное воздействие на развитие рынка страхования каско автотранспорта может наблюдаться в случае влияния мировых экономических затруднений на автомобильные рынки.

Поэтому перспективы развития в Якутии рынка автострахования заключаются в том, что данный рынок будет развиваться в основном в регионах, а не в крупных мегаполисах, в связи с этим, компании «Росгосстрах-Дальний Восток» необходимо в своей маркетинговой деятельности учитывать данные перспективы.

3.2 Недостатки маркетинговой деятельности предприятия в развитии рынка страхования автотранспортных средств

Недостатком маркетинговой деятельности предприятия «Росгосстрах-Дальний Восток» можно назвать медленное реагирование на возникающие на рынке автострахования перемены и проблемы на рынке страхования в целом.

Так, одна из проблемы, как отметили выше, стоящая перед «Росгосстрах», это ценовая политика. Демпинг - это одна из основных проблем рынка страхования. На растущем рынке он неизбежен, ведь каждый пытается отхватить свою долю, а российский рынок автокаско рос в последнее время фантастическими темпами. При такой ситуации нарастить портфель автокаско просто - достаточно активной рекламы, высоких комиссионных продавцу и низких тарифов. Благодаря значительному поступлению страховой премии компании некоторое время (пока портфель растет) удается осуществлять текущие выплаты. В основном за счет новых поступлений премии. Фактически работает принцип обычной финансовой пирамиды.

Финансовый кризис сыграет важную очистительную роль для рынка автокаско -- страховщики, такие крупные как «Россгострах», которые кризис переживут, выйдут из него укрепившимися, перейдут на новый уровень развития. Кризисная ситуация должна способствовать формированию подходов к решению фундаментальных проблем рынка автокаско. Первое место среди них занимает фактическая вмененность значительной части формально добровольного автокаско. Большая часть продаж в период бурного роста этого сегмента рынка не была вызвана осознанием страхователями действительной потребности в страховой защите. Из-за этого покупка полиса во многих случаях воспринималась как неприятный побор, необходимый для получения кредита на покупку автомобиля. В сочетании с относительно низкой страховой и финансовой грамотностью населения это приводило к тому, что единственным критерием выбора для страховщика была цена, что делало бессмысленными усилия добросовестных компаний по развитию процесса урегулирования убытков -- главной составляющей услуги страхования.

Отсюда и остальные проблемы: плохой сервис, отсутствие страховых продуктов, ориентированных на специфические потребности отдельных категорий клиентов, низкий уровень профессиональной подготовки представителей страховых компаний, будь то штатные сотрудники или агенты. Решить все эти проблемы можно только одним способом -- повернувшись лицом к клиенту и начав выстраивать всю структуру компании, исходя из его потребностей. Страховщики должны создавать адекватные страховые продукты и грамотно продвигать их на рынке, формировать эффективные сети продаж, выстраивать тарифную политику в расчете не на сиюминутный результат, а на длительную перспективу. Необходимо сделать так, чтобы страхование воспринималось как неотъемлемая часть цивилизованного образа жизни. Только те компании, которые решат эти задачи, смогут успешно работать на рынке в долгосрочной перспективе.

Страховые компании должны повысить входной барьер для операторов услуг безопасности, предъявив высокие требования к оборудованию и технологиям защиты автомобиля с учетом особенностей российской специфики угонов, другими словами -- повысить ответственность бизнеса. Помимо этого необходимо ранжировать тарифы по количеству и качеству времени, проведенного на дороге. Потенциальное направление сотрудничества со страховыми компаниями мы видим в том, чтобы предоставлять не только услуги безопасности, но и услуги мониторинга, что позволит идентифицировать клиента и проводить оптимизированную тарифную политику.

По мнению ведущего эксперта направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Кирилла Бобылькова, доля премии по автокаско составила 17-19% от общей премии рынка, при этом три четвери от этого объема составляют премии, поступившие по договорам с физическими лицами. Для сравнения, доля добровольного медицинского страхования (ДМС) по итогам 2006 года составила 15-18% рынка (большую часть этого бизнеса составляет обслуживание корпоративных клиентов), страхования недвижимого имущества физических лиц -- 1-2%. «Рынок автокаско не фигурирует в официальной статистике, но можно оценить его в 75 млрд руб., он занимает приблизительно половину рынка страхования физических лиц, очищенную от корпоративных программ», -- полагает Кирилл Бобыльков[32].

Кроме демпинговых цен, устанавливаемых отдельными игроками на страховом рынке, для Росгосстраха является существенной проблема регионального развития автострахования в рамках развития добровольных видов страхования. Если по итогам 2008 года, группа компаний «Росгосстрах» находилась на первом месте по финансовым показателям, то по показателям добровольного страхования (в том числе и автострахованию), компания «Росгосстрах-Дальний Восток» находилась на 124 месте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Если брокерские продажи ООО «Росгосстрах-Дальний Восток» пока не претерпели явных изменений, то по продажам через агентов и партнерские каналы, с октября-ноября 2008 наблюдается выраженная тенденция снижения объемов. Особенно очевидно это прослеживается по таким каналам, как салоны и банки. Поэтому необходимо выработать ряд маркетинговых мер, способствующих развитию автострахования в Дальневосточном регионе, на территории которого действует ООО «Росгосстрах-Дальний Восток».

3.3 Рекомендации по устранению недостатков в маркетинговой деятельности предприятия

Игроки страхового рынка в настоящее время заняты поиском неценовых методов конкуренции. Страховщики в ближайшем будущем займутся, в частности, экспансией на региональные рынки. Павел Бородин из «Росгосстраха» уверен, что компании будут увеличивать сервисную составляющую и осваивать дифференцированный подход к автовладельцам [35].

Несмотря на то, что рынок автокаско в России стремительно рос, увеличиваясь ежегодно на 60-80%, для многих страховых фирм это обернулось банкротством. Как говорится, нет худа без добра. И печальный опыт конкурентов пригодится ныне существующим компаниям, чтобы избежать ошибок в будущем.

Эксперты считают, что рынок вошел в более спокойную фазу развития, однако именно сейчас начнут проявляться сделанные ранее ошибки. На растущем рынке главным вопросом всегда является сохранение андеррайтинговой дисциплины, потому что в среднесрочной перспективе, когда рост замедлится, просчеты в ценообразовании, сделанные в период бурного роста, проявятся и могут стать серьезной проблемой для компаний, не сумевших установить адекватные тарифы и жесткие, но прозрачные процедуры урегулирования убытков.

Кризис привел к сокращению объема продаж автомобилей, а значит, и автострахования, в тех сегментах, которые, в принципе, для страховщиков являются нежелательными - это недорогие машины и первые машины неопытных водителей. Здесь всегда наблюдалась наиболее неблагополучная картина по убыточности, но зато и самый быстрый рост. Поэтому компании, которые были заинтересованы в интенсивном наращивании своей доли, вынуждено становились игроками в этих сегментах. Сейчас, естественно, объемы на этом рынке упадут, и страховым компаниям совершенно не стоит туда стремиться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.