Исследование рынка услуг по разработке веб-сайтов
ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» Кафедра «Маркетинг» ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА на тему: «Исследование рынка услуг по разработке веб-сайтов» Выполнили студенты группы РЦБ 2-2 Власов Кирилл и Хвостов Александр Научный руководитель: доц., к.п.н. Мирошникова Т.А. Москва 2010 год Введение Интернет - это глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Интернет имеет более 400 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. (Цифра уже другая - количество растёт как снежный ком!) Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой. Интернет состоит из множества локальных и глобальных сетей, принадлежащих различным компаниям и предприятиям, связанных между собой различными линиями связи. Интернет можно представить себе в виде мозаики сложенной из небольших сетей разной величины, которые активно взаимодействуют одна с другой, пересылая файлы, сообщения и т.п. Причина, по которой сеть Интернет стала столь популярна, заключается в стандартизации процессов обмена данными (протоколов). Свое «представительство», собственную WWW-страничку в Сети имеет сегодня практически каждая крупная организация, фирма или компания. В Интернет расположены «электронные» варианты многих тысяч газет и журналов, через Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний. Трудно найти какую-либо область человеческой деятельности, которая не была бы представлена в Интернет во всей своей полноте сотнями и тысячами «страничек». Сеть дает любому человеку практически бесплатную возможность оповестить многомиллионную аудиторию о предлагаемых им услугах или продукции. Интернет уравнивает частных лиц, фирмы средней руки и крупные корпорации: у всех есть одинаковые возможности для привлечения покупателей. Не надо платить тысячи и даже миллионы долларов за мгновения рекламы на телевидении, не надо покупать полосы в газетах - ваша страничка в Интернет будет функционировать круглосуточно, без перерывов. Все более популярной становится электронная торговля, позволяющая пользователю совершить покупку практически любого товара в любой точке планеты. По Интернет вы можете заказать и получить новые программные продукты, послать букет цветов любимой девушке и даже приобрести автомобиль. А также узнать последние результаты торгов на биржах всего мира, осведомиться о курсе акций той или иной компании и провернуть с ними сделку. Для крупных фирм и корпораций Сеть стала идеальной средой для проведения всевозможных операций и расчетов, а также торговли по схеме business-to-business, совещаний в реальном времени. Впрочем, заработать на Сети может не только крупная фирма, но и практически любой человек, создавший свою страничку. Но организации, деятельность которых не связана непосредственно с программированием и дизайном, не могут создать себе веб-сайт самостоятельно. Для того, чтобы успешно конкурировать и зарабатывать во всемирной сети компании прибегают к услугам веб-мастеров и веб-студий. Но будет ли это под силу малой фирме, можно ли быть уверенным в надежности и работоспособности сделанных интернет-страниц, в каком состоянии вообще находится рынок данных услуг - на эти и многие другие вопросы поможет ответить маркетинговое исследование рынка услуг веб-разработки. Цели и задачи исследования Основной целью текущего исследования является повышение прозрачности рынка веб-разработки в части ценообразования, потребительских свойств итоговых продуктов, сроков выполнения заказа. Задачи исследования: Оценка общего состояния рынка веб-разработки в Москве; Оценка потребительских свойств готового продукта; Оценка ценовых диапазонов веб-разработки; Исследование структуры ценообразования при веб-разработке; Исследование сроков производственного процесса; Исследование взаимосвязей между предыдущими пунктами; Оценка маркетинговой компетентности участников рынка. Методология исследования Задачи и выбор технологии При выборе методологии исследования решались следующие задачи: Обеспечение максимальной репрезентативности исследования Повышение мотивации респондентов на участие в исследовании, обеспечение большого процента участия Получение максимально конкретной информации, без использования «средней цены для среднего проекта». Получение информации максимально близкой к реальности. Обеспечение четкого разделения различных участков веб-разработки в общей картине исследования. В качестве исследуемого рынка был выбран город Москва как наиболее экономически развитый город России. Задача максимальной репрезентативности была решена следующим образом - была взята самая крупная база данных по студиям веб-разработки Москвы - аналитический портал рынка веб-разработок «CMS Magazine» URL: http://www.cmsmagazine.ru/creators/, с которой проводилась дальнейшая работа. Отдельного внимания заслуживал вопрос мотивации участников опроса и получения от них максимально точных данных. Наиболее адекватно этим задачам было использование метода «тайного покупателя» (Mystery Shopping) в качестве инструмента исследования. Только когда для респондентов исследование представлено как обсуждение реального заказа, можно рассчитывать на большое вовлечение опрашиваемых и адекватность предоставляемых сведений. При этом, проводимый опрос по своей сути не был вымыслом. В основу опроса были положены потребности реального клиента ООО «Русские Лакомства», нуждающегося в сайте хорошего качества исполнения. Выбор сегмента Следующим шагом разработки методологии исследования была конкретизация изучаемого участка. Очевидно, что каждая студия работает с различными типами проектов, которые могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, в качестве изучаемой области была выбрана разработка корпоративных сайтов. Можно выделить три условных типа корпоративных сайтов: Малый корпоративный сайт («сайт-визитка») - простая структура, небольшое количество разделов, регулярно обновляемая информация либо отсутствует, либо ограничена разделами типа «Новости», «Услуги», «Каталог товаров». Средний корпоративный сайт - разветвлённая структура, наличие постоянно обновляемых разделов, встроенные инструменты для работы с клиентами. Большой корпоративный сайт, корпоративный портал - большое количество сервисов для посетителей и клиентов, информационно-функциональные сервисы для сотрудников компании. Наиболее распространёнными являются первый и второй типы. Но разделять эти типы проектов нужно обязательно - разница между ними как по объему программирования, так и по срокам и стоимости работ принципиальная. Таким образом, для целей данного исследования был выбран конкретный сегмент: разработка корпоративных сайтов средней сложности, как наиболее универсальный и дающий данные, которые возможно, с некоторыми оговорками, распространять на другие сегменты веб-разработки. Подробное описание предлагавшейся структуры - в Приложении 1. Всего было получено и обработано ответов: 87. Данные, полученные в процессе исследования Общая картина рынка Количество участников рынка На март 2010 г. число активных постоянно действующих студий составляет 789. Распределение веб-студий по ценовым секторам Оценка респондентами стоимости предложенного проекта позволила выделить четыре основных ценовых сектора, в которых действуют студии. Охарактеризовать эти сектора можно следующим образом: Демпинг-сектор Демпинг-сектор характеризуется небольшими размерами студий (1-2 человека), большой их «виртуальностью» (зачастую отсутствие офиса, только электронный контакт). Основу издержек составляет заработная плата. Назначение сверхнизкой цены за проекты составляет основу продвижения на рынке. Срок жизни студий в демпинг-секторе зависит от амбиций основателя - если студия фактически представляет личный фриланс-проект, то она может существовать достаточно долго, если же делается попытка организовать полноценный бизнес (помещение, наёмные сотрудники, юрлицо и бухгалтерия), то срок жизни в демпинг-секторе обычно составляет не более полутора лет. Эконом-сектор В эконом-секторе действуют как «персональные» студии, так и студии, состоящие из нескольких сотрудников. По сравнению с демпинг-сектором, количество вторых здесь существенно больше. Гонорар эконом-сектора даёт больше возможностей для развития студии, однако предъявляет серьёзные требования к эффективности бизнес-процессов и сокращению издержек. Также работа в эконом-секторе требует постоянной загрузки проектами, чтобы обеспечить рентабельность компании. Компании эконом-сектора очень чувствительны к временным трудностям - из-за низкой рентабельности бизнеса даже небольшой простой в работе может погубить компанию. Бизнес-сектор Наиболее комфортный для существования студии сегмент. С одной стороны, ещё сравнительно велико количество заказчиков, с другой - гонорары бизнес-сектора дают возможность найма квалифицированных сотрудников и обеспечения комфортных условий работы. Разумеется, сказанное справедливо для студии, достаточно загруженной проектами. Премиум-сектор Сектор, ориентированный на крупных заказчиков с большими бюджетами. С точки зрения «простого программиста» в этом секторе незаслуженно берутся огромные деньги за простую работу. Однако главная компетенция в этом секторе - учет специфики крупных клиентов, обеспечение им комфортного взаимодействия с исполнителем. Кроме того, значительную часть расходов студии премиум-сектора составляют расходы на брендинг (формирование «имени» студии). Рентабельность работы в этом секторе достаточно высока, однако это достоинство ограничивается сравнительно небольшим числом потенциальных клиентов и высоким порогом вхождения для новых студий. Platinum-сектор В рамках нашего исследования этот сектор объединяет высокобрендовые студии, само обращение к услугам которых становится для заказчика поводом для PR-акции, со студиями, для которых разработка корпоративных сайтов не является профильной, и, поэтому цена на разработку получается весьма высока - для изготовления простого сайта будут использоваться силы дорогих специалистов очень высокой квалификации. В целом, «население» этого сектора невелико, как и количество заказчиков. По итогам исследования были определены следующие границы секторов (напомним, что речь идёт об оценке одного и того же проекта разными студиями, исходя из действующих у них расценок): Демпинг-сектор - оценка стоимости предложенного проекта до 50.000 руб. Эконом-сектор - оценка стоимости предложенного проекта от 51.000 до 90.000 руб. Бизнес-сектор - оценка стоимости предложенного проекта от 91.000 до 210.000 руб. Премиум-сектор - оценка стоимости предложенного проекта от 211.000 до 510.000 руб. Platinum-сектор - оценка стоимости предложенного проекта свыше 510.000 руб. Маркетинговая компетентность веб-студий Помимо конкретных ответов на поставленные респондентам вопросы при обработке данных оценивалась маркетинговая компетентность студий. Для каждого ответа оценивались: Срок отклика «Качество» отклика Наличие или отсутствие целенаправленных усилий по «завоеванию» клиента Наличие явных ошибок в применении тех или иных маркетинговых инструментов Суммируя названные параметры, мы выделили три основных уровня компетентности: Высокий уровень - осознанное целенаправленное применение маркетинговых инструментов, эффективные средства продвижения студии на этапе коммуникации с клиентом, наличие внутренних стандартов работы с клиентами. Нейтральный уровень - отсутствие какой-либо осознанной стратегии в клиентской коммуникации. Отрицательный уровень - совершение в процессе коммуникации действий, ведущих к потере клиента (антимаркетинговый эффект). Инструменты Прежде чем переходить к вопросам стоимости и характеристик получаемых продуктов, рассмотрим вопрос инструментария веб-студий, поскольку итоговый результат зачастую тесно связан с использованным инструментом. Современные сайты предъявляют большие требования к управляемости, надёжности, удобству управления и функциональности, поэтому в их основе находятся специальные системы управления сайтами (CMS). Эти системы уже содержат часть функций, требующихся на сайте (напр. - интерфейс для добавления и редактирования информации и т.п.), а кроме того, - инструменты, ускоряющие процесс разработки новых функций.
Страницы: 1, 2, 3
|