Изучение конъюнктуры рынка
23 Министерство образования и науки Российской Федерации Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» Факультет коммерции и маркетинга Кафедра Коммерции и логистики Контрольная работа по дисциплине Изучение конъюнктуры рынка студента II курса заочного отделения гр. 223c/c Коровкина М.Н. Ростов-на-Дону 2009 1. Цель изучения рынка и основные показатели рыночной конъюнктуры К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок. Производство - сбыт - обращение - покупка - потребление должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса. Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором маркетинговой системы. Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Важно установить степень соответствия производимого ассортимента и качества товаров запросам населения. Оптимальные функционально-потребительские характеристики изделий, полнота их ассортимента необходимы для определения уровня специализации и объемов размещения производства. Масштабы, темпы и интенсивность обновления и расширения ассортимента тесно увязываются с получением соответствующего хозяйственного эффекта (рост производства, прибыльности). Понятие рыночной ситуации включает: - степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); - сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития; - уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров; - масштабы рыночных операций и степень деловой активности; - уровень коммерческого (рыночного) риска; - сила и размах конкурентной борьбы; - положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла. Статистика конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов. Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность. 1.1 Система показателей конъюнктуры рынка Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления: Предложение товаров (продуктов и услуг) в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели: 1.1. объем, структура и динамика предложения; 1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения; 1.3. эластичность предложения. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели: 2.1. спрос в дифференциации по следующим признакам: - степени удовлетворения; - вектору изменения; - формам образования; - покупательским намерениям; - состоянию рынка и месту покупки. 2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): - емкость рынка средств производства; - емкость рынка предметов потребления; - емкость рынка услуг. 2.3. эластичность спроса. Пропорциональность рынка характеризуют показатели: 3.1. соотношение спроса и предложения. 3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг; 3.3. товарная структура товарооборота (продажи, услуг); 3.4. раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами; 3.5. структура продавцов по формам собственности; 3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам); 3.7. региональная структура рынка. Тенденцию развития рынка характеризуют показатели: 4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели: 5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом); 5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели: 6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка; 6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения) 6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка. Деловая активность характеризуется показателями: 7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика; 7.2. число, размер, частота и динамика сделок; 7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями: 8.1. инвестиционный риск; 8.2. риск принятия маркетинговых решений; 8.3. риск случайных рыночных колебаний. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели: 9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации; 9.2. общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи); 9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка; 9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи); 9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка. Данная система показателей включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть связь или корреспонденцию конъюнктурных показателей с характеристиками маркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции и цикличность рынка. 2. Количественные методы исследования Количественные исследования это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки: - емкости рынка и структуры предложения и спроса; - объемов продаж операторов рынка; - перспектив развития продукта; - эффективности различных направлений деятельности компаний по поддержке и продвижению продукта; - эффективности рекламной деятельности; - эффективности работы дистрибьюторской сети; - реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя. Количественные исследования называются так, поскольку целью их проведения является получение количественной, статистической информации. К количественным исследованиям относятся: личные интервью (face-to-face), телефонные опросы, тесты на дому, холл-тесты. Весьма часто используемый метод - опрос потребителей. Заказчик такого исследования обычно хочет получить срез предпочтений постоянных покупателей, отношение к продукту, к бренду, магазину и т. п. Он применяется для опроса большой по объему генеральной совокупности при необходимости получения «объективных» количественных показателей и индексов. Техника сбора первичной количественной информации основана на заполнении респондентом анкеты, которая содержит перечень вопросов, раскрывающих суть исследуемой проблематики. Здесь самое важное - грамотное составление опросника. Секретов очень много - скрыть суть исследуемой проблемы в середине анкеты, сформулировать вопросы, на которые должны давать однозначные ответы и т. п. Опросы относятся к количественным методам сбора первичной информации и позволяют получить сведения, которые недоступны наблюдению и не находят достаточного отражения в различных вторичных источниках. Например, информация о мотивах, интересах, вкусах людей, структуре их предпочтений и пр. Вопросы при проведении опросов регламентируются определенной программой. Степень определенности программы опроса может быть различной. Если вопросы в каждом конкретном случае задаются не в одних и тех же формулировках и опрос принимает форму свободной беседы, то такой опрос называется интервьюированием (опрос-интервью). Если вопросы ставятся в жестко фиксированной форме, опрос называется анкетированием (опрос-анкетирование). Для анкетирования разрабатывается специальный бланк-анкета, в которой содержатся вопросы и фиксируются ответы. Существуют определенные правила составления опросных листов и формулировки включаемых в них вопросов. Независимо от целей и задач исследования все анкеты состоят из трех частей: - введения; - вопросов, характеризующих цель и предмет опроса; - сведений об опрашиваемом. Во введении формулируется цель опроса, приводится название организации, проводящей опрос и содержится обращение к опрашиваемому. Вторая часть анкеты содержит вопросы, раскрывающие предмет и существо опроса. Вопросы располагаются в логической последовательности, причем наиболее сложные вопросы рекомендуется располагать в середине или ближе к концу анкеты. Вопросы личного характера, касающиеся возраста, образования и т.п. приводят в конце анкеты. Форма вопроса в конечном итоге также может повлиять на полученный ответ. Маркетологи выделяют обычно два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов, и опрашиваемые просто выбирает один из них. Ответы на эти вопросы легче поддаются анализу и обобщению. По количеству вариантов ответов такие вопросы могут быть альтернативного типа или многовариантного Характеристика типов вопросов |
Тип вопроса | Пояснение | Пример | | Альтернативный Многовариантный | Два варианта ответа Три и более ответа | Добавляете ли вы отбеливатели при стирке? да ? нет ? Приходилось ли вам слышать названия следующих марок стирального порошка? Ариэль ? Тайд ? Миф ? Sorti ? Лоск ? Лотос ? Омо ? Ланза ? Тикс ? | | Неструктурированный Ассоциация, вызванная словом Завершение предложения | Неограниченное число вариантов ответов Четко и раздельно произносятся слова вопроса. Респондент произносит вслух первую ассоциацию вызванную этим вопросом Респондента просят закончить фразу | Пожалуйста, объясните, почему Вы покупаете этот стиральный порошок:___ ___________________________________ О какой марке вы прежде всего думаете, когда слышите следующее? Стиральные порошки российского производства_____________ импортные стиральные порошки_______ При выборе порошка основным критерием покупки является___________ | | Полузакрытый | Вопрос с несколькими вариантами и возможностью называть «Другие», помимо предложенных | Какие марки порошков вы знаете? Ариэль ? Тайд ? Миф ? Sorti ? Лоск ? Лотос ? Омо ? Тикс ? Другие ? ( Пожалуйста, уточните) __________________________________ | | |
Страницы: 1, 2
|