на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конкурентная среда туристского предприятия

Конкурентная среда туристского предприятия

4

1. Определение конкуренции

1.1 Виды конкуренции

Конкуренция -- это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получе-ние максимальной прибыли или достижение иных конкретных це-лей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают со-вершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция -- вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стан-дартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предпри-ятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого пред-приятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.

Совершенная конкуренция определяется следующими предпо-сылками:

- конкуренты не могут устанавливать рыночную цену, а могут только приспосабливаться к ней;

- каждое предприятие не рассматривает конкурентов как уг-розу ее рыночной доле;

- ни один участник конкуренции не в состоянии оказать вли-яние на решения, принимаемые другими участниками;

- информация о ценах, количестве продукта, технологии про-изводства и вероятной прибыли доступна любому предприятию;

- вход на рынок и выход из него свободен в долгосрочной перспективе.

Несовершенная конкуренция -- это такое состояние ры-ночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является моно-полистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция -- тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей пред-лагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающи-еся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи то-вара или услуги. В туристском бизнесе дифференцируемыми мож-но считать туры в Москву и Санкт-Петербург, по Золотому коль-цу России, тематические туры по России, связанные с жизнью и деятельностью ее выдающихся представителей.

Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкурен-ции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продук-ции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства «Бегемот».

Товар, реализуемый олигополистическими предприятиями, мо-жет быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандарти-зованным (туры в Турцию и Грецию). Основными вопросами для согласования в современных олигополиях являются цены, объемы продаж, направление выездных туров и т. д. Для частичной моно-полизации внутренних туров объединяются предприятия различ-ных отраслей: транспорта, гостиничного комплекса, АПК и др.

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чис-тая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором суще-ствует единственный продавец товара, не имеющего близких за-менителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя пред-ложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться по направлениям ту-ризма могут и отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д.

Высшей формой несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель.

Этим рыночным структурам соответствуют четыре основных вида рыночной цены. В условиях совершенной конкуренции цена устанавливается на рынке. Эту цену принято называть равно-весной ценой. Потребители увеличивают спрос по мере сниже-ния цены; производители же увеличивают предложение по мере роста цены. Малейшему увеличению спроса сопутствует соответ-ствующее предложение, а цена остается неизменной.

На рынке монополистической конкуренции цены устанавлива-ются многими крупными компаниями. Однако на этом рынке предприятия вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. При такой модели рынка предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем индивидуализации своей продукции. Прежде всего это происходит с помощью товар-ных знаков, наименований и рекламных кампаний, которые одно-значно выделяют различия продукта.

На рынке, где господствуют олигополии, величина спроса уве-личивается при снижении цен и уменьшается при их росте. Одна-ко ценообразование в условиях олигополии отличается опреде-ленной стабильностью среднеотраслевых цен. Здесь несколько предприятий одной отрасли практически всегда пытаются согласо-вать свою ценовую политику.

На рынке чистой монополии цена устанавливается одним мо-нополистом, при монопсонии -- одним монопольным покупате-лем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль.

В условиях конкурентной борьбы предприятия интересуют ко-нечные экономические результаты. Эти результаты внешне выра-жаются в объеме продаж и прибыли.

1.2 Методы конкуренции

Методы конкуренции можно условно разделить на добросовест-ные и недобросовестные.

Под добросовестными методами конкуренции понима-ются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизо-ванные взаимоотношения и обмен информацией между конкурен-тами, поиск форм совместного существования, выработку согла-шений по спорным вопросам. Добросовестная конкуренция -- это:

- повышение качества продукции;

- снижение цен;

- реклама;

- послепродажное обслуживание;

- создание новых товаров;

- равенство с конкурентом в достижении выгоды и др.

В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями ча-сто используются методы, связанные с нарушением норм и пра-вил конкуренции.

К недобросовестным методам конкуренции относятся:

- демпинговые цены;

- установление контроля над конкурентом;

- экономический и промышленный шпионаж;

- злоупотребление господствующим положением на рынке;

- незаконное использование марок известных предприятий;

- подкуп и шантаж официальных лиц с целью захвата новых рынков сбыта или создания препятствий конкурентам;

- тайные сговоры на торгах;

- недобросовестное копирование товаров и продукции конку-рентов;

- нарушение стандартов и условий поставки товаров;

- ложная информация и реклама, вводящие конкурента в за-блуждение;

- сокрытие дефектов;

- нарушения в финансовой и бухгалтерской отчетности, поз-воляющие снизить долю официальных доходов и, таким образом, сократить налоговые расходы.

Классификация рынков, а также типов и методов конкуренции позволяет более эффективно осуществлять маркетинговые разра-ботки и добиваться с их помощью реальных успехов в привлече-нии покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение.

1.3 Формирование конкурентоспособности

Для предпринимательской деятельности в области туристского бизнеса характерна высокая степень конкуренции. Под конкурен-цией понимается соперничество между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заинтересованными в до-стижении одной и той же цели -- максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не про-сто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. При-чем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимуще-ства. Все усилия в производстве и управлении должны быть на-правлены на развитие тех качеств предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.

Для характеристики конкурентоспособности предприятия вы-деляются следующие основные уровни конкурентоспособности:

- технический уровень продукции предприятия настолько не-обычен, или, по крайней мере, так отличается в лучшую сторону в сравнении с изделиями конкурентов, а их сбытовые подразделе-ния и службы маркетинга настолько мощные, что стоит лишь по-ставить потребителям то, что заявлено в рекламе, как они будут бесконечно счастливы. Любые дополнительные усилия на произ-водстве или в управлении они считают излишеством;

- свой уровень производства продукции предприятия стремят-ся довести до уровня основных конкурентов на основе заимство-ванных технических приемов, технологий, методов организации производства. Они приобретают сырье и материалы из тех же ис-точников, что и их конкуренты, стараются пригласить на работу специалистов из конкурирующих предприятий;

- успехом в конкурентной борьбе становится функция управ-ления, которая чуть ли не целиком зависит от качества, эффек-тивности управления и организации производства в самом широ-ком смысле. Это может быть и более экономичный аппарат уп-равления, и более высокая оперативность в принятии решений, и лучшая мотивация работников и т. п.

Предприятия, которым удалось достичь этих требований кон-курентоспособности, оказываются впереди конкурентов на мно-гие годы. Именно это обеспечивает перспективный успех пред-приятию на рынке, долговременное превосходство над конкурен-тами, потому что. такие предприятия не только не стремятся ко-пировать опыт других предприятий и даже не просто хотят пре-взойти самые жесткие из существующих здесь стандартов. Такие предприятия являются предприятиями с производством мирового класса -- быстрорастущими и более прибыльными, чем их кон-куренты. Они:

- имеют рабочих и управляющих такой квалификации, кото-рых постоянно ищут и стремятся переманить к себе другие пред-приятия;

- настолько компетентны и так хорошо разбираются в разра-ботке и изготовлении производственного оборудования, что все другие поставщики такого оборудования постоянно стремятся по-лучить у таких компаний с. производством мирового класса совет или рекомендацию относительно возможных модификаций в по-ставляемом ими самими оборудовании, а также стараются заклю-чить с ними соглашение об испытании на их предприятиях своих пробных моделей и прототипов новой техники;

- более гибки и проворны в сравнении с конкурентами при любых изменениях рыночной конъюнктуры, структуры спроса или уровня цен; быстрее, чем они, поставляют на рынок новые про-дукты;

- совмещают процессы разработки новых изделий и подготов-ки их производства; когда инженеры и конструкторы конкуриру-ющих предприятий пытаются скопировать или перенять что-либо, то быстро обнаруживают, что просто не могут создать нечто по-добное ни на одном из своих предприятий;

- постоянно улучшают свои производственные системы, стан-ки и оборудование, совершенствуют технологию, обеспечивают по-стоянное повышение квалификации своих работников. Такие пред-приятия полагаются, в основном, на собственные НИОКР, на экспериментирование, постоянную подготовку и переподготовку ра-бочей силы, обновление организации управления. Любые стандар-ты для компаний с производством мирового класса -- вещь эфе-мерная, не более чем очередной верстовой столб на бесконечной дороге к совершенству. [13]

2. Маркетинговые исследования конкурентов

2.1 Конкурентная среда туристского предприятия

Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в боль-шинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конку-ренция -- один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределе-ния труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или фи-зическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достиже-нии одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями конкурентной среды туристской фир-мы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристи-ки: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирова-ния сбыта и т.д. Кроме того, сквозь призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество -- основ-ной двигатель рыночных процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.