на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Логистическое управление закупочной деятельностью
p align="left">

Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Материальные запасы - это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления.

В процессе производства, запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции; запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. Основными причинами создания материальных запасов могут являться: экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства, защита от возможного повышения цен на материальные ресурсы, учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, поддержка производственного цикла и т.д.

Таким образом, поскольку предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, рассмотрим запас - как материальный поток на определенном временном интервале, в процессе приложения к нему различных логистических операций.

Классификация запасов:

1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) можно выделить следующие группы запасов:

Ш запасы материальных ресурсов;

Ш незавершенного производства;

Ш готовой продукции;

Ш тары и возвратных отходов.

2. По отношению к логистическим операциям:

Ш Запасы в снабжении - это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.

Ш Производственные запасы - это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т.п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного цикла. Производственные запасы подразделяются на: текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, спекулятивные, устаревшие (неликвидные).

Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единиц измерения. На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка, сезонность производства и потребления.

Ш Сбытовые (товарные) запасы - это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы производителя предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в процессе продажи. Сбытовые запасы подразделяются на: текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, устаревшие (неликвидные), а также запасы продвижения.

Сбытовые товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях (в днях товарооборота) и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.

Ш Совокупные запасы - это сумма товарных, производственных, транспортных запасов, незавершенного производства и т.д.

Ш Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) - это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому. Размер транспортных запасов, определяются расстоянием на которое перевозятся грузы, коэффициент звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевая и региональная специализация, время пребывания запасов в пути (т.е. время транспортировки определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а так же нормативами сроков доставки грузов (в днях).

Ш Запасы находящиеся в процессе грузопереработки - это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.

3. По функциональному назначению запасы подразделяются на:

Ш Текущие - это основная часть производственных и товарных запасов, предназначенные для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками. Рассчитываются, как правило, из интервала поставки.

Ш Страховой (гарантийный или буферный запас) - предназначен для сокращения финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов, сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях - неприкосновенной. Нормы страхового запаса определяются на основе среднесуточного потребления каждого из вида материальных ресурсов или готовой продукции.

Ш Подготовительный запас - часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, образуется в процессе приемки, оформления товара, погрузочно-разгрузочных работ, дополнительной подготовке к потреблению (растариванию, чистке, сушке). Величина подготовительных запасов зависит от количества времени необходимого на осуществление логистических операций по подготовке материальных ресурсов (готовой продукции) к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления.

Ш Сезонные запасы -- это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы обеспечивают нормальную работу предприятий на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке. Величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребление данного вида материального ресурса или готовой продукции на время перерыва в поступлении.

Ш Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибъютивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок. Эти запасы (чаще всего товары широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.

Ш Спекулятивные запасы - обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен.

Ш Устаревшие (неликвидные) запасы - это товары не реализуемые в течении длительного периода времени. Они могут возникать из-за ухудшения качества товаров во время хранения, его морального устаревания, истечения гарантийного срока хранения и т.д.

4. По отношению к ЗЛС - запасы можно классифицировать как находящиеся у поставщиков, потребителей и торговых посредников и т.д.

5. Основные системы управления запасами

В настоящее время существует большое количество методов управления запасами, каждый из которых связан с определенными логистическими издержками. В качестве критериев оптимизации могут использоваться: минимум логистических издержек связанных с управлением запасами, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки и т. д.

Рассмотрим системы управления запасами: "Реагирование на спрос".

Логистическая концепция «Реагирования на спрос» и ее варианты

Концепция "Реагирование на спрос" применяется с целью максимального сокращения времени реагирования на изменение спроса путем максимально быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется увеличение спроса продукцию.

Преимущества внедрения данной концепции заключаются:

* в возможности получения информации о потребностях покупателей, процедуры заказов и графиков доставки готовой продукции, помогают лучше управлять запасами в распределении;

* знание объемов продаж и запасов в розничной сети, что помогает производителям точнее планировать поставки;

* поставщики быстрее реагируют на колебания потребительского спроса;

* устанавливаются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций.

Наиболее широкую известность получили следующие варианты концепции "Реагирование на спрос":

1. Метод определения точки заказа (перезаказа) (Reorder point);

2. Метод быстрого реагирования (Quick response method);

3. Концепция непрерывного пополнения (Continuous replenishment);

1. Концепция «точки заказа (перезаказа)» (Reorder point, ROP) использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) и статистических параметрах расхода продукции. Эффективность данного метода в значительной степени зависит от точности прогнозирования спроса, вследствие чего он долгое время не пользовался популярностью.

Появление телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем позволило изучать спрос точках продаж, делать более точные прогнозы, что не замедлило сказаться на ее применении на практике. Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, значительно уменьшившие длительность производственно-логистических циклов.

Точка заказа -- это используемый в системах контроля за состоянием запасов параметр, обозначающий нижнюю границу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ на поставку.

Уровень запаса на момент заказа должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в период между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой заказанной продукции на склад потребителя.

2. Концепция «быстрого реагирования» представляет собой тесное взаимодействие между торговым предприятием и его поставщиками с целью улучшения продвижения товаров в распределительных сетях.

Сущность этой концепции заключается в планировании и регулировании поставок на предприятия розничной и оптовой торговли и в распределительные центры.

В розничной торговле проводится наблюдение и контроль за процессом продаж, собирается и передается информация об объемах продаж по номенклатуре и ассортименту через оптовых посредников производителям продукции.

Применение метода уменьшает запасы готовой продукции до требуемой величины, но не ниже уровня, позволяющего немедленно удовлетворить спрос покупателей, сокращается время реакции логистической системы на изменение спроса; концентрируются и пополняются запасы в нужных точках продаж; существует гибкое взаимодействие партнеров в интегрированной логистической сети; значительно повышается оборачиваемость запасов.

К основным условиям, позволяющим реализовать на практике концепцию быстрого реагирования, относятся:

* способность предприятия-поставщика быстро перестраивать свое производство на выпуск новых товаров мелкими партиями;

* информационный обмен между торговым предприятием и поставщиком-производителем;

* повышения уровня контроля за состоянием запасов на складе, уменьшения издержек обращения и т.д.

3. Логистическая концепция «быстрого реагирования» или непрерывного пополнения запасов.

Это концепция постоянного (или с высокой периодичностью) пополнения запасов готовой продукции в розничных торговых предприятиях рассматривается на основе логистического плана и соглашения между поставщиком, оптовыми и розничными торговыми предприятиями о закупках, что устраняет необходимость в заказах на пополнение запасов.

Ключевыми элементами реализации концепции непрерывного пополнения являются: ежедневная обработка данных об объемах продаж в розничной сети и отправок готовой продукции от оптовиков; расчет поставщиком-производителем общей потребности в количестве и ассортименте продукции; непрерывное (или с высокой периодичностью) пополнение поставщиком запасов розничного торгового предприятия через оптовых посредников или путем прямой доставки готовой продукции.

Согласно этой концепции, для эффективной работы необходимо выполнение двух основных условий: во-первых, должна быть обеспечена достоверная информация от розничных торговцев и. надежная доставка готовой продукции, и во-вторых, размеры грузовых отправок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

Список использованной литературы

1. Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 170 c.

2. Гаджинский А.М. Логистика: [учебник для высших и средних учебных заведений] /. А.М. Гаджинский - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - 256 с.

3. Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 304 с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.