Маркетинг и его задачи
1. Маркетинг и его задачи Исходя из принципов, маркетинг выполняет несколько стратегических и тактических задач. Наиважнейшими стратегическими задачами маркетинга являются определение генеральной линии предприятия, целевых рынков, ориентация производства на удовлетворение потребностей и запросов потребителей, создание коммуникационных и распределительных систем и т.д. К основным тактическим задачам относятся: 1) выявление существующих и потенциальных желаний покупателей, реального и возможного спроса на товары и услуги и на этой основе обоснование целесообразности их производства и сбыта; 2) организация НИОКР для создания качественной, конкурентоспособной, удобной продукции; 3) планирование и координация производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия; 4) организация и усовершенствование системы и методов сбыта продукции; 5) управление маркетинговой политикой цен; 6) планирование и реализация мероприятий комплекса маркетинговой коммуникации; 7) регулирование процессов производства, транспортирования, упаковки продукции, сервисного обслуживания покупателей; 8) контроль и анализ маркетинговой деятельности предприятия. 2. Функции маркетинга Исходя из задач, основными функциями маркетинга являются: 1) комплексное изучение рынка собственного предприятия, проблем, связанных с маркетингом (аналитическая); 2) согласование параметров и характеристик продукции с пожеланиями и вкусами потребителей (производственная); 3) расчет цен на продукцию предприятия, определение условий оплаты, величин скидок; 4) планирование сбыта, распределения и реализации продукции (сбытовая); 5) обеспечение коммуникационных взаимосвязей с потребителями; 6) сервисное обслуживание потребителей; 7) контроль и анализ маркетинговой деятельности (контрольная). 3. Принципы маркетинга Маркетинг как способ деятельности предприятия и специфический подход к хозяйствованию в рыночных условиях базируется на соответствующих принципах. Принципы маркетинга - это положения, которыми руководствуется предприятие в своей производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности. Они отражают сущность маркетинга исходя из его современной концепции. Среди них следует назвать такие: 1. Свобода выбора, т.е. поиск и определение собственной цели, задач, стратегии и тактики функционирования и развития, сфер деятельности, целевых рынков и методов их освоения, ассортимента и номенклатуры своих товарных предложений и т.д. 2. Направленность на потребителя, т.е. наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя. 3. Направленность на конечный результат производственно-сбытовой деятельности - прибыль сейчас и на длительную перспективу развития предприятия. , 4. Активная политика. Маркетинговая деятельность предусматривает постоянный поиск новых рынков и товаров, сфер деятельности, наступательных стратегий развития, опережение конкурентов и т.д. 5. Научный подход к разрешению маркетинговых проблем. Этот принцип имеет особое значение в маркетинговой деятельности. Его использование через систему маркетинговых исследований создает реальные условия достижения предприятием своих бизнесовых целей. 6. Комплексность действий. Использование разных маркетинговых стратегий политики и инструментов маркетинга дают возможность достижения эффекта синергизма. Напомним, что «синергизм - эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности». 7. Оптимальное соединение централизации и децентрализации управления маркетинговой деятельностью. 8. Гибкость в достижении поставленных целей. 9. Наличие соответствующей инфраструктуры и специалистов. 4. Основные понятия маркетинга: нужда, потребность, запрос, товар. Охарактеризуйте маркетинговую систему классификации товара Маркетинг - явление разноплановое и комплексное, связанное с производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому среди специалистов пока еще нет единого общепринятого определения маркетинга, хотя их уже на настоящий момент около 2000. Нужда - ощущение нехватки человеком чего-либо (пищи, одежды, тепла, безопасности, духовной близости, уважения, самовыражения). Потребности - это нужды, принявшие специфическую форму в соответствии с культурным уровнем человека (сотовый телефон, факс, принтер и т.д.). Они выражаются в объектах, удовлетворяющих ту или иную нужду по мере культурного развития общества. Нужды человека ограничены, потребности - безграничны. Поэтому потребитель будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Спрос - это потребность в определенных товарах, подкрепленная покупательной способностью. Товар - всё то, что может удовлетворить нужды и потребности человека (материальные продукты, услуги или идеи). По степени долговечности: -- длительного пользования (автомобили, холодильники, стиральные машины, кухонные комбайны и т.д.); -- кратковременного спроса (стиральный порошок, зубная паста, мыло, шампунь, сигареты, спички и т.д.). По назначению: -- потребительские товары или товары массового спроса (газеты, журналы, почтовые конверты, открытки и т.д.); -- производственного назначения (материалы, оборудование, инструмент и т.д.). По покупательному спросу: -- повседневного спроса (хлеб, молоко, масло); -- предварительного выбора (мебель, телевизоры, одежда, радиоаппаратура); -- особого спроса (модные товары, марочные вина, стереоаппаратура, видеомагнитофоны); — пассивного спроса (страхование автомобилей, домов, мебели). По темпам роста рыночного спроса: -- выходящие на рынок впервые («трудные дети»); -- повышающегося спроса («звезды»); -- приносящие большую прибыль («дойные коровы»); -- понижающегося спроса («изгоняемые собаки»). По иерархии потребностей: — Товары 1й необходимости. — Товары тщательного выбора. — Престижные товары. По товарному поведению: — Товары лидеры (новинки) — Локомотивы (тянет за собой спутники, привлекая к фирме) — Тактические — Зазывные (очень дешёвые или очень дорогие товары) По товарной специализации: — Продовольственные: o Белковые (мясо). o Сахар. o Углеводные (хлеб). o Крахмалистые (картофель). o Витаминозные (овощи, фрукты). o Прочие (соль, специи). — Непродовольственные: o Гардероб. o Парфюмерия. o Ювелирные изделия — Алкоголь — Услуги: o Бытовые. o Транспортные. o Туристические Товар называется стандартизованным, если при его изготовлении соблюдались определенные стандарты. Оригинальный товар обычно называют дифференцированным. Взаимозаменяемыми или альтернативными называют товары, способные удовлетворять одни и те же потребности (кофе - чай, масло - маргарин). Взаимодополняющими товарами называют товары, дополняющие друг друга (магнитофон и кассеты, фотоаппарат и фотопленки). 5. Основные понятия маркетинга: обмен, сделка, рынок. Охарактеризуйте виды обмена и условия его осуществления Маркетинг - явление разноплановое и комплексное, связанное с производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому среди специалистов пока еще нет единого общепринятого определения маркетинга, хотя их уже на настоящий момент около 2000. Обмен - это акт получения желаемого товара с предложением чего-либо взамен. Он является одним из основных понятий маркетинга как научной дисциплины. Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (денежная, бартерная). Она является основой практической деятельности в сфере маркетинга Рынок образуют все реальные и потенциальные покупатели товара с определенными нуждами и потребностями, желающими принять участие в обмене. Обмен является одним из способов добыть товар. Существуют следующие способы добыть товар : 1) самообеспечение; 2) завладевание силой; 3) попрошайничество; 4) обмен. Обмен происходит при следующих условиях : существует две стороны ; каждая сторона располагает чем -то, что представляет ценность для другой стороны ; каждая сторона способна к коммуникации поставке того, что обменивается ; каждая сторона способна в принятии или отклонении предложения любой стороны ; каждая сторона оценивает обмен, как приемлемое решение своей проблемы. 6. Спрос, предложение, цена Спрос - это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в течение определенного периода времени. Количество товара, покупаемое людьми, всегда зависит, в первую очередь, от цены. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и наоборот, чем ниже рыночная цена товара, тем больше его покупают. Закон спроса гласит: потребители приобретают больше товаров по низким ценам, чем по высоким при прочих равных условиях (рис. 10). Рис. 10. Кривая спроса
Кривая спроса -- графическое изображение зависимости цены Ц от объема товара С, который может быть приобретен на рынке. Она отражает конъюнктуру рынка в течение непродолжительного промежутка времени, т.к. довольно быстро меняются вкусы, потребности в товаре, уровень доходов и т.д. При этом кривая спроса будет сдвигаться в ту или иную сторону. Предложение характеризует количество продукции/товаров и услуг), которое производители хотят и могут продать по определенной цене в течение какого-то времени действия цены. Помимо цены на предложение влияют: технология производства цена на рабочую силу; число производителей, налоги и субсидии. Закон предложения гласит: «Чем выше цена товара при прочих равных условиях, тем больше желания продавца произвести и предложить, товара на продажу» . График, иллюстрирующий отношение, между ценой и объемом, предложения за некоторый промежуток времени, называется кривой предложения (рис. 11). Рис. 11. Кривая предложения Из графика следует, что с увеличением цены товара производитель может расширить объем производства и продаж, используя для производства более дорогие ресурсы и совершенную технологию. Снижение рыночной цены свидетельствует об уменьшении спроса со стороны покупателя. Это обусловливает падение объема предложения. Спрос и предложение - основные характеристики рынка, которые оказывают определяющее влияние на состояние рынка и являются главными ориентирами всех этапов маркетинга. Цена в этом случае образуется стихийно в зависимости от спроса и предложения и выступает инструментом, при котором достигается компромисс в соглашении между двумя участниками рынка. Цена складывается на рынке и определяется соотношением спроса и предложения в конкретный торговый день. В рыночной экономике главную роль играет закон стоимости, реализующийся через механизм ценообразования. Он является одним из регуляторов общественного производства и способствует под воздействием товарно-денежных отношений перетеканию ресурсов из одного сектора экономики в другой. Реальный процесс формирования цен происходит в сфере реализации продукции (товара) на рынке под воздействием спроса и предложения, а не в сфере производства. Цена товара окончательно формируется на рынке. Цена, как экономическая категория - это денежное выражение стоимости товара, показатель ее величины. Через цену реализуются основные результаты деятельности предприятия и, следовательно, цена определяет эффективность деятельности предприятия. 7. Виды спроса: отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий и задачи маркетинга 1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции по удалению семявыводящих протоков и операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. Задача маркетинга ? проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования. 2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа изучением иностранного языка. Задача маркетинга ? отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|