Маркетинг отношений
27 Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений Кафедра менеджмента РефератПо дисциплине: Введение в специализацию «Корпоративный менеджмент»Тема: Маркетинг отношенийВыполнил: студент группы мсд-302Титов Николай БорисовичПроверил: Ильиных Юрий АлексеевичЧелябинск 2002План:I. Теоретическая часть.1. Введение.2. Интернет и маркетинг.3. Деловая сеть и маркетинг отношений.4. Сетевая экономика и маркетинг отношений.5. Факторы экономики деловой сети.II. Практическая часть.1. Корпорация Никойл.2. Компания PENTAX. 1. Введение. Целью исследования является анализ точек соприкосновения маркетинга отношений (партнерских отношений) и сетевой экономи-ки, что обусловлено радикальными изменени-ями внутреннего и внешнего механизмов и приоритетов корпораций благодаря новой технологии и ее возможностям. Более 40 лет маркетинг доминировал как маркетинг микс ("4 P")1, став парадигмой менеджмента. Сегодня эта парадигма начинает сдавать позиции. Глобализация, системы электрон-ной коммуникации и информации изменили взгляд на партнеров и покупателей. Новой па-радигмой стал маркетинг отношений, в осно-ве которого лежат развитие и поддержка дол-госрочных, надежных связей с индивидуаль-ными потребителями, поставщиками, служа-щими и другими партнерами. Такая стратегия направлена на то, чтобы удержать потребите-лей, что стоит гораздо меньше, чем их приоб-рести.2. Интернет и маркетинг. Влияние Интернета на сферу корпоративно-го маркетинга очевидно. Внешняя информа-ция активно используется во внутренних процессах. Среди принимаемых корпоративных стра-тегий нет маркетинговой, интегрированной в Интернет. Согласно исследованию, подготов-ленному Carnation Consulting в 2000 г., 64% на-циональных компаний имеют стратегию, раз-работанную на основе информационной нау-ки, но только 7% - определенную Интер-нет-стратегию. Если потерю потребителя объ-ясняют низким уровнем услуг (68%) и неудов-летворенностью продуктом (14%), то понятно, почему Интернет становится одним из важней-ших факторов конкурентоспособности. По данным экспертов электронного биз-неса, число печатных документов за 1995 -2005 гг. уменьшится с 90 до 30%, тогда как объем их удвоится. Распространение Интер-нета варьируется в разных странах и, по суще-ству, зависит от инфраструктуры и культуры. Поэтому ключевое конкурентное преимуще-ство сегодня -- рутинное использование ин-формационных технологий. Сетевая связь не всегда вопрос денег. Другое дело - тип и вре-менная синхронизация связи в зависимости от бизнес-отношений и способности к инно-вациям.3. Деловая сеть и маркетинг отношений. Интернет-технология используется в деловых сетях, которые обслуживают маркетинг отно-шений. Концепция последнего, противопо-ложная подходу, основанному на трансакциях (комплекс "4Р"), придает особую важность ориентации на покупателя. Трансакционный маркетинг включает обменные операции между покупателями и продавцами и характеризуется ограниченны-ми коммуникациями и слабыми связями сто-рон. Главная его цель -- соблазнить покупате-ля низкой ценой, упаковкой, поощрением или сопровождающими покупку удобствами. Многие организации, однако, пытаются по-новому подойти к созданию долгосрочных отношений с клиентами. Трансакционный маркетинг предусмат-ривает отношения между покупателем и про-давцом, которые могут ухудшиться из-за сла-бости социальных связей. Маркетинг отноше-ний, напротив, создает повышенный уровень социального взаимодействия между продав-цом и покупателем. Он идет дальше очевидных обязательств, на которые рассчитывают покупатели (табл. 1). Многие компании обращаются к потен-циальным потребителям используя внешний маркетинг, который включает рекламное и продажное продвижение. Внешний марке-тинг предполагает безусловное подчинение внутренним установкам, например необходи-мости повышать финансовую устойчивость компании так, чтобы выгодно было и рабо-тникам, и потребителям. Маркетинг отношений имеет трехуровне-вую структуру (табл.2) и четыре измерения -долгосрочность обязательств (гарантии), от-зывчивость, взаимность, доверие. Обязательства: две или более сторон дол-жны гарантировать друг другу развитие долго-срочных контактов, обоюдные интересы дол-жны совпадать. Отзывчивость: способность видеть ситуа-цию со стороны. Взаимность: всякие долгосрочные отно-шения между сторонами предполагают неко-торую часть уступок, благосклонность к дру-гим в обмен на такое же расположение. Доверие: отражает степень уверенности одной стороны в честности и порядочности другой; является в конечном счете скрепля-ющим элементом в отношениях на долгие годы. Таблица 1. |
Характеристика | Трансакционный маркетинг | Маркетинг отношений | | Временная ориентация | Краткосрочная | Долгосрочная | | Организационная цель | Продажа | Удержание покупателя | | Приоритет обслуживания по-купателя | Относительно низкий | Ключевой компонент | | Контакт с потребителем | От низкого до умеренного | Частый | | Степень потребительских обязательств | Низкая | Высокая | | Основа взаимодействия про-давца и покупателя | Погашение конфликтов | Сотрудничество, доверие | | Источник качества | Главным образом производство | Корпоративные обязательства в широком смысле | | |
Три уровня маркетинга отношений |
Характеристика | 1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | | Главная связь | Финансовая | Социальная | Структурная | | Степень индивидуального обслужи-вания | Низкая | Умеренная | От умеренной до высокой | | Потенциальная поддержка конку-рентного преимущества | Низкая | Умеренная | Высокая | | |
Один из ключевых вопросов -- оценка от-ношений. Маркетинговые и коммуникацион-ные инвестиции могут рассматриваться как капитальные. Расходы на привлечение нового покупателя в 5 раз превышают издержки на удержание существующих. Если выбытие по-купателей сократится на 25%, корпоративная прибыль может быть увеличена на 25-85%. Сегментированию и позиционированию компании помогает маркетинговая база дан-ных. Ее создание требует использования компьютеров, чтобы классифицировать ин-формацию огромного количества покупате-лей, идентифицировать определенные группы потенциальных клиентов, точно отрегулиро-вать этот весьма эффективный маркетинго-вый инструмент. База данных позволяет ком-пании отбирать лучших покупателей, рассчи-тывать величину жизненного цикла бизнеса; обозначать предмет диалога с заказчиком, чтобы обеспечить его лояльность Кроме того, база данных помогает сосре-доточить усилия на самых перспективных по-требителях, измеряя количество продуктов, которое они приобретают, и прибыльность продаж. Каждый покупатель уникален со своими индивидуальными приоритетами в отношении цены, предоставляемых услуг, качества продукции и др. Информация из ба-зы данных даже о самом лучшем потребителе может развить и усовершенствовать формы обслуживания. Интернат позволяет наладить мгновен-ную обратную связь с заказчиком, и компании не будут ждать недели или месяцы, чтобы про-анализировать ответную реакцию. Высокая скорость обработки данных дает возможность субъектам рынка быстро приспособиться к изменениям на рынке. Развитие маркетинга отношений как сис-темы включает три основных направления. * разработку базы данных для идентифи-кации качеств потребителей; * анализ специфических сигналов от по-требителя, * мониторинг программ. Хорошо поставленная система маркетин-га отношений представлена на С помощью мониторинга могут быть под-считаны затраты на привлечение новых по-требителей и окупающая эти затраты при-быль. Часто добавленную стоимость приносит послепродажное обслуживание (сервис) това-ра. Поэтому устойчивые связи покупателя и продавца являются критическим компонен-том системы busmess-to-busmes^ (или про-мышленного маркетинга). Главный мотив такого бизнеса -- сниже-ние риска и повышение прибыли. Эти факто-ры закладывают основу маркетинга отноше-ний путем объединения двух или более компа-ний, готовых содействовать друг другу в до-стижении общих целей. Надо быть эффектив-ным кооператором, чтобы успешно конкури-ровать на сегодняшних глобальных рынках бизнеса. Существует четыре главных типа парт-нерства на промышленном рынке - с покупателем, продавцом, внутреннее и сопутствую-щее. Появляются и новые идеи относительно партнерства, например сомаркетинг и собрэн-динг. Сомаркетинг -- формальное соединение бизнес-маркетинга совместного (двух или бо-лее компаний) продукта. Собрэндинг -- отно-шение между двумя или более компаниями, распространяющими свои именные торговые марки на один продукт. Сегодня эти идеи ста-новятся особенно популярными, поскольку субъекты рынка имеют возможность приу-множить свои прибыли. 4. Сетевая экономика и конкурентоспособность. Долгосрочные отношения являются решаю-щим фактором конкурентоспособности, а корпоративным параметром "стоимости де-нег" становятся потребители. Элементы кон-курентоспособности реализуются через дол-госрочные маркетинговые сети и маркетинг отношений, тогда как существующее понятие конкурентоспособности сфокусировано на продукте или компании. Конкурентное преимущество субъекты рынка могут получить образовав цепочку поставок (называемую также ценностной цепочкой). Продуманный менеджмент та-кой цепочки, полная согласованность дей-ствий поставщиков, участвующих в созда-нии и реализации товаров или услуг, обеспе-чивает хорошо налаженное взаимодействие между предприятиями. Этот процесс взаи-модействия затрагивает отношения по на-правлению как вверх - между компанией и ее поставщиками, так и вниз - с конечными потребителями. Эффективный менеджмент цепочки поставок позволяет сохранить кон-курентное преимущество в бизнесе, если увеличить инновационный вклад, снизить цены, принять меры, устраняющие противо-речия внутри цепочки и улучшающие связи между ее звеньями. Более глубокому пониманию маркетинга может способствовать определение некото-рых ключевых позиций, подсказанных новой экономикой. Традиционно рынок был мес-том, где покупатели и продавцы собирались, чтобы обменять товары. Экономисты теперь описывают рынок как группу покупателей и продавцов, которые обмениваются опреде-ленной продукцией или классом продуктов (например, товарами для дома или зерном). Продавцы и покупатели вовлечены в че-тыре потока. Продавцы отправляют товары, услуги и средства коммуникации (реклама, почтовая рассылка и т.п.) на рынок; возвращаются к ним деньги и информация (положение на рынке, продажная дата и т.п.). Внутренние потоки показывают обмен денег на товары и услуги; внешние - информацию. Сегодня рынок как место и рынок как пространство существенно отличаются. Ры-ночное место можно сравнить с магазином; рыночное пространство -- это виртуальный обмен ценностями на web-сайте. Современная экономика изобилует рын-ками. Производители ищут ресурсы (сырье, труд и деньги), чтобы купить их и превратить в товары и услуги, потом продать потребителям. Потребители продают свой труд и получают денежный доход, из которого расплачиваются за товары и услуги. Правительство собирает доход от налогов, чтобы купить ресурсы, про-изводители и посредники на рынках исполь-зуют эти товары и услуги, чтобы удовлетво-рять общественные нужды. И национальная, и глобальная экономики содержат комплекс взаимодействующих сетей рынков, связанных процессами обмена.
Страницы: 1, 2, 3
|