Маркетинговая деятельность ресторанного бизнеса
29 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИДЕЛЬ-УРАЛ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Маркетинг» на тему: «Маркетинговая деятельность ресторанного бизнеса» Выполнил: Проверил: Набережные Челны 2003 Оглавление - Введение 3
- 1. Исследование рынка 5
- 1.1. Общее исследование рынка 5
- 1.2. Исследование рыночного сегмента 7
- 1.3. Исследование конкурентов 9
- 2. Стратегия маркетинга 11
- 2.1. Стратегический план маркетинга 11
- 2.2. План маркетинга 12
- 3. Продвижение товара 17
- 3.1. Организация сбыта 17
- 3.2. Организация рекламной компании 19
- Заключение 22
- Список использованной литературы 23
ВведениеВ условиях жесткой конкуренции и роста издержек непременным условием выживания субъекта экономики становится маркетинг. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере и некоммерческой сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке. Это касается как нашей страны, находящейся сейчас в переходном периоде, так и США, где многие предприятия добывающей и тяжелой промышленности также лишь недавно обратились к маркетингу. Маркетинг (от английского market - рынок ) комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом важнейшим элементом системы управления предприятием. 1. Исследование рынка1.1. Общее исследование рынкаКомплексное исследование рынков является одной из главных функций маркетинга. Это - основа маркетинговой стратегии. Рынок - это категория маркетинга, которая обозначает область экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) продукции. Только на рынке продаваемая продукция получает объективную оценку со стороны покупателей.Целью исследования рынка является получение информации о состоянии, конъюнктуре и динамике рынка. Сбор такой информации позволяет, после ее анализа и обработки, получить достаточно ценные сведения об особенностях потребностей отдельных групп потребителей, деятельности конкурентов, уровне цен, политике местных властей по регулированию рынков и т. д.Для исследования рынка необходимо тщательно изучить маркетинговую среду фирмы (предприятия). Среда фирмы складывается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена субъектами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиторами. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, такими, как факторы демографического, экономического, природного, экологического, технического и культурного характера, которые оказывают влияние на микросреду.Исходя из этого, я попытаюсь определить факторы микросреды и макросреды, влияющие на рынок услуг, предоставляемых рестораном.Факторы микросреды, влияющие на рынок услуг ресторана. Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов, мне кажется, можно следующим образом: Создать производственные запасы. Наладить контакты с новыми поставщиками. Постоянно контролировать настроение работников. Постоянный поиск нового рынка сбыта. Действовать по обстоятельствам. Факторы макросреды, влияющие на рынок услуг ресторана. 1.2. Исследование рыночного сегментаПробиться и укрепиться на рынке для каждой фирмы - задача номер один. Для обеспечения продвижения товаров к потребителю немалую роль играет сегментирование рынка, то есть деление большого числа потребителей на более мелкие группы, которым свойственны какие - то общие характеристики, тип поведения, запросы или нужды.Цель исследования рыночного сегмента состоит в оценке существующей ситуации и разработке прогноза развития рынка.Чтобы оценить существующую ситуацию и разработать прогноз развития рынка необходимо провести следующую исследовательскую работу: - посредством анкетирования собрать информацию о потребностях населения; (см. приложение 1.). - посредством построения дерева потребностей определить пути удовлетворения общей потребности; (см. приложение 2.). - посредством построения субъектно - объектной схемы определить конкретный способ удовлетворения потребности; (см. приложение 3.). - посредством составления портрета потребителя определить емкость рынка. (см. приложение 4.).Сегментация дает возможность: - более точно очертить целевой рынок в значениях потребностей клиентов; - определить преимущества и слабости фирмы в борьбе за освоение данного рынка; - более четко поставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы. Далее мне бы хотелось по - подробнее описать исследовательскую работу, направленную на изучение потребностей населения в услугах, оказываемых рестораном. В ходе анкетирования было опрошено 26 человек. Было выявлено, что существует потребность в улучшении качества как продукции, так и обслуживания. Кроме того, существует потребность в услуге «Доставка на дом». Путем удовлетворения потребности является размещение ресторана в достаточно оживленном районе с наличием мест парковки и с хорошим сообщением общественного транспорта. Конкретным способом удовлетворения потребности является предложение качественной продукции. Сегментация рынка будет проводиться по уровню доходов и по возрасту. Потенциальную емкость рынка можно определить следующим образом: При определении емкости будет рассматриваться население г. Энгельса (371,1 тыс. чел.); взрослое население составляет 59,4%, что в абсолютных величинах составит: 371100 чел. * 0,594 = 220433 человек. Итак, потенциальная емкость нашего рынка составляет 220433 чел. 1.3. Исследование конкурентовАнализируя ситуацию на рынке сбыта услуг ресторана можно прийти к выводу, что основными конкурентами являются ресторан «Астория», ресторан «Вечерний Энгельс». Их продукция почти всегда отличается хорошим качеством, широким ассортиментом. Основной недостаток - достаточно высокие цены. Результаты исследования конкурентов можно представить в виде сравнительной таблицы: |
Параметр | Ресторан «Астория» | Ресторан «Вечерний Энгельс» | Ресторан «Андромеда» | | 1. Качество продукции | 4 | 4,5 | 5 | | 2. Качество обслуживания | 4 | 3 | 5 | | 4. Цена | 4 | 4 | 5 | | 5. Реклама | 2 | 3 | 5 | | 6. Месторасположение | 4 | 5 | 5 | | 7. Привлекательный внешний вид (вывеска, фасад ) | 4 | 4 | 5 | | 8. Интерьер ресторана | 4 | 4 | 5 | | |
Оценка параметров производиться по пятибалльной шкале (от наиболее слабых позиций по данному параметру до доминирующей позиции). Далее оформляется матрица конкурентной реакции. Для этого необходимо оценить финансово-экономическое, рыночное положение конкурентов. |
Услуги ресторана “Андромеда” | Услуги ресторана «Астория» | Услуги ресторана «Вечерний Энгельс» | | | Цена | Реклама | Качество | Цена | Реклама | Качество | | Цена | 5% | 10% | 5% | 10% | 12% | 5% | | Реклама | 2% | 5% | 2% | 5% | 5% | 3% | | Качество | 10% | 2% | 10% | 15% | 2% | 10% | | |
Если мы изменим нашу цену на услуги (ресторан «Андромеда»), то есть мы ее снизим на 10%, то наши конкуренты вынуждены будут снизить цены: ресторан «Астория» - на 5%, а ресторан «Вечерний Энгельс» - на 10%, при этом им придется увеличить расходы на рекламу соответственно: на 10% и на 12%; им также придется улучшить качество соответственно: на 5% и на 5%. Если мы увеличим расходы на рекламу на 10%, то «Астория» снизит свои цены на 2%, а «Вечерний Энгельс» - на 5%.Им придется увеличить расходы на рекламу соответственно на 5% «Астории» и на 5% «Вечерний Энгельс» и улучшить качество услуг «Астории» на 2%, «Вечерний Энгельс» на 3%. Если мы улучшим качество услуг на 10%, то «Астория» снизит цену на 10%, а «Вечерний Энгельс» - на 15%.Они увеличат расходы на рекламу «Астория» на 2%, «Вечерний Энгельс» на 2%. Кроме того, они попытаются улучшить качество услуг соответственно «Астория» на 10%, «Вечерний Энгельс» на 10%. 2. Стратегия маркетинга2.1. Стратегический план маркетингаГлавной задачей стратегического плана является обеспечение устойчивого конкурентного преимущества предприятия (фирмы) по всем направлениям деятельности, которое оценивается по трем моментам: наличие факторов успеха, значимость преимуществ фирмы перед конкурентами, возможность активно использовать эти преимущества длительный период. 2.2. План маркетингаЦелью планирования маркетинга является определение позиции на данный момент: куда фирма хочет двигаться и как ей добиться намеченного. Результаты разработки и реализации плана маркетинга предопределяет получение намеченного дохода. Этот план служит основой для всех других видов деятельности фирмы. Он является эффективным инструментом управления и представляется в целом виде или по частям всем тем, кто непосредственно участвует в процессе планирования деятельности фирмы.
Страницы: 1, 2
|