p align="left">5.3 Предложения подразделений для формирования годового плана по маркетингу оформляются в виде служебной записки, которая должна быть направлена в СМ до 1 декабря года, предшествующего планируемому. В служебной записке за подписью руководителя подразделения указывают наименование необходимого маркетингового исследования и цель, для реализации которой оно необходимо. 5.4 Основные разделы, входящие в план по маркетингу: Ё изучение и прогнозирование спроса; Ё ценовая политика, складывающаяся в регионах; Ё изучение методов работы и продукции производителей - конкурентов; Ё организация рекламы; Ё определение требований к качеству продукции и степени удовлетворенности потребителей деятельностью предприятия; Ё анализ перспективных направлений развития производства; Ё координация планирования и финансирования производства, управления реализацией и распределением продукции. 5.5 Изучение и прогнозирование спроса проводят на основании геополитической, производственной и социальной характеристик страны и (или) региона, качества транспортных артерий, близости к Центру и т.д. Определение спроса, характеризуемого емкостью рынка, проводят путем расчета количества продукции, которое способен поглотить данный товарный рынок. Расчеты осуществляют с учетом численности населения, размеров до-^ - ходов на душу населения, мощности производства потребителей и изготовителя, уровня расходов, доступности сырья, количества автомобилей в стране, учета сроков эксплуатации и т.д. Рыночный спрос определяют в денежном и натуральном выражении, а также в относительных показателях, характеризующих динамику его изменения (снижение, стабилизация, рост). 5.6 Ценовую политику, складывающуюся в регионах, определяют путем сравнения цен на продукцию, установленных на предприятии, и цен, сложившихся у основных конкурентов, анализа издержек производства, распределения и сбыта продукции. 5.7 Изучение методов работы и продукции производителей-конкурентов является одним из видов сопровождения товара. СМ осуществляет выбор и приобретение продуктов-аналогов предприятий-конкурентов и совместно с УГТ составляет программу их испытаний. Для проведения испытаний, при необходимости, привлекают ИЦ, ОТК, ЦЛ, ОВКИ и Другие подразделения, способные оценить уровень качества продукции. Полученные результаты испытаний продукции конкурента рассматривают на совещании, организуемом СМ при начальнике УГТ, сравнивая их с уровнем фактических результатов испытаний продукции-аналога, выпускаемой предприятием, с требованиями нормативной документации и пожеланиями потребителя (покупателя), выявляя сильные и слабые стороны и направления по улучшению или модернизации продукции. Корректирующие мероприятия по итогам совещания оформляют в виде протокола и реализуют в соответствии с МИ QS 4.14-01-99. 5.8 Организация рекламы, целью которой является доведение необходимой информации до потенциального потребителя для расширения спроса на продукцию предприятия, создания и поддержания на высоком уровне имиджа предприятия и выпускаемых им изделий, описана в разделе б настоящего стандарта. 5.9 Определение требований к качеству продукции и степени удовлетворенности потребителей деятельностью предприятия 5.9.1 Постоянно изменяющиеся требования потребителя (покупателя) к качеству производимой предприятием продукции определяют необходимость поиска путей эффективной работы с уже существующими изделиями на каждой стадии их жизненного цикла (зарождение, рост, стабилизация, умирание) и поиска и (или) разработки новых изделий путем модификации старых или предложения принципиально новых изделий или нового ассортимента. 5.9.2 Для определения степени удовлетворенности потребителя деятельностью предприятия СМ ежегодно, проводит анкетирование 20-25 наиболее весомых потребителей. Анкеты (приложение В) рассылают по почте до 31 января текущего года. Полученные ответы СМ анализирует и направляет в заинтересованные подразделения не позднее мая месяца текущего года. Порядок проведения анализа удовлетворенности потребителей по результатам анкетирования приведен в разделе 7 настоящего стандарта. 5.10 Анализ перспективных направлений развития производства основывается на материальной базе предприятия, ресурсных возможностях и прогнозе востребованности новой продукции на ближайшее десятилетие. 5.11 Координация планирования и финансирования предприятия, управления реализацией и распределением продукции определяется составными частями маркетинговых исследований, внутренним состоянием предприятия, материальной и сырьевой базой, людскими и профессиональными ресурсами 5.12 Методика проведения маркетинговых исследований 5.12.1 Маркетинговые исследования базируются на общих научных принципах и методах, которые обуславливают необходимость: Ё соблюдать объективность, принимать все меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных фактов; Ё указывать степень погрешности своих данных, имея в виду несовершенство любого применяемого метода; Ё расширять и определять новые направления поиска, используя современные методы; Ё постоянно заниматься исследованием с целью контроля текущих изменений. 5.12.2 Процедура маркетингового исследования состоит из трех этапов: Ё разработка концепции исследования - определение целей, постановка проблемы, формирование рабочей гипотезы, определение системы показателей; Ё получение и анализ эмпирических данных - разработка рабочего инструмента, процесс получения данных, обработка и анализ данных; Ё формирование основных выводов и результатов исследования - разработка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования. 5.12.3 Концепция маркетингового исследования представляет собой подробное определение содержания предмета исследования, общую постановку задачи в пределах данного исследовательского замысла. Рабочая гипотеза - вероятностное предложение относительно сущности и путей решения рассматриваемых явлений, должна обеспечить: § достоверность; § предсказуемость; § проверяемость; § возможность формализации (логическая и математическая модель). 12.4 Получение и анализ эмпирических данных в процедуре маркетингового исследования связаны с разработкой рабочего инструментария, который представляет собой совокупность методов и средств сбора, обработки и анализа информации для проверки рабочей гипотезы исследования. Рабочий инструментарий опирается на: Ё методы и процедуры сбора первичных данных; Ё методы анализа и обобщения материалов по проверке рабочих гипотез (моделирование, исследование операций, деловые игры, экспертиза). 5.12.5 Источниками информации для формирования первичных данных могут быть § публикуемые статистические данные; § информация предприятий; § внутренняя информация предприятия - статистика товарооборота, калькуляция затрат, статистика заказов; § плановые и специальные выборочные обследования - интервьюирование, анкетирование, опросы населения, опросы специалистов, экспертиза; § данные государственных организаций; § экономические газеты и другие СМИ; § справочники, каталоги выставок и ярмарок и др. Интервьюирование потребителей СМ и УПМ проводят через письма, в которых ставят конкретные вопросы по объемам поставок, изменениям условий поставки, упаковке, маркировке, цене и т.д. 5.13 Итогом проведенных маркетинговых исследований является отчет, который может готовиться по отдельным темам или всему квартальному плану в целом. Отчет по каждой теме состоит из трех частей: Ё описательной, где собрана основная информация по исследуемым явлениям и процессам и даются характеристики по объему, структуре, вариации и динамике явлений; Ё аналитической, где описывается, почему явление достигло данного уровня и развивалось такими темпами, какие факторы влияли на это развитие» - Ё прогнозной, где на основании первых двух частей прогнозируется дальнейший ход событий. Отчет по каждой теме завершают рекомендациями с приложением копий документов, подтверждающих правильность рекомендаций. 5.14 Отчет подписывают исполнитель проведенного исследования и начальник СМ. Отчеты направляют генеральному директору, директору по производству и маркетингу и начальнику УПМ. 5.15 Ежеквартально по итогам проведенных маркетинговых исследований СМ выпускает информационный листок, в котором перечисляют темы отчетов, выпущенных по итогам маркетинговых исследований, и отчеты по участию в выставках. Информационный листок подписывает начальник СМ и направляет директору по экономике и финансам, техническому директору, коммерческому директору, заместителю генерального директора по качеству, начальникам УРП;УГТ,ПЭО. 5.16 Руководители вышеперечисленных подразделений на основании информационного листка запрашивают в СМ отчеты по результатам маркетинговых исследований по заинтересовавшим их темам. Копию отчета получает под роспись лицо, ответственное за делопроизводство, подразделения; 5.17 Результаты маркетинговых исследований используются при: Ё производственном планировании по СТП 003-99; Ё планировании мероприятий по улучшению качества по СТП 023-2000; Ё проработке заказа новой и модернизированной продукции по СТП 065-99; Ё постановке на производство новой я модернизированной продукции по СТП 067-2001; Ё планировании контроля готовой продукции и полуфабрикатов в соответствии с СТП 010-97. 6 Организация рекламы6.1 Главная цель рекламной деятельности - стимулирование и расширение сбыта.6.2 Реклама должна выполнять следующие функции:§ работать над престижем предприятия;§ создавать спрос на товар;§ предоставлять потребителям .необходимую информацию о товаре;§ обеспечивать сбыт и поддерживать его необходимый объем, расширять рынок сбыта;§ внушать доверие к товару и его изготовителю;§ постоянно идти навстречу потребностям клиента;§ побуждать покупателя отождествлять приобретаемый товар с его изготовителем;§ создавать определенный образ товара.6.3 Использование рекламы позволяет:Ё запоминать и отождествлять ее с конкретным товаром;Ё знакомить потребителей с товаром и отличать предлагаемый товар от конкурентного;Ё завоевывать новые доли рынка, вытесняя товары конкурентов;Ё удерживать достигнутые на рынке позиции.6.4 Реклама охватывает все сферы деятельности предприятия. Элементами рекламы являются такие факторы как внешний облик предприятия и его сотрудников, голос секретаря по телефону, название товара, качество обслуживания клиентов и т.д.6.5 Применяемые на предприятии виды рекламы:Ш радио и телевидение;Ш печать:§ газеты и журналы;§ прайс-листы;§ специализированные справочники (региональные, сезонные, издания Торговых палат);§ торговые или производственные справочники;§ рекламные сообщения на новые виды продукции;§ информационные листки для потребителя;§ каталоги, каталожные листы;Ш каталоги на электронных носителях;Ш сайт в Интернете;Ш выставки и презентации;Ш рекламные сооружения:§ реклама на указателях и щитах;§ оснащение и оформление магазинов;Ш специальная реклама:§ брелки, зажигалки, ручки и т.п.§ календари и буклеты.В рекламных целях может использоваться такая деятельность предприятия как спонсорство, деловые встречи, организация торжеств, членство в престижных клубах и т.д.6.6 Одним из центральных элементов в создании имиджа предприятия и продукции является применение товарного знака предприятия, который представляет собой графическое изображение, применяемое при маркировке продукции, на фирменных бланках и другой печатной продукции, а также при ведении всех видов рекламной деятельности.Товарный знак предприятия разрабатывают и утверждают на 10 лет в соответствии с Законом РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, что подтверждается Свидетельством Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР № 44242 от 22 сентября 1972 г, по истечении которых его продлевают. Ответственность за хранение свидетельства на товарный знак и продление его срока действия несет БНТИИРП.Форма товарного знака приведена в приложении Г.Внедрение товарного знака и изменений к нему оформляет БНТИИРП приказом генерального директора по предприятию.6.7 Тексты рекламных публикаций для центральных и областных газет, журналов, справочников и т.п. готовит СМ, предварительно согласовав их в зависимости от содержания с техническим директором и (или) заместителем генерального директора по качеству. При оформлении текста с применением графических изображений и фотографий его согласовывают с начальником бюро промэстетики предприятия. Согласованный экземпляр текста хранят в СМ.6.8 Сайт предприятия в Интернете включает разделы:§ главная страница, на которой приводят краткую информацию о предприятии (наименование производимой продукции, основных потребителей, достижения в областях производства и качества, призы,; награды и т.п.), юридический адрес, официальные телефоны, факс и адрес электронной почты предприятия;
Страницы: 1, 2, 3
|