p align="center">3.4. Выбор метода записи и хранения Центральным инструментом фиксирования и хранения информации при проведении опроса является вопросник или анкета, то есть совокупность вопросов, вид, форма и последовательность которых зависит от конечных, определённых ранее целей проводимого исследования. В соответствии с поставленными ранее поисковыми вопросами были составлены анкетные, состав которых приведен ниже. Общий вид анкеты с вопросами, выстроенными в порядке, соответствующем правилам построения анкеты, приведен в приложении А. Пол: а) муж.; б) жен. Возраст: а) до 18 лет; б) от 18 до 40 лет; в) более 40 лет. Род деятельности: а) служащий; б) работник; в) учащийся. Среднемесячный доход: а) до 300 долл.; б) от 300 до 600 долл.; в) более 600 долл.. Как часто Вы употребляете мороженое в жаркое время года? а) несколько раз в день; б) не каждый день; в) каждый день. Какое мороженое Вам нравится больше всего? а) пломбир; б) шоколадное; в) плодово-ягодное; г) крем-брюле; д) другое По каким характеристикам Вам нравится данный сорт или вид? а) вкусовые характеристики; б) наличие глазури; в) наличие добавок; г) другое. Какая цена Вас устраивает: а) 1 грн. - 1,5 грн.; б) 1,6 грн. - 2,5 грн.; в) более 2,5 грн. На что вы больше обращаете внимание при выборе мороженого? а) вкус и качество; б) цена; в) внешний вид и упаковка. Имеет ли для Вас значение фирма-производитель (импортный или местный)? а) да; б) нет. Назовите известных Вам производителей в порядке от самого лучшего к самому худшему: а) «Хладик»; б) «Полюс» в) «Геркулес»; г) «Ласка»; д) «Нестле». Возникали ли у Вас проблемы с качеством приобретенной продукции? а) да; б) нет. После составления анкетных вопросов, необходимо проверить их соответствие поставленным поисковым, а кроме того, указать методы анализа, которые будут использоваться при рассмотрении результатов ответов на тот или иной анкетный вопрос. Для этого вопросы должны «пересекаться» с теми поисковыми вопросами, которые требуют ответов в ходе исследования. Для построения этих пересечений используется таблица проверки соответствия анкетных вопросов поисковым. Таблица 3. Проверка соответствия анкетных вопросов поисковым. |
Вопросы анкеты | Поисковые вопросы | | | 1.Параметры типичного потребителя | 2. Частота потребления в жаркое время года | 3. Предпочтения относительно мороженого | 4. Ситуация с конкурентами | 5. Отношение к качеству товара | | 1. Как часто Вы употребляете мороженое? | | Перекрёстное табулирование 1. Х 10. | | | | | 2. Какое мороженое Вам нравится больше? | | | Перекрёстное табулирование 2. Х 9. | | | | 3. По каким характер-м нравится этот вид? | | | Простое табулирование | | | | 4. На что Вы больше всего обращаете внимание при покупке? | | | | | Простое табулирование | | 5. Какая цена за порцию устраивает? | | | Перекрёстное табулирование 5. Х 12. | | | | 6. Имеет ли значение: импорт или местное производство? | | | | Простое табулирование | | | 7. Назовите наилучшую, марку мороженого | | | | Простое табулирование | | | 8. Возникали ли проблемы с качеством? | | | | | Простое табулирование | | 9. Пол | Простое табулирование | | Перекрёстное табулирование 2. Х 9. | | | | 10. Возраст | Простое табулирование | Перекрёстное табулирование 1. Х 10. | | | | | 11. Род деятельности | Простое табулирование | | | | | | 12. Среднемесячный доход | Простое табулирование | | Перекрёстное табулирование 5. Х 12. | | | | |
Эта таблица хорошо иллюстрирует соответствие анкетных вопросов поисковым. Таким образом, в анкете нет ни «лишних» ни недостающих вопросов. Кроме того, выбраны соответствующие методы анализа получаемых данных. 4 ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ Под сбором первичных данных подразумевается сбор данных, которые могли бы позволить дать ответы на поставленные ранее поисковые вопросы, и тем самым определить пути решения определённой проблемы. Среди всех этапов маркетингового исследования это, может быть, самый важный и наиболее трудоёмкий этап, требующий концентрации усилий по организации массовых контактов и работе с людьми. От качества этой работы зависит качество полученной информации, которое в свою очередь непосредственно влияет на верность заключений, которые позднее будут выработаны в результате исследования. Этап сбора информации состоит в проведении опроса путём индивидуального устного анкетирования респондентов месте скопления целевой группы потребителей, установленной ранее. 5 ЗАПИСЬ, ПРОВЕРКА И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ При сборе первичных данных у исследователей маркетолога есть выбор между двумя основными орудиями исследования, которыми являются анкеты и механические устройства. Анкета - самое распространенное орудие исследования и способ фиксации данных при сборе первичной информации. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемые дают ответы. Этап проверки и первичной обработки имеет в качестве одной из целей контроль каждой заполненной анкеты. Это делается для того, чтобы отбросить ошибочно заполненные, испорченные анкетные листы, а кроме того, чтобы восполнить недостающие ответы на вопросы, исправить ошибки в самих ответах. После всех этих операций все принятые и точно заполненные анкеты подвергаются кодировке. Для этого сначала специально составляется книга кодов, где каждому возможному варианту ответа на каждый анкетный вопрос присваивается специальный код. Книга кодов приведена в таблице 4. Таблица 4. Книга кодов. |
№ | Наименование переменной | Присвоенный код ответа | | - | Номер анкеты (V1) | - | | 1. | Частота употребления (V2) | 1- несколько раз в день; 2- не каждый день; 3- каждый день. | | 2. | Вид мороженого (V3) | 1- пломбир; 2- шоколадное; 3- плодово-ягодное; 4- крем-брюле; 5- другое | | 3. | Инициирующие характеристики (V4) | 1- вкусовые характеристики; 2- наличие глазури; 3- наличие добавок; 4- другое. | | 4. | Факторы, влияющие на покупку (V5) | 1- вкус и качество; 2- цена; 3- внешний вид и упаковка. | | 5. | Цена покупки (V6) | 1- 1 грн. - 1,5 грн.; 2- 1,6 грн. - 2,5 грн.; 3- более 2,5 грн | | 6. | Значение места производства (V7) | 1- да; 2- нет. | | 7. | Лучший производитель (V8) | 1- «Хладик»; 2- «Полюс» 3- «Геркулес»; 4- «Ласка»; 5- «Нестле». | | 8. | Проблемы с качеством (V9) | 1- да; 2- нет. | | 9. | Пол (V10) | 1- муж.; 2- жен. | | 10. | Возраст (V11) | 1- до 18 лет; 2- от 18 до 40 лет; 3- более 40 лет | | 11. | Род занятий (V12) | 1- служащий; 2- работник; 3- учащийся. | | 12. | Среднемесячный доход (V13) | 1- до 300 долл.; 2- от 300 до 600 долл.; 3- более 600 долл. | | |
Таблица 5. Результаты кодирования данных анкет |
V1 | V2 | V3 | V4 | V5 | V6 | V7 | V8 | V9 | V10 | V11 | V12 | V13 | | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 5 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | | 5 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 6 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | | 7 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | | 8 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | | 9 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | | 10 | 3 | 4 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | | 11 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | | 12 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | | 13 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | | 14 | 3 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | | 15 | 1 | 5 | 3 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | | 16 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | | 17 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | | 18 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | | 19 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | | 20 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | | 21 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | | 22 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | | 23 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 5 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | | 24 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | | 25 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 26 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | | 27 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | | 28 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | | 29 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | | 30 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | | 31 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | | 32 | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | | 33 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | | 34 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | | 35 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 36 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | | 37 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 38 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | | 39 | 3 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 40 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | | |
Страницы: 1, 2, 3
|