на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе АЗС РТ

Маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе АЗС РТ

2

Содержание

Введение

1 Состояние и специфика рынка автозаправочных станций

1.1 Обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ

1.2 Теоретические основы маркетинговых исследований

1.3 Исследование специфики автозаправочного бизнеса

2 Маркетинговое исследование рынка автозаправочных станций РТ

2.1 Изучение предпочтений потребителей автозаправочных станций

2.2 Оценка емкости и потенциала рынка автозаправочных станций РТ

2.3 Анализ уровня конкуренции на рынке АЗС

3 Обоснование целесообразности создания автозаправочной станции

3.1 Сегментация потребителей автозаправочных станций

3.2 Позиционирование АЗС на рынке РТ

3.3 Сущность и оценка эффективности проекта

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что современный человек не может существовать без потребления большого количества энергии. Исторический прогресс мирового сообщества был предопределен в первую очередь тем, что человечество сумело использовать в практических целях ископаемые энергоносители: нефть и природный газ.

На сегодняшний день маркетинговые исследования предпочтений потребителей составляют важную часть деятельности любого предприятия. Отношения с потребителем стали приоритетным направлением деятельности организаций в развитых странах. Нередко именно это направление деятельности занимает больше всего времени и усилий компаний. Хорошие отношения с потребителями позволяют продавать продукты и услуги более успешно. Многие успешные компании помнят, что удовлетворенность потребителя продуктом или услугой - приоритет в деятельности производителя на рынке покупателя.

Целью работы является исследование предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований;

- провести обзор состояния рынка автозаправочных станций в Республике Татарстан;

- изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций;

- оценить емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ;

- провести сегментацию потребителей автозаправочных станций;

- произвести оценку эффективности проекта создания автозаправочной станции.

Объектом исследования в работе является рынок автозаправочных станций и особенности его функционирования. Предметом в работе выступает выявление предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции с использованием маркетингового исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи, объект и предмет.

В первой главе рассматриваются состояние и специфика рынка автозаправочных станций, в частности, проводится обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ, рассматриваются теоретические основы маркетинговых исследований и производится исследование специфики автозаправочного бизнеса.

Во второй главе проводится маркетинговой исследование рынка автозаправочных станций РТ. В данном разделе автором изучаются предпочтения потребителей автозаправочных станций, оценивается емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ, а также проводится анализ уровня конкуренции на рынке АЗС.

В третьей, заключительной, главе, производится обоснование целесообразности создания автозаправочной станции. В частности, осуществляется сегментация потребителей автозаправочных станций, проводится позиционирование АЗС на рынке РТ и оценивается эффективность проекта создания автозаправочной станции.

Сведения об объеме: 76 страниц, 15 иллюстраций, 15 таблиц, 6 приложений, 42 использованных источника.

Степень разработанности темы. В настоящее время проблема исследования предпочтений потребителей стала объектом изучения многих специалистов. Интерес к данной теме в современных условиях растет, многие ученые работают в этом направлении, разрабатывая и реализуя новые подходы к исследованию предпочтений потребителей.

Научная новизна работы. Автором в работе было проведено маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе АЗС РТ, проведена сегментация потребителей автозаправочных станций и предложен проект по созданию автозаправочной станции.

Эмпирическая база исследования:

- материалы общероссийских и республиканских маркетинговых исследований и социологических опросов;

- результаты маркетингового исследования, проведенного Камским центром социальных и бизнес-технологий «Развитие» по заказу компании ООО «Автодорстрой».

Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:

- при исследовании специфики автозаправочного бизнеса;

- при сегментации потребителей автозаправочных станций;

- при оценке емкости и потенциала рынка автозаправочных станций;

- при оценке эффективности проекта создания автозаправочной станции.

Теоретико-методологическая основа работы. Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования.

В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы. Эмпирико-теоретический общенаучный метод - описание. Логико-теоретические общенаучные методы - сравнение и логический, позволяющий проследить процесс развития рынка автозаправочных станций. Комплексный подход, предполагающий использование субъектно-объектного анализа, выявляющий природу и сущность маркетинговых исследований.

Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод - опрос респондентов с помощью анкетирования.

1. Состояние и специфика рынка автозаправочных станций

1.1 Обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ

Современный человек не может существовать без потребления большого количества энергии. Исторический прогресс мирового сообщества был предопределен в первую очередь тем, что человечество сумело использовать в практических целях ископаемые энергоносители: нефть и природный газ [1].

В 60-е годы позапрошлого столетия примерно три четверти мирового потребления топлива покрывалось дровами и растительными суррогатами, почти четверть - углем. На долю нефти и газа приходилось около 1%. Прогресс в переработке нефти - изобретение в конце ХIХ в. способа сжигания мазута и двигателей внутреннего сгорания - вызвало бурное развитие нефтедобывающей промышленности.

Нефть и нефтепродукты обладают высокой теплотворной способностью. При сжигании 1 кг нефти выделяется столько же тепла, сколько при горении 3,1 кг бурого угля. А теплотворная способность ряда производных нефти еще больше, чем у самой нефти: у этана в 1,5 раза, пропана - в 2,2, бутана - в 2,9 раза и т. д. [2]

Нефть проявила себя как важнейшее стратегическое сырье в годы Первой мировой войны. Уже после нее Анри Беранже, комиссар по снабжению французской армии нефтью, писал: “Кто владеет нефтью, будет владеть миром, потому что благодаря мазуту он будет господствовать на море, благодаря авиационному бензину - в воздухе, благодаря автомобильному бензину и осветительному керосину - на суше. И в дополнение он будет править своими собратьями в экономическом отношении, обладая фантастическим богатством, которое он извлечет из нефти - этого удивительного вещества, за которым охотятся больше, чем за золотом, и которое гораздо ценнее, чем само золото” [3]. Таким образом, на сегодняшний день нефть и продукты ее переработки, особенно бензин, стали неотъемлемой частью функционирования любой сферы экономики.

На сегодняшний день на территории Республики Татарстан действует 809 автозаправочных станций (далее - АЗС) и 110 нефтебаз [4]. Розничный рынок бензина в Татарстане, по мнению большинства экспертов, близок к своему насыщению. Это заставляет многие нефтяные компании, производящие и реализующие автомобильный бензин, покупать и строить заправки за пределами республики [5].

Необходимо отметить, что емкость татарстанского рынка бензина составляет 1,1 млн. тонн бензина и 1,2 млн. тонн дизельного топлива в год. Бензин в Татарстан поставляется из Уфы, Самары и Перми. Крупнейшими топливными операторами являются ОАО «Татнефть» (153 АЗС, 19,1% рынка) и ОАО «Татнефтепродукт» (159 АЗС, 19,7% рынка). 41% рынка приходится на частные АЗС (356 шт.), чуть более 20% рынка занимают ведомственные заправки (рис. 1.1.) [6].

Рис. 1.1. Структура рынка автозаправок, % .

Отметим, что в Республике Татарстан по развитости инфраструктуры и обороту торговли топливом эксперты выделяют города Казань, Набережные Челны и Нижнекамск. Рынок АЗС в Республике Татарстан в настоящее время растет быстрыми темпами, он еще в течение нескольких лет будет интересен для развития автозаправок.

Эксперты отмечают, что сложившийся за последнее десятилетие территориальный принцип развития рынка поставок нефтепродуктов фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу. И рынок республики не является исключением.

Участники республиканского рынка бензина считают, что независимо от потребности в количестве АЗС, скупать земельные участки на городском топливном рынке могут позволить себе крупные предприятия (ЛУКОЙЛ, Татнефть и др.). Причем, выход на татарстанский рынок независимых компаний возможен, но при грамотной маркетинговой политике [7].

В 2008 году в рамках госзаказа были проведены обследования субъектов, занятых производством нефтепродуктов, их хранением и реализацией. Так, по результатам 400 обследований было выявлено 759 нарушений [8].

По поручениям Премьер-министра РТ в 2009 году были проведены: «месячник по качеству» ГСМ (336 обследований, 491 нарушение); обследование контейнерных и передвижных АЗС (45 обследований, 511 нарушений); обследование объектов ОАО «ВАМИН Татарстан» и ОАО ХК «Татнефтепродукт» (7 обследований, 119 нарушений); проверка производства нефтепродуктов на ОАО «ТАИФ-НК» и реализации нефтепродуктов ОАО «ТАИФ-НК».

По «горячей линии» в ГУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» поступили 72 обращения по качеству моторного топлива (подтвердилось только два обращения).

Кроме того, в 2008 году было отобрано и испытано 3 164 пробы нефтепродуктов, проведен их анализ в лабораториях с оформлением протокола испытаний (не соответствовало качеству 97 проб, или 3,1%).

Отметим, что главным образом нарушения связаны с несоблюдением требований нормативных документов, следование которым должно обеспечивать должное качество моторного топлива при его хранении и реализации. Иными словами, на многих автозаправочных станциях не контролируется техническое состояние резервуаров, не проводится их периодическая чистка, не берутся пробы для анализа и т.д. А это значит, что заправлять транспорт на данных объектах может быть небезопасно. Обследования показали, чаще всего нарушают правила на ведомственных АЗС - на одну проверку пришлось по три нарушения, и на АЗС, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, - полтора нарушения. Кроме того, на 44 из них продавали некачественное топливо.

Не совсем безупречны и предприятия, принадлежащие «Татнефть» и «Татнефтепродукт», - на одну проверку было выявлено 0,6 нарушений, правда, несоответствие продукции по качеству не обнаружено. Также в ходе проверок было зафиксировано 49 фактов обмана покупателей - либо им не доливали бензин, либо обсчитывали [9].

Таким образом, в процессе анализа было выявлено, что на рынке автозаправочных станций в РТ действует несколько крупных игроков, являющиеся олигополистами. Однако конкуренция на рынке достаточно высока, в связи с чем представляется целесообразным изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций, оценить емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ, а также провести анализ конкурентов. Все это позволит провести сегментацию потребителей автозаправочных станций, определить особенности позиционирования АЗС на рынке РТ и обосновать целесообразность создания автозаправочной станции.

1.2 Теоретические основы маркетинговых исследований

Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Масштабы маркетинга чрезвычайно широки. Он связан с ценообразованием, складированием, упаковкой, созданием торговой марки, сбытом, управлением торговым персоналом, кредитом, транспортировкой, социальной ответственностью, выбором мест для различных магазинов, изучением потребителей, оптовой и розничной торговлей, рекламой, отношениями с общественностью, рыночными исследованиями, планированием товаров и предоставление гарантий.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.