Маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе АЗС РТ
2 Содержание Введение 1 Состояние и специфика рынка автозаправочных станций 1.1 Обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ 1.2 Теоретические основы маркетинговых исследований 1.3 Исследование специфики автозаправочного бизнеса 2 Маркетинговое исследование рынка автозаправочных станций РТ 2.1 Изучение предпочтений потребителей автозаправочных станций 2.2 Оценка емкости и потенциала рынка автозаправочных станций РТ 2.3 Анализ уровня конкуренции на рынке АЗС 3 Обоснование целесообразности создания автозаправочной станции 3.1 Сегментация потребителей автозаправочных станций 3.2 Позиционирование АЗС на рынке РТ 3.3 Сущность и оценка эффективности проекта Заключение Библиография Введение Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что современный человек не может существовать без потребления большого количества энергии. Исторический прогресс мирового сообщества был предопределен в первую очередь тем, что человечество сумело использовать в практических целях ископаемые энергоносители: нефть и природный газ. На сегодняшний день маркетинговые исследования предпочтений потребителей составляют важную часть деятельности любого предприятия. Отношения с потребителем стали приоритетным направлением деятельности организаций в развитых странах. Нередко именно это направление деятельности занимает больше всего времени и усилий компаний. Хорошие отношения с потребителями позволяют продавать продукты и услуги более успешно. Многие успешные компании помнят, что удовлетворенность потребителя продуктом или услугой - приоритет в деятельности производителя на рынке покупателя. Целью работы является исследование предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований; - провести обзор состояния рынка автозаправочных станций в Республике Татарстан; - изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций; - оценить емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ; - провести сегментацию потребителей автозаправочных станций; - произвести оценку эффективности проекта создания автозаправочной станции. Объектом исследования в работе является рынок автозаправочных станций и особенности его функционирования. Предметом в работе выступает выявление предпочтений потребителей при выборе автозаправочной станции с использованием маркетингового исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи, объект и предмет. В первой главе рассматриваются состояние и специфика рынка автозаправочных станций, в частности, проводится обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ, рассматриваются теоретические основы маркетинговых исследований и производится исследование специфики автозаправочного бизнеса. Во второй главе проводится маркетинговой исследование рынка автозаправочных станций РТ. В данном разделе автором изучаются предпочтения потребителей автозаправочных станций, оценивается емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ, а также проводится анализ уровня конкуренции на рынке АЗС. В третьей, заключительной, главе, производится обоснование целесообразности создания автозаправочной станции. В частности, осуществляется сегментация потребителей автозаправочных станций, проводится позиционирование АЗС на рынке РТ и оценивается эффективность проекта создания автозаправочной станции. Сведения об объеме: 76 страниц, 15 иллюстраций, 15 таблиц, 6 приложений, 42 использованных источника. Степень разработанности темы. В настоящее время проблема исследования предпочтений потребителей стала объектом изучения многих специалистов. Интерес к данной теме в современных условиях растет, многие ученые работают в этом направлении, разрабатывая и реализуя новые подходы к исследованию предпочтений потребителей. Научная новизна работы. Автором в работе было проведено маркетинговое исследование предпочтений потребителей при выборе АЗС РТ, проведена сегментация потребителей автозаправочных станций и предложен проект по созданию автозаправочной станции. Эмпирическая база исследования: - материалы общероссийских и республиканских маркетинговых исследований и социологических опросов; - результаты маркетингового исследования, проведенного Камским центром социальных и бизнес-технологий «Развитие» по заказу компании ООО «Автодорстрой». Для выполнения поставленных задач автором был использован большой объем специальной литературы по теме исследования. Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов: - при исследовании специфики автозаправочного бизнеса; - при сегментации потребителей автозаправочных станций; - при оценке емкости и потенциала рынка автозаправочных станций; - при оценке эффективности проекта создания автозаправочной станции. Теоретико-методологическая основа работы. Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования. В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы. Эмпирико-теоретический общенаучный метод - описание. Логико-теоретические общенаучные методы - сравнение и логический, позволяющий проследить процесс развития рынка автозаправочных станций. Комплексный подход, предполагающий использование субъектно-объектного анализа, выявляющий природу и сущность маркетинговых исследований. Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод - опрос респондентов с помощью анкетирования. 1. Состояние и специфика рынка автозаправочных станций 1.1 Обзор состояния рынка автозаправочных станций в РТ Современный человек не может существовать без потребления большого количества энергии. Исторический прогресс мирового сообщества был предопределен в первую очередь тем, что человечество сумело использовать в практических целях ископаемые энергоносители: нефть и природный газ [1]. В 60-е годы позапрошлого столетия примерно три четверти мирового потребления топлива покрывалось дровами и растительными суррогатами, почти четверть - углем. На долю нефти и газа приходилось около 1%. Прогресс в переработке нефти - изобретение в конце ХIХ в. способа сжигания мазута и двигателей внутреннего сгорания - вызвало бурное развитие нефтедобывающей промышленности. Нефть и нефтепродукты обладают высокой теплотворной способностью. При сжигании 1 кг нефти выделяется столько же тепла, сколько при горении 3,1 кг бурого угля. А теплотворная способность ряда производных нефти еще больше, чем у самой нефти: у этана в 1,5 раза, пропана - в 2,2, бутана - в 2,9 раза и т. д. [2] Нефть проявила себя как важнейшее стратегическое сырье в годы Первой мировой войны. Уже после нее Анри Беранже, комиссар по снабжению французской армии нефтью, писал: “Кто владеет нефтью, будет владеть миром, потому что благодаря мазуту он будет господствовать на море, благодаря авиационному бензину - в воздухе, благодаря автомобильному бензину и осветительному керосину - на суше. И в дополнение он будет править своими собратьями в экономическом отношении, обладая фантастическим богатством, которое он извлечет из нефти - этого удивительного вещества, за которым охотятся больше, чем за золотом, и которое гораздо ценнее, чем само золото” [3]. Таким образом, на сегодняшний день нефть и продукты ее переработки, особенно бензин, стали неотъемлемой частью функционирования любой сферы экономики. На сегодняшний день на территории Республики Татарстан действует 809 автозаправочных станций (далее - АЗС) и 110 нефтебаз [4]. Розничный рынок бензина в Татарстане, по мнению большинства экспертов, близок к своему насыщению. Это заставляет многие нефтяные компании, производящие и реализующие автомобильный бензин, покупать и строить заправки за пределами республики [5]. Необходимо отметить, что емкость татарстанского рынка бензина составляет 1,1 млн. тонн бензина и 1,2 млн. тонн дизельного топлива в год. Бензин в Татарстан поставляется из Уфы, Самары и Перми. Крупнейшими топливными операторами являются ОАО «Татнефть» (153 АЗС, 19,1% рынка) и ОАО «Татнефтепродукт» (159 АЗС, 19,7% рынка). 41% рынка приходится на частные АЗС (356 шт.), чуть более 20% рынка занимают ведомственные заправки (рис. 1.1.) [6]. Рис. 1.1. Структура рынка автозаправок, % . Отметим, что в Республике Татарстан по развитости инфраструктуры и обороту торговли топливом эксперты выделяют города Казань, Набережные Челны и Нижнекамск. Рынок АЗС в Республике Татарстан в настоящее время растет быстрыми темпами, он еще в течение нескольких лет будет интересен для развития автозаправок. Эксперты отмечают, что сложившийся за последнее десятилетие территориальный принцип развития рынка поставок нефтепродуктов фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу. И рынок республики не является исключением. Участники республиканского рынка бензина считают, что независимо от потребности в количестве АЗС, скупать земельные участки на городском топливном рынке могут позволить себе крупные предприятия (ЛУКОЙЛ, Татнефть и др.). Причем, выход на татарстанский рынок независимых компаний возможен, но при грамотной маркетинговой политике [7]. В 2008 году в рамках госзаказа были проведены обследования субъектов, занятых производством нефтепродуктов, их хранением и реализацией. Так, по результатам 400 обследований было выявлено 759 нарушений [8]. По поручениям Премьер-министра РТ в 2009 году были проведены: «месячник по качеству» ГСМ (336 обследований, 491 нарушение); обследование контейнерных и передвижных АЗС (45 обследований, 511 нарушений); обследование объектов ОАО «ВАМИН Татарстан» и ОАО ХК «Татнефтепродукт» (7 обследований, 119 нарушений); проверка производства нефтепродуктов на ОАО «ТАИФ-НК» и реализации нефтепродуктов ОАО «ТАИФ-НК». По «горячей линии» в ГУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» поступили 72 обращения по качеству моторного топлива (подтвердилось только два обращения). Кроме того, в 2008 году было отобрано и испытано 3 164 пробы нефтепродуктов, проведен их анализ в лабораториях с оформлением протокола испытаний (не соответствовало качеству 97 проб, или 3,1%). Отметим, что главным образом нарушения связаны с несоблюдением требований нормативных документов, следование которым должно обеспечивать должное качество моторного топлива при его хранении и реализации. Иными словами, на многих автозаправочных станциях не контролируется техническое состояние резервуаров, не проводится их периодическая чистка, не берутся пробы для анализа и т.д. А это значит, что заправлять транспорт на данных объектах может быть небезопасно. Обследования показали, чаще всего нарушают правила на ведомственных АЗС - на одну проверку пришлось по три нарушения, и на АЗС, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, - полтора нарушения. Кроме того, на 44 из них продавали некачественное топливо. Не совсем безупречны и предприятия, принадлежащие «Татнефть» и «Татнефтепродукт», - на одну проверку было выявлено 0,6 нарушений, правда, несоответствие продукции по качеству не обнаружено. Также в ходе проверок было зафиксировано 49 фактов обмана покупателей - либо им не доливали бензин, либо обсчитывали [9]. Таким образом, в процессе анализа было выявлено, что на рынке автозаправочных станций в РТ действует несколько крупных игроков, являющиеся олигополистами. Однако конкуренция на рынке достаточно высока, в связи с чем представляется целесообразным изучить предпочтения потребителей автозаправочных станций, оценить емкость и потенциал рынка автозаправочных станций РТ, а также провести анализ конкурентов. Все это позволит провести сегментацию потребителей автозаправочных станций, определить особенности позиционирования АЗС на рынке РТ и обосновать целесообразность создания автозаправочной станции. 1.2 Теоретические основы маркетинговых исследований Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций. Масштабы маркетинга чрезвычайно широки. Он связан с ценообразованием, складированием, упаковкой, созданием торговой марки, сбытом, управлением торговым персоналом, кредитом, транспортировкой, социальной ответственностью, выбором мест для различных магазинов, изучением потребителей, оптовой и розничной торговлей, рекламой, отношениями с общественностью, рыночными исследованиями, планированием товаров и предоставление гарантий.
Страницы: 1, 2, 3
|