Маркетинговое исследования рынка сыроваренной продукции
29 СОДЕРЖАНИЕ |
1. | введение | 3 | | 2. | рынок сыроваренной продукции | 4 | | 2.1. | Товарная структура украинского рынка сыров | 4 | | 2.2. | Анализ рынка | 9 | | 2.3. | Ситуация на рынке. Маркетинг товаропродукции | 17 | | 2.4. | Конкурентная ситуация среди сыропроизводителей | 22 | | 3. | заключение | 27 | | 4. | список литературы | 29 | | | | | | |
введение В своей работе я провела исследование рынка сыроваренной продукции: его товарной структуры, технико-экономических характеристик, классификации и видов сыра. Проведён анализ текущей и перспективной ёмкости рынка, структуры продаж различных сыров как в разрезе сортности, так и в зависимости от цены. В маркетинговом исследовании описаны сбытовая и коммуникативная сети рынка, отношения между производителями и поставщиками сырья, сезонные колебания цены на сырьё, а следовательно и на сыроваренную продукцию. Проанализирована конкурентная ситуация в рамках мирового масштаба, а также конкуренция между украинскими сыропроизводителями, вы явлены лидеры отрасли при анализе объёма выпущеной продукции, качествественных показателей и уровню соответствия их международным и государственным стандартам. Проведена сравнительная характеристика отечественного и импортного товара и приведено процентное соотношение экспорта и импорта сыроваренной продукции. Была выявлена тенденденция развития производства сыра на украинском рынке и расширения доли иностранных сыропроизводителей открывших на Украине дочерние предприятия. 2. рынок сыроваренной продукции 2.1 Товарная структура украинского рынка сыров Сыр - один из наиболее питательных и калорийных пищевых продуктов. Питательная ценность его обусловлена высокой концентрацией белка и жира, наличием незаменимых аминокислот, витаминов, солей кальция и фосфора, необходимых для нормального развития организма человека. Сыр полезен для людей любого возраста и особенно для детей. В сыре содержится от 18 до 25% белка, причем значительная его часть находится в растворимой форме, поэтому хорошо усваивается организмом. В сухом веществе многих видов сыров содержится 45-55% жира, от 1,5 до 3,5% минеральных солей. Калорийность сыра колеблется от 2500 до 4500 калорий. Содержание витаминов в зрелых сырах (мкг в 100г сыра) составляет: витамина А - 600-1300, В1 - 40-80, В2 - 300-900, РР - 20-40, пантотеновой кислоты - 200-850. Существует классификация, в основе которой лежит критерий потребления, таким образом сыры можно поделить на традиционные и экзотические. Традиционными сырами являются привычные для нашего вкуса твердые и плавленые сорта. Экзотические - сыры не только непривычные по вкусу, но и по технологии изготовления, а также отличающиеся, как правило, высокой ценой. Твердые сыры. Под твердыми сырами подразумеваются вареные и невареные прессованные сыры. Именно они составляют базовый ассортимент любого магазина и являются абсолютными лидерами по потреблению. Тот факт, что на протяжении десятилетий основной массе украинцев были известны только сорта твердого и плавленого сыров, сформировал устойчивую привычку к их вкусу. Плавленые сыры. Плавленый сыр, как и твердый, является частью базового ассортимента магазина. Являясь продуктом вторичной переработки, и упакованный в фольгу или герметичные баночки, плавленый сыр имеет более долгий срок хранения, и менее чувствителен к перепадам температуры, что увеличивает как сезон его продаваемости, так и районы распространения. Экзотические сыры. В этот раздел включаются все сыры, входящих в группу элитных и отчасти дополнительных. Это, как правило, дорогие сорта. Пальма первенства по производству экзотических и элитных сортов сыра принадлежит Франции. Французы отличаются не только тем, что имеют свыше 400 сортов сыра, но и тем, что его потребление превратилось для них в особую культуру, почти религию. В настоящее время отмечается насыщение рынка сырами основной группы. Народ начинает искать новые вкусы и лучшее качество. Тут на смену основной приходят сыры элитной и дополнительной групп. Об этом говорит уже то, что сыры с плесенью имеют спрос в экономически развитых регионах. О сыродельческой отрасли пока можно сказать только одно: она на подъеме. Пережив падение объе-мов производства в 1997 году, когда было произве-дено 46,3 тыс.т "дырявых головок", сыродельное на-правление молочной отрас-ли с 1998 года и по сей день развивается и нара-щивает обороты. Если в последующие два года пос-ле провального 1997-го вы-пуск сыра увеличивался на 2-3 тыс.т в год, то в 2000-2001 годах произошел рез-кий скачок. В позапрош-лом году отечественные предприятия выпустили 67,5 тыс.т сыра, в 2001-м объем производства "чизов" достиг 104,8 тыс.т. 1998-1999 годы можно назвать периодом обмозговывания и принятия реше-ний. Лишь в последние три-четыре года в сыро-делие начали приходить серьезные собственники, некоторые компании стали приобретать по несколько сырзаводов. На условном первом этапе (1998-1999 годы) вос-становления молочной промышленности инвестиции шли в основном в производство цельномолочной продукции. И результат на-лицо: даже независимые эксперты утверждают, что за три года в "цельномолочке" произошла ре-волюция. Сыродельные предприятия начали обно-вляться и постепенно ре-конструироваться с 2000 года. Но заменить техноло-гическое "железо" легче, чем сломать ' стереотипы старых сыроделов и подоб-рать новые кадры, особен-но в небольших провинци-альных городах, где в ос-новном и расположены за-воды по производству сы-ров. Тем не менее, по дан-ным БИЗНЕСа, процесс обновления и реконструк-ции как минимум трех десятков украинских сырных предприятий идет уже дос-таточно интенсивно. В 2001 году отечествен-ные мощности по произ-водству сыра были задейст-вованы почти на 40%, при том что, например, мощно-сти по выпуску сливочного масла использовались на 30%, а молочных консер-вов -- на 20%. Уровень потребления сыров тоже растет. До по-едания 20 кг сыра в год (примерный уровень по-требления в Европе) сред-нестатистический украи-нец еще, конечно, не до-шел, но уже пытается упо-требить за 365 дней более 1 кг этого продукта. Инвестиционно-популярным сыроделие стало не в последнюю очередь благодаря внешним факторам, в частности, снижению мировых цен на сухое молоко. В 2002 году интерес к сыроварению усилился еще и вследствие внешнеэконо-мических факторов. Дело в том, что по всему миру "обвалились" цены на су-хое молоко, американцы "выбросили" на внешний рынок весь собственный госрезерв это-го продукта, свои сухомолочные закрома открыли также Австралия и Новая Зеландия. До середины нынешне-го года Украина отправляла на экспорт до 85% выпу-щенного в стране сухого молока. Если полтора года назад данный продукт про-давали за рубеж по $1,6 тыс. за 1 т, то в 2002-м це-ны упали до $0,85-0,9 тыс. за 1 т. То есть многие мо-лочные предприятия в этом году в лучшем случае недополучили ожидаемой прибыли, в худшем -- по-несли прямые убытки. Ситуация с экспортом сухого молока навела многих молочников на мысль диверсифициро-вать производство и подзаняться сырами. Некото-рые специалисты считают, когда на мировом рынке цены на сухое молоко поднимутся, те произво-дители, которые слишком быстро переориентирова-лись, большую часть сы-рья отвлекут на сушку мо-лока и снова будут зараба-тывать "быстрые" деньги. Хотя с трудом верится, что серьезные собственники будут бросать на ветер деньги, вложенные в обо-рудование. Как бы там ни было, очевидно одно: рынок при-нял отечественные сыры, и объемы их производст-ва, скорее всего, будут расти. В январе -- августе 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001-го темпы роста произ-водства уже достигли 30%. За восемь месяцев нынеш-него года сыроделы выдали 84,144 тыс.т продукции, что на 18,577 тыс.т больше, чем за такой же отрезок време-ни прошлого года. Нынешнее стремитель-ное развитие отечественной молочной отрасли вынуди-ло чиновников обратить на нее внимание и побудило немного порегулировать. С весны нынешнего года про-изводители молочных про-дуктов и представители правительства не раз соби-рались для обсуждения на-болевшего. Одним из результатов встреч "на уровне" стало введение с 1 июля 2002 го-да новых требований к за-готовляемому молоку -- ДСТУ 3662-97. Этот стан-дарт был разработан еще в 1997 году. Молочники на-деются, что этот стандарт сможет в течение опреде-ленного переходного пери-ода подготовить товаропро-изводителей к выпуску бо-лее качественного молока. Сложно сказать, сколько этот "переходный период" продлится, но есть надежда, что когда-нибудь продук-ция украинских молочни-ков будет соответствовать европейским требованиям. Ну а пока об этом и гово-рить смешно. Сравним. Допустимое содержание бактерий в мо-локе высшего сорта, соглас-но новому ДСТУ, -- 300 тыс. единиц на 1 куб. см. За-кон №342, принятый Евро-пейским союзом еще в 1992 году, допускает концентра-цию бактерий от 100 тыс. до 300 тыс. на 1 куб.см для молока не выше II класса. "Европейское" молоко вы-сшего сорта в 1 мл должно содержать не более 30 тыс. бактерий. До 2003 года все укра-инские переработчики должны перейти на заго-товку молока по новому стандарту. Некоторые за-воды уже летом перестали закупать сырье, не соответ-ствующее ДСТУ. Другие переработчики введут огра-ничения по закупке молока к концу осени. Сельхозпроизводители недовольны новым стан-дартом. Они считают, что из-за этого снизятся заку-почные цены (так оно, скорее всего, и произойдет, но подешевеет лишь неконди-ционное молоко). А если сырье, не соответствующее требованиям, никто не бу-дет покупать, то коров при-дется вырезать, сетуют фер-меры. Старый ГОСТ требовал фиксировать следующие качественные параметры закупаемого молока: кис-лотность, жирность и плотность. Новый вводит в этот перечень еще один показатель -- содержание белка (он, собственно, и определяет основную пи-тательную ценность моло-ка). Но для того чтобы со-держание белка в молоке достигало 3%, как требует ДСТУ, надо полноценно кормить коров. Чтобы обеспечить скотину каче-ственным "харчем", кре-стьянам придется пойти на дополнительные расходы. И это при том, что сегодня производство молока в стране и без того убыточ-но. В 2000 году рентабель-ность производства молока составляла минус 6%, 2001-м - минус 1,2%. 2.2 АНАЛИЗ РЫНКА СЫРА СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ В последнее время торговцы отмечают благоприятные из-менения. Прежде всего, ос-новное сырье для производ-ства сыра -- молоко -- пе-рестало быть дефицитом да-же в зимний период Соот-ветственно, и у производи-телей, и у торговцев появи-лась возможность наращи-вать объемы производства и продаж сыра, расширять его ассортимент, что они с ус-пехом и делают. К тому же с ростом благосостояния населения места для сыра в потребительской корзине стало больше. В 2001 году было продано 82-84 тыс.т сыра (в том числе брынзы), что на 33-35% больше, чем в 2000 году. За восемь месяцев нынешнего года, по оценкам торговцев и данным Госком-стата, реализовано 67-68 тыс.т сыра, что на 28-30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. От-радно также, что сезонный спад в продажах сыра ста-новится все менее резким (опять же, в связи с тем, что молока -- залейся) Напом-ним: два-три года назад продажи сыра летом сокра-щались на 30-40%, естест-венно, резко падали и цены. В зимний период оптовики умоляли: "Дайте сыр!", а летом взывали уже произво-дители: "Возьмите сыр!". Строить долгосрочные пла-ны и партнерские отноше-ния было крайне трудно. Сейчас же продажи летом уменьшаются примерно на 20-25%, что способствует упорядочиванию сбытовых структур и активному разви-тию рынка. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ИМПОРТНЫЙ ТОВАР Основной оборот торгов-цам сырами по-прежнему обеспечивает отечественная продукция. Более того, на протяжении 2001/02 марке-тингового года продажи им-портных сыров сократились примерно вдвое и, по мнению операторов, составляют не более 10% (примерно 9 тыс.т) в общем объеме реализации сыров.
Страницы: 1, 2, 3
|