на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинговые исследования перспектив научно-технологического развития Украины
p align="left">* По данным Министерства образования и науки Украины.

Государственная система стратегических маркетинговых исследований, будучи элементом Государственной программы прогнозирования научно-технологического развития страны, направлена на оценку и выбор критических и прорывных технологий по четырем критериям. К ним относятся:

1) количество видов новой наукоемкой продукции, произведенных на основе критической и прорывной технологии;

2) потенциальная емкость рынка новой продукции;

3) вклад в ускорение роста ВВП;

4) обеспечение национальной, в частности технологической, безопасности Украины.

Основными задачами стратегических маркетинговых исследований являются:

- получение информации от экспертов об инновационных разработках по выбранным для государственного финансирования приоритетным тематическим направлениям;

- выяснение, для какой новой наукоемкой продукции требуются разработка и внедрение критических и прорывных технологий;

- составление паспортов критических и прорывных технологий, которые должны содержать важнейшие маркетинговые признаки;

- группировка и ранжирование указанных паспортов по выбранным критериям.

Отобранные для государственного финансирования критические и прорывные технологии в результате их внедрения в среднесрочной и/или долгосрочной перспективе обеспечат повышение конкурентоспособности отечественных товаров, рост объемов и динамики их продажи на национальном и мировом рынках, улучшение качества отечественных технологий, преодоление зависимости от импорта и т. п.

Оптимальный метод выбора перспективных направлений государственного финансирования научных исследований и разработок - это маркетинг на основе экспертного опроса. Другие методы пригодны только при оперативном анализе, Экспертный опрос проводится среди трех групп респондентов: ученых, активно работающих в определенном приоритетном тематическом направлении; компетентных управленцев (представителей центральных органов исполнительной власти, бизнес-асоциаций и т. п.); предпринимателей, представителей тех предприятий, где предлагается внедрить новые технологии.

Опрос удобнее всего осуществлять через Интернет, благодаря чему можно будет сэкономить средства на рассылку и обработку анкет, получить информацию в оперативном режиме, причем уже в упорядоченном виде, так как фактологический и иллюстративный материал автоматически анализируется и обобщается непосредственно в программе. Каждой группе экспертов адресуется отдельная анкета, которая содержит определенные вопросы с учетом их компетенции и позволяет структурировать содержание паспорта технологии, выделив в нем смысловые блоки. Вопросы разных анкет коррелируют между собой. В случае несовпадения мнений респондентов проводятся дополнительные исследования методом опроса фокус-групп. Примерные образцы анкет приведены ниже.

АНКЕТА

"Формирование перечня новейших технологий" (эксперты -- ученые)

Приоритетное тематическое направление_

1. Фамилия, имя, отчество_

2. Должность_

3. Научная степень_

4. Назовите научные исследования, перечислите приоритетные критические и прорывные технологии, которые могут стать основой для производства в Украине новой наукоемкой продукции в ближайшие 10 лет.

5. Оцените функционально-стоимостные характеристики новой наукоемкой продукции в сопоставлении с отечественными и зарубежными аналогами.

6. Укажите срок и годовой объем финансирования научных исследований, названных в п. 4.

7. Назовите отечественных производителей, которые могут выпускать новую наукоемкую продукцию, названную в п. 4, а также укажите годовую емкость рынка.

8. Оцените влияние перечисленных в п. 4 научных исследований на достижение следующих целей: улучшение качества жизни населения; обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста; создание потенциала для будущего развития; повышение уровня национальной безопасности (4 балла -первоочередное финансирование, 1 балл - в последнюю очередь).

9. Назовите организации, лидирующие в научных исследованиях, перечисленных в п. 4.

АНКЕТА

"Формирование перечня новейших технологий" (эксперты - управленцы)

Приоритетное тематическое направление_

1. Фамилия, имя, отчество_

2. Организация_

3. Должность__

4. Какие важнейшие проблемы Вашей отрасли в первую очередь нуждаются в научных исследованиях и занимаются ли этими проблемами научно-исследовательские организации Украины?

5. Производство какой новой наукоемкой продукции и на каких предприятиях Украины можно начать в ближайшие 10 лет на основе критических и прорывных технологий?

6. Укажите срок и годовой объем затрат на организацию производства новой наукоемкой продукции по критическим и прорывным технологиям.

7. Назовите отрасли, где есть потребность в новой наукоемкой продукции, и годовую емкость рынка продукции, названной в п. 5.

8. Оцените функционально-стоимостные характеристики названной отечественной новой наукоемкой продукции по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами.

9. Назовите научно-исследовательские организации Украины, которые вносят наибольший вклад в инновационное развитие предприятий Вашей отрасли.

АНКЕТА

"Введение перечня новых технологий" (эксперты -- предприниматели, представители предприятий)

Приоритетное тематическое направление_

1. Фамилия, имя, отчество_

2. Предприятие _

3. Должность_

4. Какие важнейшие проблемы Вашего предприятия требуют внедрения новых технологий?

5. Как Вы планируете наладить это дело?

6. Приведите перечень отечественных научно-исследовательских организаций, с которыми сотрудничает Ваше предприятие.

7. Назовите новую наукоемкую продукцию на основе технологий, указанных в п. 4, которую планируется производить на Вашем предприятии. Укажите сроки внедрения и необходимое ресурсное обеспечение.

8. Когда должно быть начато производство новой наукоемкой продукции?

9. Укажите ежегодный объем продаж новой наукоемкой продукции.

10. Оцените функционально-стоимостные характеристики названной новой наукоемкой продукции в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами.

Предложенный алгоритм функционирования Государственной системы стратегических маркетинговых исследований научно-технологического развития Украины предусматривает два этапа.

На главной странице сайта "Стратегічні маркетингові дослідження науково-технологічного розвитку України" помещено описание методики их проведения. Каждый респондент выбирает приоритетное тематическое направление и находит свою группу.

В ходе анкетирования программно формируются две базы данных для каждой из трех групп экспертов: первая база содержит персональные сведения об экспертах, вторая - их ответы на вопросы.

Статистическая обработка анкет выполняется при помощи пакета SPSS. В полученной информации приводятся:

- упорядоченный перечень научных исследований, количество (абсолютное и процентное) экспертов, которые связывают конкретное исследование с конкретной технологией;

- средний, минимальный, максимальный сроки внедрения технологии;

- средний, минимальный, максимальный годовые объемы финансирования;

- количество экспертов (абсолютное и процентное), указавших на определенное первоочередное направление технологии;

- упорядоченный перечень новой наукоемкой продукции, количество экспертов (абсолютное и процентное), назвавших эту продукцию;

- предприятие-производитель;

- средняя, минимальная, максимальная емкость национального и мирового рынков;

- средняя оценка в сравнении с отечественными аналогом по функциональным и ценовым характеристикам;

- средняя оценка в сравнении с зарубежным аналогом по функциональным и ценовым характеристикам.

Предусмотрено также использование кластерного анализа результатов обработки заполненных анкет по функциональным и ценовым характеристикам новой наукоемкой продукции в сравнении с зарубежными и отечественными аналогами, что позволит выяснить численность групп оптимистично и пессимистично настроенных экспертов.

Однофакторный дисперсионный анализ даст возможность выяснить степень согласованности экспертных оценок по ключевым вопросам в разных группах. Далее сравниваются средние функциональные и стоимостные оценки новой наукоемкой продукции, предложенные экспертами разных групп. В случае, когда ответы экспертов каждой группы согласуются, а средние оценки, предложенные экспертами разных групп, отличаются незначительно, паспорта критических технологий по приоритетным направлениям составляются автоматически. При большой вариации (несогласованности) мнений экспертов одной группы или разных групп результаты анализа выносятся на обсуждение фокус-группы, конференции и т. д. с целью устранить расхождения и достигнуть согласованных решений по содержанию паспортов критических технологий. После этой процедуры составляются паспорта критических и прорывных технологий, включая описание соответствующей новой наукоемкой продукции. Ниже приведен образец такого паспорта.

Паспорт критической и прорывной технологии

(название)

Приоритетное тематическое направление_

Дата_

1, Научные исследования, направленные на разработку технологии

2, Организация-разработчик_

3. Организации-лидеры в проведении научных исследований (страна) _

4. Срок выполнения научного исследования до внедрения технологии (годы)

5. Запланированный год создания технологии_

6. Общий объем финансирования научных исследований до внедрения технологии (тыс. грн.)_

7. Минимальный, средний, максимальный сроки внедрения технологии (годы)_

8. Минимальный, средний, максимальный объемы затрат на внедрение технологии (тыс. грн.)_

9. Предприятия/отрасли внедрения технологии_

10. Начало производства новой наукоемкой продукции_

11. Ежегодный объем продаж новой наукоемкой продукции_

12. Конкурентоспособность произведенной новой наукоемкой продукции вследствие внедрения технологии в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами_

13. Потребители и годовая емкость рынка новой продукции (натуральные показатели)_

14. Первоочередное направление технологии_

На втором этапе формируется пакет критических и прорывных технологий из четырех групп, из которого потенциальный заказчик будет выбирать объекты финансирования.

Паспорта ранжируются четырежды (по количеству названных признаков). В каждой из четырех групп они получают соответствующий значимости ранг. Заказчик выбирает технологию для финансирования, опираясь на эту информацию.

В настоящей статье освещена методика формирования Государственной системы стратегических маркетинговых исследований научно-технологического развития Украины. Определены сущность этой системы, ее цель, задачи и алгоритм функционирования. Содержание методики составляют: критерии отбора критических и прорывных технологий; рамочные признаки экспертных групп; анкеты для опроса экспертов; технология опроса в Интернет-среде; методы статистического анализа ответов; критерии получения согласованных мнений экспертов; алгоритм составления паспортов критических и прорывных технологий. Присутствие в анкетах и паспорте маркетинговой составляющей позволяет оценить конкурентоспособность новой наукоемкой продукции на отечественном и мировом рынках, спрогнозировать их емкость, гармонизировать интересы науки и производства, что положительно повлияет на ускорение инновационного развития Украины благодаря высокой достоверности полученной информации. Таким образом, методика содержит алгоритм выявления критических и прорывных технологий, которые в перспективе могут быть внедрены на отечественных предприятиях и стать фундаментом для формирования инновационной модели развития национальной экономики.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.