p align="left">Этот набор представлений, а точнее реакция на него, обуславливается у человека наличием одного из трех типов мотивации - рациональной, эмоциональной и нравственной или их комбинацией. Воздействие на реакцию потребителя обеспечивается с помощью рекламы. Структура рекламы содержит следующие пять основных моментов: Во-первых, это способность привлечь внимание. Очень важно насколько привлекается внимание читателей заголовком, телезрителей видеорядом. Воздействует ли реклама именно на те категории потенциальных потребителей, на которые она рассчитана. Во-вторых, сила воздействия на эмоции потребителей рекламы. Какие чувства рождаются у них при влиянии на рекламы, насколько удачен рекламный аргумент и правильно ли он подан. В-третьих, какова сила воздействия. Побежит ли, допустим, зритель после просмотра рекламы покупать этот товар или останется сидеть в кресле, несмотря на то, что реклама понравился ему и есть необходимость в приобретении данного товара. В четвертых - это информативность. Ясно изложен рекламный аргумент? Насколько емко показана полезность рекламируемого объекта. И последнее. Захочет ли человек прочитать сообщение или посмотреть рекламный ролик до конца. Насколько эффективно приковывается внимание людей. Процесс разработки рекламы включает, как правило, в себя два этапа. В начале принимается решение о структуре рекламного сообщения, разрабатывается центральный тезис (рекламный аргумент) информирующий о важнейших свойствах и отличительных особенностях товара, и форма его изложения. Затем приступают к разработке непосредственно рекламного материала: разрабатывается текст и стиль, подбираются подходящие слова, цветовое оформление и дизайнерское решение. Следует также учитывать что, как правило, реклама бывает более эффективной, когда на товар возрастает спрос, нежели при его падении. Эффективная реклама-- что это такое? Эффективность рекламы - проблема чрезвычайно серьезная. На эту тему сломано немало копий. Безусловно, необходимо очень взвешенно подходить и к планированию рекламной кампании, и к медиапланированию, при выборе рекламных носителей и мест размещений рекламы необходимо учитывать такие вещи, как охват аудитории и т.д. Однако самая безупречно спланированная и проведенная рекламная кампания, с продуманным выбором рекламных носителей, медиапланом, разработанным с учетом максимального охвата представителей целевой аудитории, может оказаться абсолютно неэффективной. Эффективная реклама подразумевает донесение до конечного потребителя информации о товаре в форме, способствующей либо увеличению объемов продаж, либо повышению мифической составляющей цены этого товара. Возникновение индустрии рекламы стало возможным и целесообразным, когда производство обеспечило рынок товарной массой, нуждающейся в информационном обеспечении, гарантирующем выход к индивидуальному потребителю, когда проблема "как произвести" уступила место проблеме "как продать" товар. Именно в этот период и стала обособляться новая профессиональная сфера деятельности - маркетинг. Реклама многофункциональна, она может служить для решения различных задач, ее возможности практически безграничны. Но для того, чтобы цели были достигнуты, необходима в первую очередь правильная постановка задач рекламной кампании. Итак, какие первоочередные задачи решает реклама? Проинформировать потенциальных потребителей о существовании марки, вызвать доверие к ней, заинтересовать их - словом, создать положительный имидж, и - самое главное - убедить приобрести товар именно этой марки. Что такое эффективная реклама? В самом простом понимании - это та реклама, которая способствует увеличению объемов продаж. Однако успешность на рынке бренда определяется не тем, насколько хорошо он продается сейчас. Реклама должна решать помимо тактических, сиюминутных задач еще и стратегические, долгосрочные. Таким образом, прежде чем принять верное маркетинговое решение необходимо определить характерные потребительские проблемы, которые и создают нишу для позиционирования марки на рынке, идентифицировать потребительские приоритеты, желаемые и необходимые преимущества продукта, узнать характерную реакцию потребителя на появление нового товара. Наиболее распространенной ошибкой при разработке рекламной кампании или создании рекламы оказывается подмена восприятия - производитель или создатель рекламы приписывает представителям целевой группы свое собственное видение мира и, соответственно, ожидает от них сходной со своей собственной реакции на рекламную компанию. Помочь избежать этого и призваны предварительные маркетинговые исследования. Точка отсчета здесь - точное и объективное представление о том, каково на сегодняшний день состояние рынка; под этим термином надо понимать не только перемещение тех или иных товаров от производителя к конечному потребителю, но и его сегментацию - разделение потребителей на четкие группы с общими потребностями, стилем жизни, психографическими особенностями. Только при отчетливом понимании того, что представляет из себя потенциальный потребитель, "чем он живет, и чем он дышит". Оптимальный рекламный носитель должен не только обеспечивать максимальный охват целевой аудитории, но и способствовать формированию имиджа марки - неудачно выбранный рекламный носитель способен сформировать негативное отношение к продукту и вызвать отторжение марки. Так, аудиоролик, прозвучавший на радиостанции не соответствующего формата, или модуль, размещенный в издании, не пользующемся авторитетом у потенциальных потребителей (при условии, что он им доступен), вызывает раздражение и недоверие к рекламируемому продукту. Тем не менее, существуют некоторые общие закономерности - обширная телевизионная реклама, даже крайне неудачная с точки зрения потребителей, создает ощущение надежности и финансового благополучия производителя, хаотичная реклама, хотя и запоминается, но, как правило, вызывает отторжение. Нежелательны прямые обращения "Купи", "Только эта марка" и им подобные, поскольку создают у потребителей ощущение диктата. Высокодоходные слои населения в большей степени восприимчивы к ценностно позиционированным маркам, тогда как для низкодоходных более характерно рациональное восприятие. Каждый бренд обладает собственным жизненным циклом и рано или поздно изживает себя. Поэтому комплекс мер по продвижению товара должен включать и измерение уровня лояльности потребителей к марке, и изменения восприятия бренда, а также прогнозирование изменений спроса на товар, а в идеале - что вполне возможно на сегодняшнем уровне развития исследовательских методик - и построение прогноза дальнейшего изменения бренда, поскольку во время жесткой конкуренции на рынке может выиграть только тот производитель, который всегда будет на один шаг опережать происходящие события и не идти на поводу у конечных потребителей, а формировать их приоритеты, привычки и предпочтения. Тесты и задачи Тест №1 Широтой товарного ассортимента называется А. Общая численность групп товаров в ассортиментеБ. Степень разнообразия товаров разных ассортиментных группВ. Общая численность вариантов предложения всех товаровТест №2Какой лозунг не приемлем для маркетингаА. Потребитель-корольБ. Продавать то, что произведеноВ. Производить то, что продаетсяЗадача №1. Оценка конкурентоспособности двух фирм|
Критерии оценки конкурентоспособности | (ZyWiy) | Шкала изменения критерия, % | | | | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | | Значимость критерия в баллах | | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | | 1. Производство | (0,2) | | | | | | | | | | | | 1.1 Уровень производственного оборудования | 0,3 | | | | | | | | Х | | 0 | | 1.2Обеспеченность производства оборудованием | 0,2 | | | | | | | 0 | | Х | | | 1.3 Обеспеченность сырьем и материалами | 0,2 | | | | | | | | 0 | | Х | | 1.4 Перспективность и качество продукции | 0,3 | | | | | | | | Х | | 0 | | 1. Менеджмент | (0,3) | | | | | | | | | | | | 2.1 Обеспеченность кадрами | 0,25 | | | | | | | | 0 | | Х | | 2.2 Профессиональный уровень рабочих | 0,3 | | | | | | | | | Х0 | | | 2.3 Квалификация менеджеров | 0,3 | | | | | | | | | Х | 0 | | 2.4 Текучесть кадров | 0,15 | | | | | | | | Х | | 0 | | 2. Маркетинг | (0,3) | | | | | | | | | | | | 3.1 Затраты на исследование рынка | 0,1 | | | | | Х | | 0 | | | | | 3.2 Расположение сбытовых филиалов | 0,2 | | | | | | Х | | 0 | | | | 3.3 Затраты на стимулирование сбыта, рекламу | 0,4 | | | | | | 0 | | Х | | | | 3.4 Степень исполнения маркетинговых программ | 0,3 | | | | | | | 0 | | Х | | | 3. Финансы | (0,2) | | | | | | | | | | | | 4.1 Рентабельность продукции | 0,5 | | | | | | | Х | | 0 | | | 4.2 Финансовая обеспеченность | 0,4 | | | | | | | Х | | 0 | | | 4.3 Возможность получения кредитов | 0,1 | | | | | | | | Х0 | | | | | Расчет показателейРХ = 0,2 х (0,3 х 40 + 0,2 х 45 + 0,2 х 50 + 0,3 х 40) + 0,3 х (0,25 х 50 + 0,3 х 45 + 0,3 х 45 + 0,15 х 40) + 0,3 х (0,1 х 25 + 0,2 х 30 + 0,4 х 40 + 0,3 х 45) + 0,2 х (0,5 х 35 + 0,4 х 35 + 0,1 х 40) = 39,1Р0 = 0,2 х (0,3 х 50 + 0,2 х 35 + 0,2 х 40 + 0,3 х 50) + 0,3 х (0,25 х 40 + 0,3 х 45 + 0,3 х 50 + 0,15 х 50) + 0,3 х (0,1 х 35 + 0,2 х 40 + 0,4 х 30 + 0,3 х 35) + 0,2 х (0,5 х 45 + 0,4 х 45 + 0,1 х 40) = 41,9Вывод: Более конкурентоспособна фирма №2 за счет таких критериев, как уровень производственного оборудования, перспективность и качество продукции, более высокой квалификации менеджеров, затрат на исследование рынка, лучшее расположение сбытовых филиалов, рентабельности продукции и финансовой обеспеченности Задача №2.Разработка стратегий поведения фирмы на рынке в зависимости от стадий жизненного цикла товара |
Наименование показателя | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 | Товар 4 | | 1. Объем сбыта товара на рынке, % | 35000 | 5000 | 25000 | 18000 | | 2. Доля товара предприятия на рынке, % | 10,0 | 0,5 | 1,5 | 21,0 | | 3. Темпы роста сбыта, % | 130,0 | 88,0 | 102,0 | 106,0 | | 4. Цена единицы товара, руб | 1250 | 550 | 600 | 2500 | | 5. Издержки на единицу продукции, руб | 1050 | 590 | 530 | 2000 | | 6. Прибыль на единицу товара, руб | 200 | -40 | 70 | 500 | | 7. Объем сбыта товаров предприятия, ед-ц товара | 350000 | 2500 | 37500 | 378000 | | 8. Объем сбыта товаров предприятия, тыс. руб | 437500 | 1375 | 22500 | 945000 | | 9. Прибыль предприятия, тыс. руб | 70000 | -100 | 2625 | 189000 | | |
Товар 1 - "звезды" (самый высокий темп роста, прибыль на втором месте) Товар 2 - "собаки" (темп роста меньше 100%, прибыль "-") Товар 3 - "трудные дети" (не высокие темпы роста, не значительная доля на рынке, не высокая прибыль) Товар 4 - "дойные коровы" (самая большая доля рынка и прибыль предприятия, не высокие темпы роста) Стратегия действий: "Трудные дети": товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование. "Звезды" - это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка. "Дойные коровы": товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель - "сбор урожая". "Собаки" - это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия - прекращение инвестиций и скромное существование. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Маркетинг.-М., 2001-2006. Курс маркетинга. // marketing.al.ru Учебное пособие / Нагапетьянц Н. А. -- 2006. -- 272 с Практический маркетинг.-М.,2001-2006. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг Текст: настол. книга по исслед. рынка: учеб. пособие/В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. -3-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с
Страницы: 1, 2
|