p align="left">Метод анкетирования целесообразно сочетать с методом беседы для уточнения структуры мотива. Особенно важно это делать при изучении мотивов у детей. Все же можно сказать, что эти методы могут помочь как с объяснением, так и с предсказанием мотивов поведения человека в данной ситуации, поскольку с их помощью выявляются его наиболее устойчивые и доминирующие потребности, интересы, личностные диспозиции, направленность личности. Например, зная выраженность эмпатии у человека, можно понять, чем он мог руководствоваться при оказании кому-нибудь помощи, можно ли ожидать такой помощи, если обратиться к нему с просьбой, т. е. можно ли его внешне мотивировать и т. д. При проведении нашего исследования было опрошено 100 человек, жителей г. Ростов-на-Дону в возрасте от 17 до 25 лет. 60 опрошенных были мужчины, 40- женщины. Из них 72 человека училось, 28 работало. Из работающих 25 человек относились к служащим, 2- к предпринимателям, 1- к рабочим. Из учащихся 18 человек имело незаконченное среднее образование, 21- среднее профессиональное, 22- неоконченное высшее, 11- высшее. Из работающих 23 человека имело высшее образование, 5- среднее профессиональное. Исследование велось по методикам, изложенным в труде Ильина Е.П. «Мотивация и мотивы» (Санкт-Петербург, издательство «Питер-Ком», 2001 год). Изложим методики проведенного исследования. I. Диагностика мотивационной структуры личности. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности. Испытуемому дается 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. По каждому из утверждений дается 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемому предоставляется следующий бланк для ответов: |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | | А | | | | | | | | | | | | | | | | Б | | | | | | | | | | | | | | | | В | | | | | | | | | | | | | | | | Г | | | | | | | | | | | | | | | | Д | | | | | | | | | | | | | | | | Е | | | | | | | | | | | | | | | | Ж | | | | | | | | | | | | | | | | З | | | | | | | | | | | | | | | | |
В соответствующих клетках ставится оценка каждого утверждения: «+»- «согласен с этим», «=»- «когда как», «-»- «нет, не согласен», «?»- «не знаю». На всю работу опрашиваемым давалось не более 20 минут Текст опросника следующий: 1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов: а) «время- деньги». Нужно стремиться зарабатывать их больше; б) «главное- здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы; в) свободное время нужно проводить с друзьями; г) свободное время нужно отдавать семье; д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится; е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем; ж) нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг; з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести. 2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам: а) работа- это вынужденная жизненная необходимость; б) главное- не допускать конфликтов; в) нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями; г) нужно стремиться к активному служебному продвижению; д) главное- завоевать авторитет и признание; е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле; ж) в своей работе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь; з) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других; 3. Среди моих дел в свободное от работы время большое место занимают следующие дела: а) текущие, домашние; б) отдых и развлечения; в) встречи с друзьями; г) общественные дела; д) занятия с детьми; е) учеба, чтение необходимой для работы литературы; ж) «хобби»; з) подрабатывание денег. 4. Среди моих рабочих дел много места занимают: а) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения); б) личное общение (на темы, не связанные с работой); в) общественная работа; г) учеба, получение новой информации, повышение квалификации; д) работа творческого характера; е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная); ж) работа, связанная с ответственностью перед другими; з) свободное время, перекуры, отдых. 5. Если бы мне добавили дополнительный выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы: а) заниматься текущими домашними делами; б) отдыхать; в) развлекаться; г) заниматься общественной работой; д) заниматься учебой, получать новые знания; е) заниматься творческой работой; ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими; з) делать дело, дающее возможность заработать. 6. Если бы у меня появилась возможность полностью по-своему планировать рабочий день, я бы стал, скорее всего, заниматься: а) тем, что составляет мои основные обязанности; б) общение с людьми по делам (переговоры, обсуждения); в) личным общением (разговорами, не связанными с работой); г) общественной работой; д) учебой, получением новых знаний, повышением квалификации; е) творческой работой; ж) работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность; з) работой, за которую можно получить больше денег. 7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы: а) где что можно купить, как хорошо провести время; б) об общих знакомых; в) о том, что вижу и слышу вокруг; г) как добиться успеха в жизни; д) о работе; е) о своих увлечениях, «хобби» ж) о своих успехах и планах; з) о жизни, книгах, кинофильмах, политике. 8. Моя работа дает, мне, прежде всего: а) достаточные материальные средства для жизни; б) общение с людьми, дружеские отношения; в) авторитет и уважение окружающих; г) интересные встречи и беседы; д) удовлетворение непосредственно от самой работы; е) чувство своей полезности; ж) возможность повышать свой профессиональный уровень; з) возможность служебного продвижения. 9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где: а) уютно, хорошие развлечения; б) можно обсудить волнующие тебя рабочие вопросы; в) тебя уважают, считают авторитетом; г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи; д); можно приобрести новых друзей; е) бывают известные заслуженные люди; ж) все связаны общим делом; з) можно проявить и развить свои способности. 10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми: а) с которыми можно поговорить на разные темы; б) которым мог бы передавать свой опыт и знания; в) с которыми можно больше заработать; г) которые имеют авторитет и вес на работе; д) которые могут научить чему-нибудь полезному; е) которые заставляют тебя становиться активнее на работе; ж) которые имеют много знаний и интересных идей; з) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях. 11. К настоящему времени я имею в достаточной степени: а) материальное благополучие; б) возможность интересно развлекаться; в) хорошие условия жизни; г) хорошую семью; д) возможности интересно проводить время в обществе; е) уважение, призвание и благодарность других; ж) чувство полезности для других; з) созданного чего-то ценного, полезного. 12. Я думаю, что, занимаясь своей работой, имею в достаточной степени: а) хорошую зарплату, другие материальные блага; б) хорошие условия для работы; в) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения; г) определенные творческие достижения; д) хорошую должность; е) самостоятельность и независимость; ж) авторитет и унижение коллег; з) высокий профессиональный уровень. 13. Больше всего мне нравится, когда: а) нет насущных забот; б) кругом- комфортное, приятное окружение; в) кругом- оживление, веселая суета; г) предстоит провести время в веселом обществе; д) испытываю чувство соревнования, риска; е) испытываю чувство активного напряжения и ответственности; ж) погружен в свою работу; з) включен в совместную работу с другими. 14. Когда меня постигает неудача, не получается того, что я очень хочу; а) я расстраиваюсь и долго переживаю; б) стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное; в) теряюсь, злюсь на себя; г) злюсь на то, что мне помешало; д) стараюсь оставаться спокойным; е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно.анализирую, что произошло; ж) стараюсь понять, в чем я сам был виноват; з) стараюсь понять причины неудачи и исправить положение. При опросе учащихся слово «работа» в вопросах заменялась словом «учеба» и т.д. Обработка результатов производится следующим образом: Ответы испытуемого (мнение по утверждениям) переводятся в баллы: «+»- 2 балла; «=»- 1 балл, «?» или «-»- 0 баллов. Баллы суммируются по следующим шкалам: обеспечение» (Ж), «комфорт» (К), «социальный ститус» (С), «обще ность» (Д), «творческая активность» (ДР), «социальная полезность» (ОД). Ключ к шкалам: К шкале «жизнеобеспечение» (Ж) относятся ответы по следующим позициям опросника:1а,б; 2а; За; 4е; 5а; 6з; 8а; 10д; 11а; 12а; к шкале «комфорт»(К)- 2 б,в; 3б; 4з; 5б,в; 7а; 9а; 116,в; 12в; к шкале «социальный статус» (С)- 1е; 2г; 7в,г; 8в,з; 9в,г,е; 10г; 11д; 12д,е; к шкале «общение» (О)- 1в; 2д; Зв; 46; 6в; 76, з; 86,г; 9д,з; 10а; 11г; 12в; к шкале общая активность» (Д)- 1г,з; 4а,г; 5з; 6а, 6г; 7д; 96; 10в; 12з; к шкале «творческая активность» (ДР)- 1ж,з; 2е,ж; Зж; 4д; 5д,е; 6е; 7е,ж; 8д,ж; 10ж; 11з; 12г; к шкале «социальная полезность» (ОД)- 1д; 2з; Зг,д; 4в,ж; 5г,ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б,е; 11е,ж; 12ж. Сумма всех баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д, ДР, ОД характеризует «рабочую» направленность личности испытуемого. Затем строятся графики (мотивационные профили), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали- баллы. Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР, ОД, то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам)- по шкалам Ж. К. С, О, то у него выражен «общежитейский» мотивационный профиль.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|