Обследование клиентов и потенциальных клиентов гостиницы
26 ВВЕДЕНИЕ. Исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения гостиничных услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невоз-можна успешная деятельность на современном рынке, а именно - знанием своего клиента. «Знать своего клиен-та» - основной принцип маркетинга. Правильное понимание потребителей предоставляет гостинице возможности: · прогнозировать их потребности; · выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом; · улучшать взаимоотношения с потенциальными по-требителями; · приобретать доверие потребителей за счет пони-мания их запросов; · понимать, чем руководствуется потребитель, при-нимая решение о выборе той или иной гостиницы; · выяснять источники информации, используемые при принятии решения о покупке; · устанавливать, кто и каким образом оказывает вли-яние на выработку и принятие решения о приобретении гостиничного продукта; · вырабатывать соответствующую стратегию марке-тинга и конкретные элементы наиболее эффективного ком-плекса маркетинга; · создавать систему обратной связи с потребителя-ми гостиничных услуг; · налаживать эффективную работу с клиентами. Формирование правильного понимания потребителей в маркетинге исходит из следующих принципов: · потребитель независим; · поведение потребителей постигается с помощью ис-следований; · поведение потребителей социально законно. В процессе маркетинговых исследований гостиничное предприятие должно получить ответы на следующие прин-ципиальные вопросы: Кто в данный момент является клиентом предприя-тия и кто может стать им в перспективе? Каковы потребности и пожелания клиентов? Какие факторы влияют на потребности клиентов? Какие мотивы приводят потребителей к приобре-тению услуг гостиниц? Какие неудовлетворенные потребности существу-ют у клиентов (в каких услугах они нуждаются), которые могут стать важным источником идей развития и совер-шенствования деятельности фирмы? Как осуществляется процесс принятия решения о приобретении туристских услуг или обращении в ту или иную туристскую фирму? При приобретении гостиничного продукта потребители определенным образом реагируют на внешние побудительные стимулы, включающие факторы среды и факторы комплекса маркетинга. Причем гостиница может оказывать непосредственное влияние только на факторы маркетинга. Воздействовать же на клиента через побудительные факторы она может лишь опосредовано. На принятие решения о приобретении гостиничных услуг также оказывает влияние личные характеристики клиента и его мотивы. Таким образом, роль маркетинговых исследований потребителей сводится к изучению: Факторов, влияющих на клиента; Мотивов поведения клиента; Процесса принятия решения о приобретении гостиничных услуг. 1. Поведенческие характеристики потребителей гостиничных услуг. 1.1. Факторы, оказывающие влияние на потребителей. Все многообразие факторов, влияющих на потребителей гостиничных услуг, можно разбить на две группы: · внешние побудительные факторы; · личностные факторы. Внешние побудительные факторы включают: · факторы маркетинга; · факторы среды. Гостиница оказывает непосредственное воздействие на клиента через факторы маркетинга. К ним относятся: · гостиничный продукт; · цена; · сбыт; · коммуникации; · персонал; · процесс потребления услуг; · окружение. Задача состоит в максимально эффективном использо-вании этих факторов для достижения целей гостиницы. Факторы среды не поддаются непосредственному кон-тролю со стороны гостиницы. Однако они оказывают весьма существенное влияние на поведение кли-ентов. Поэтому их следует постоянно учитывать не толь-ко принимая какое-либо серьезное маркетинговое реше-ние, но и в повседневной деятельности. Среди факторов среды выделяются такие, как: · экономические; · политические; · культурные; · социальные. Экономические и политические факторы в большей мере оказывают влияние на все прочие факторы (социальные, культурные), чем на поведение конкретного человека. Но вместе с тем нельзя игнорировать тог факт, что общее положение с развитием производительных сил и производ-ственных отношений в обществе влияет на поведение по-требителя на рынке. Среди наиболее существенных экономических факторов выделяют такие, как: динамика инфляционных процессов, состояние рынка товаров и услуг, складывающиеся валют-ные курсы, процентные ставки и т.д. Например, инфляция оказывает прямое воздействие на поведение покупателей. Это выражается в том, что они постоянно соизмеряют и оценивают свои действия с точки зрения рационального ис-пользования их денежных средств. Причем степень такого соизмерения находится в прямой зависимости от темпов и характера инфляционных процессов. Следовательно, зна-ние предприятием механизма влияния экономических фак-торов на покупательское поведение позволяет ему не толь-ко прогнозировать вероятные действия клиентов, но и ис-пользовать это влияние в своих интересах. Среди факторов политического характера, существенно влияют на поведение клиентов законы и нормативные акты, принимаемые государством. Факторы культурного порядка оказывают на клиенту-ру самое непосредственное воздействие. Это во многом вызвано тем, что все клиенты живут и действуют в обще-стве, которое вносит определенные поправки в их поведе-ние. Культурная среда, в которой мы существуем, значи-тельно влияет на основные ценности, складывающиеся в обществе, такие, как отношение к риску, личная свобода, по-гоня за успехом, индивидуализм и пр. Поскольку культура определяет ценности общества, а культурные нормы влияют на жизнь людей и их поведение, совершенно ясно, что это имеет важное значение и для мар-кетинга. Необходимо учитывать малейшие сдвиги в разви-тии культуры, предлагая новые туристские услуги. Так, на-пример, наблюдающаяся в большинстве стран тенденция у людей уделять все больше внимания занятиям спортом и отдыху открывает хорошие перспективы для развития ту-ристской сферы. Поведение потребителей всегда находится под влияни-ем социальных факторов, основные из которых: · социальное положение; · референтные группы; · семья; · социальные роли и статусы. Социальное положение человека - его принадлеж-ность к тому или иному социальному классу. Социальные классы - относительно постоянные и однородные под-разделения внутри общества, в которых индивидуумы об-ладают одинаковыми интересами, ценностями, поведени-ем и ведут одинаковый образ жизни. В отличие от куль-турных ценностей, для изменения которых требуются годы, если не десятилетия, классовые ценности могут ме-няться быстрее. Естественно, что для маркетинга мало что дает тради-ционное разделение всего общества на два класса: рабо-чих и крестьян, и прослойку - интеллигенцию. Такой под-ход не отражает всего многообразия социального положе-ния людей в обществе. Социальный класс отличает ряд признаков: занятие, доход, образование, роль в обществен-ной организации труда, отношение к средствам производ-ства, благосостояние и др. Понятно, что такое использование термина «класс» для нас пока непривычно. Однако практически бесспорно, что в России существуют и все более обособляются друг от друга отдельные соци-альные классы потребителей. Проведение специальных маркетинговых исследований позволит выявить дифферен-циацию населения по социальному положению, что позволит лучше оценивать воздействие этого фактора на поведение клиентов гостиниц. Особенно сильное влияние на поведение человека ока-зывают многочисленные референтные группы. Референтная группа - это любая совокупность лю-дей, влияющая на позицию, занимаемую человеком, и его поведение. Таких групп, формальных и неформальных, насчиты-вается великое множество. Некоторые, называемые пер-вичными, невелики и однородны, чтобы все их члены обща-лись друг с другом (например, семья, индивидуальный круг общения, сослуживцы). Более крупными и менее однородными являются вто-ричные группы. Они более формальны. Так, например, люди объединяются в общественно-политические органи-зации, союзы, религиозные движения. Менее крупными, но влияющими на поведение потребителей, являются раз-личные объединения людей - клубы но интересам, спортивные клубы, организации но месту жительства и др. Членам референтных групп свойственно стремление к унификации своего образа жизни, в том числе и в приоб-ретении туристских услуг. Понятно, у молодежи это стрем-ление выражено более ярко, чем у людей с определенным жизненным опытом. Она склонна быстро реагировать на «мнение лидера» в своей неформальной группе, как, впро-чем, и быстро «свергать» его с пьедестала. Однако это не означает, что люди более старшего возраста не находятся под влиянием своего окружения. Проведенные исследова-ния свидетельствуют о достаточно тесной корреляцион-ной связи между принадлежностью покупателя к какой-либо группе и его поведением на рынке. Самой важной референтной группой является семья. Можно выделить два типа семей: ориентирующую и на-правляющую. В первой человек приобретает ориентацию в отноше-нии религии, политики, экономики, а также в отношении личных амбиций, собственного достоинства и любви. Даже если покупатель недолго взаимодействует с родителями, последние оказывают значительное влияние на неосознан-ное поведение. В семьях, где родители продолжают жить со своими взрослыми детьми, их влияние может быть ре-шающим. В семье направляющего типа супруги и их дети под-вергаются более прямому влиянию в их покупательском поведении. Семья является наиболее важной потребительско-покупательской организацией общества. Она требует тща-тельного изучения. В первую очередь - роль и относи-тельное влияние мужа, жены и детей, оказываемое на при-обретение гостиничных услуг. Интерес представляет также определение роли в при-нятии решений каждого члена семьи. Это впоследствии помогает в разработке характеристик гостиничного продук-та, осуществлении рекламной деятельности и мероприя-тий по стимулированию сбыта. Человек принадлежит ко многим референтным группам. Его позиция в каждой из них может быть определена ролью и статусом. Роль заключается в деятельности личности, ожидаемой и выполняемой в отношении окружающих людей. Статус сопровождает каждую роль человека и опреде-ляет степень его уважения со стороны общества. Таким образом, под влиянием социальных факторов при-обретение гостиничных услуг часто происходит не потому, что потребность в них реально существует, а потому, что они под-тверждают социальный статус человека. После того, как мы выяснили характер влияния на пове-дение потребителей гостиничных услуг основных внешних по-будительных факторов, перейдем к рассмотрению порядка воздействия на клиента личностных факторов. Знание личностных факторов имеет исключительное зна-чение для гостиничной деятельности. Это связано с тем, что они оказывают влияние на: · вид предлагаемых услуг; · выбор мест их приобретения; · возможный размер цены, которую потребитель го-тов уплатить за предоставленные услуги; · способы, при помощи которых можно повлиять на клиента и склонить его на свою сторону. Среди наиболее значимых личностных факторов обыч-но выделяют следующие: · возраст и этап жизненного цикла; · род деятельности; · образование; · экономическое положение; · тип личности и самомнение; · образ жизни. На протяжении своей жизни один и тот же человек меняет свои вкусы, желания, ценности и общее поведение. Естественно, что эти изменения отражаются на покупа-тельском поведении. Поскольку человека окружает семья, целесообразно весь его жизненный цикл разделить на этапы, с учетом изменений в семейном кругу.. Люди с течением жизни меняют покупаемые товары. Возрастом и этапом жизненного цикла также обусловле-ны потребности человека в отдыхе и развлечениях. На этой основе фирмы часто определяют сегменты рынка, на ко-торые ориентируются, и намечают соответствующие про-граммы маркетинга. Род деятельности, естественно, также является факто-ром, влияющим на спрос клиентов и их поведение на рынке. Оно будет отличаться у рабочего и инженера, эконо-миста и филолога, и т.д. Поэтому специалистам по маркетин-гу необходимо тщательно исследовать взаимосвязь между профессинальными группами людей и их интересами в приоб-ретении тех или иных гостиничных продуктов. Фирма также может ориентировать свои услуги в расчете на конкретные профессиональные группы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|