Оценка конкурентоспособности товара
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра коммерческой деятельности в торговле КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ» НА ТЕМУ: «Оценка конкурентоспособности товара » (На примере фирмы ООО «СорБит» (сеть магазинов «Компьютер плюс»)) ВЫПОЛНИЛ: студент группы 2/4-ТП(в) Давыдов А. С. ПРОВЕРИЛ: Воробьева Н.В. НИЖНИЙ НОВГОРОД 2005год Содержание: Введение 3-6 Глава 1: Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке 1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 7-9 1.2.Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 9-19 1.3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 19-27 Глава 2: Оценка конкурентоспособности товаров на ООО «СорБит» (сеть магазинов «Компьютер плюс»). 2.1. Методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг 28-31 2.2. Общая характеристика ООО «СорБит» 31-33 2.3. Анализ конкурентоспособности товара ООО «СорБит» 33-41 2.4. Пути повышения конкурентоспособности товаров в деятельности 41-42 ООО «СорБит». Заключение 43-45 Список используемой литературы 46 2 Введение.В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Готовая продукция -- конечный продукт производственного процесса предприятия. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выпол-нять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия. Промышленные предприятия не только производят про-дукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соот-ветствующую запросам потребителя, но и обеспечивают ком-мерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В усло-виях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняют-ся задачи. Предприятиям необходимо знать области сбы-та, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений поку-пателей и потребительских предпочтений. 3 Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ должна быть подчинена главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом. Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе. Результатом создания конкурентоспособной промышленности будет: · Развитие внутреннего рынка и рост ВВП; · Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков; · Стабильные налоговые поступления в бюджет; · Рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья; · Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны; · Занятость населения; · Социальная и политическая стабильность; · Заслуженное положение России на международной арене как великой экономической державы. После экономического кризиса августа 1998 г. многие российские предприятия, выпускающие недорогую и качественную продукцию, обанкротились сразу, либо постепенно становились неплатежеспособными и далее не имели средств и возможностей для выпуска конкурентоспособной 4 продукции. В настоящее время в России далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную продукцию. Самое главное в экономике любой страны - это малый бизнес. Во многих экономически развитых странах, по словам электронных СМИ, доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, доходит до 60%. В этих странах на малых предприятиях работает минимум половина всего населения. Новые предприятия успешно создаются и функционируют, производят качественную и конкурентоспособную продукцию. В России сейчас доля продукции, производимой малыми предприятиями в годовом ВВП, не превышает 12%, а это очень мало. Возникает вопрос: почему в России так мало малых предприятий? Дело в том, что малые предприятия составляют основу экономики любой страны. Поэтому, в экономически развитых странах существует четко сформированная государственная политика поддержки малого бизнеса: льготные кредиты, упрощенная система налогообложения, а в некоторых странах (например, в Объединенных Арабских Эмиратах) малый бизнес вообще не облагается налогами. Существуют четкие методы оценки качества и конкурентоспособности продукции, единые государственные стандарты. В России, в настоящее время, такой четко сформированной государственной политики поддержки малого бизнеса пока нет. Этим и объясняется такой низкий процент малых предприятий в нашей стране. Для развития и успешного функционирования малых предприятий России необходима такая же государственная политика, которая функционирует в экономически развитых странах, Только в этом случае малый бизнес будет успешно развиваться, функционировать и производить конкурентоспособную продукцию [7,с.6]. Что касается крупных промышленных предприятий, то для их развития 5 и успешного функционирования тоже необходима соответствующая государственная программа поддержки: государственное финансирование, как через кредиты, так и через государственные заказы, внедрение новых технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов. Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач: 1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара; 2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара; 3) Оценить уровень конкурентоспособности ООО «СорБит». Объектом исследования является ООО «СорБит». Предмет исследования - конкурентоспособность товаров и услуг данной фирмы на внутреннем рынке. 4) Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых данным предприятием. 6 Глава 1: Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке. 1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности. Конечная цель любой фирмы -- победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет -- зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами -- продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантиро-вана? Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую от-носительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлека-тельность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правиль-ном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения на-чинаются именно здесь. Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой не-которые интегральные характеристики такой оценки для разных конку-рирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает по-казатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков од-нозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связа-ны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условия-ми 7 приобретения и будущего использования товара. Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важ-ных следствий этого положения. 1. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и огра-ничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как челове-ку, как члену той или иной социальной группы и т. д. 2. Покупатель -- главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособ-ности товара должны быть настолько очевидны потенциальному поку-пателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комп-лекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать осо-бенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют мате-риал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально не-развитой аудитории. 3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупате-лем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности. Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара -- это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль терми-ном, за которым 8 выстраивается все разнообразие стратегических и так-тических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Кон-курентоспособность -- не показатель, уровень которого можно вычис-лить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего -- это философия работы в условиях рынка, ориентированная на: · понимание нужд потребителя и тенденции их развития; · знание поведения и возможностей конкурентов; · знание состояния и тенденций развития рынка; · знание окружающей среды и ее тенденций; умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг: · Качество товаров и услуг; · Цена товаров и услуг; · Уровень квалификации персонала и менеджмента; · Технологический уровень производства; · Доступность источников финансирования;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|