Оптовая торговля в Украине
Оптовая торговля в Украине Основными нормативными документами, регулирующими правила осуществления торговой деятельности, являются Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 года № 108 (далее -- Порядок № 108). В соответствии с данным Порядком под торговой деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан по осуществлению купли и продажи товаров народного потребления с целью получения прибыли. Согласно п. 5 Порядка № 108 торговая деятельность может осуществляться в сферах розничной и оптовой торговли, а также в торгово-производственной сфере (общественном питании). Для дальнейшего рассмотрения особенностей оптовой торговли определимся в самом термине «оптовая торговля», значение которого можно найти лишь в письме МВЭСторга Украины от 17.03.98 г. № 5-03/29-192, которое содержит выдержки из проекта отраслевого стандарта Украины «Розничная, оптовая торговля и общественное питание. Основные понятия. Термины и определения». Согласно данному письму оптовая торговля -- это сфера предпринимательской деятельности по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, а также другим субъектам предпринимательской деятельности. Иначе говоря, предприятие оптовой торговли является как бы связующим звеном между товаропроизводителем и предприятием розничной торговли, которое, в свою очередь, связано с конечным потребителем товаров. Представленный материал поможет вам правильно организовать как сам процесс осуществления оптовой торговли, так и процесс ее налогового и бухгалтерского учета. Законодательная база Деятельность субъектов хозяйствования в сфере оптовой торговли регулируется нормами Закона Украины «О предпринимательстве» от 07.02.91 г. № 698-ХП, с изменениями и дополнениями. В соответствии со ст.3 данного Закона субъекты предпринимательской деятельности имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вместе с тем данной статьей установлена необходимость законодательного регулирования особенностей осуществления отдельных видов предпринимательства. Одним из способов такого регулирования является лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность в сфере оптовой торговли, равно как и любой другой сфере, безусловно, должна осуществляться с соблюдением норм Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII, с изменениями и дополнениями. Лицензирование деятельности Виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию, определены Законом Украины «О лицензировании определенных видов деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-111, с изменениями и дополнениями. В соответствии со ст. 9 этого Закона обязательному лицензированию в сфере торговли подлежат такие виды деятельности: торговля огнестрельным оружием и боеприпасами к нему, торговля холодным оружием, пневматическим оружием калибром более 4,5 мм и скоростью полета пули свыше 100 м/сек; торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней; торговля лекарственными препаратами; торговля ветеринарными медикаментами и препаратами; торговля пестицидами и агрохимикатами; торговля специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации; торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 11.09.97 г. № 526/97-ВР обязательному лицензированию подлежит торговля алкогольными напитками и табачными изделиями. Помещения для осуществления оптовой торговли В соответствии с Порядком № 108 для занятия оптовой торговлей хозяйствующие субъекты могут иметь, в частности: оптовые базы -- основные хозяйственные предприятия оптовой торговли, осуществляющие оптовые закупки и поставки (продажу) товаров и предоставляющие торговые услуги предприятиям и организациям розничной торговли, общественного питания и другим субъектам предпринимательской деятельности; товарные склады, склады-холодильники -- обособленные или специально приспособленные помещения для хранения и переработки товарных запасов; склады-магазины, имеющие функциональные площади, к которым относятся торговые и складские площади закрытых и полуоткрытых помещений для хранения и продажи крупногабаритных товаров (мебели, строительных материалов и т. п.). То есть вид помещений, которые будут использоваться субъектом хозяйственной деятельности для осуществления оптовой торговли, будет непосредственно зависеть от характеристик товаров, которые будут выступать объектом торговых операций. Требования к помещениям Независимо от вида осуществляемой торговли субъект хозяйствования должен обеспечить: соответствие производственного помещения (места) или здания для осуществления торговой деятельности необходимым экологическим и санитарно-гигиеническим условиям, а технического состояния помещения (места), здания и оборудования, которые будут использованы для торговой (торгово-производственной) деятельности, -- требованиям нормативных документов относительно хранения, производства и продажи соответствующих товаров, а также охраны труда; постоянное развитие материально-технической базы предприятий, оснащение их современной техникой и оборудованием; выполнение требований, предусмотренных нормами Порядка № 108. И поскольку предприятия оптовой торговли являются в большинстве своем связующим звеном между товаропроизводителем и конечным потребителем товаров, то выполнение указанных требований особенно важно при осуществлении хозяйственной деятельности такими предприятиями. Оформление операций по купле-продаже Операции по покупке и продаже товаров осуществляются на основании заключаемых договоров, а именно: договора купли-продажи, договора мены (товарообмена). Обязательное наличие договоров предусмотрено Гражданским кодексом Украины (далее -- ГК). Договоры могут быть заключены как в письменной, так и в устной форме (статья 42 ГК). Для дальнейших рассуждений мы будем исходить из того, что при осуществлении деятельности в области оптовой торговли договоры должны заключаться в письменной форме. И на то есть веские причины, о которых будет сказано ниже. В ГК Украины отсутствуют требования к информации, которую должен содержать текст конкретного договора купли-продажи (или товарообмена). Да и со стороны нормативно-правовых актов в отношении формы и содержания договоров купли-продажи (или товарообмена) отсутствуют какие-либо требования, кроме договоров, заключаемых в сфере внешнеэкономической деятельности. Типовая форма внешнеэкономического договора, его основные условия, а также примерные образцы их (условий) формулировок приведены в Положении о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденном приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. №201 (далее -- Положение № 201). Требования, изложенные в данном документе, вполне приемлемы и для договоров купли-продажи, заключаемых между субъектами предпринимательской деятельности внутри Украины. Договор купли-продажи товаров Остановимся подробнее на рассмотрении особенностей составления договора купли-продажи товаров. При этом мы будем опираться на требования Положения №201. Так, в договоре купли-продажи должны содержаться следующие разделы: преамбула; предмет договора; количество и качество товара; цена и общая стоимость договора; условия платежей; условия сдачи (приема) товаров; порядок упаковки и маркирования; форс-мажорные обстоятельства; порядок применения санкций и рекламаций; порядок урегулирования споров; изменения и дополнения условий договора; срок действия договора; заключительная часть договора. По договоренности сторон в договоре купли-продажи могут быть оговорены дополнительные условия (страхование груза, гарантии качества, условия передачи технической документации на товар, порядок уплаты налогов, сборов, пошлин и пр.). Преамбула В преамбуле договора указываются место, дата подписания договора, а также полные и точные наименования сторон, заключающих указанный договор, под которыми они официально зарегистрированы. Дата заключения договора означает момент, с которого договорные отношения вступают в силу, т. е. момент, с которого возникают права и обязанности сторон по договору (если в тексте не указан иной срок вступления договора в силу). Наименования сторон (контрагентов), заключающих договор, должны быть подлинны, предельно точны и отражены в тексте в развернутом виде без использования аббревиатуры. Также в преамбуле приводятся сокращенное определение сторон-контрагентов (например, «Продавец», «Покупатель», «Заказчик», «Поставщик») и наименования документов, которыми руководствуются контрагенты при заключении договора: устав предприятия, учредительный договор и т. п. Обычно первым в договоре указывается наименование продавца, вторым -- покупателя. После вступительной части договора следуют условия его выполнения. Как правило, такие условия излагаются в соответствующих разделах, которые будут рассмотрены ниже. Предмет договора Раздел «Предмет договора» является одним из основных разделов договора. В нем указывается вид товара, который предприятие-продавец обязуется продать, а предприятие-покупатель купить, его наименование, количество и качественные характеристики. Наименование товара, поставляемого продавцом, должно быть точным и не допускающим подмены. Если в рамках одного договора предусматривается продажа товаров в ассортименте, то сведения о наименовании и количестве таких товаров указываются в приложении-спецификации, которое должно быть неотъемлемой частью такого договора, о чем делается соответствующая отметка в тексте договора. Для договоров, заключаемых внутри Украины, допускается указание сведений о цене единицы продаваемого товара и общей стоимости договора в разделе «Предмет договора». Что же касается внешнеэкономических договоров, то информация о цене единицы и общей стоимости договора (контракта) должна быть вынесена в отдельный раздел. Количество и качество товара Целесообразно сведения о количестве и качестве продаваемого товара вынести в отдельный раздел договора, в котором необходимо подробно и точно дать качественную характеристику такого товара, указать документы, свидетельствующие о его происхождении и качестве (например, сертификат соответствия). Для внешнеэкономических договоров наличие такого раздела в тексте договора является обязательным. Да и для договоров, заключаемых внутри Украины, оформление информации о количестве и качестве товара в виде отдельного раздела будет не лишним. В случае если будет поставляться штучный товар, в тексте договора следует указать конкретное число, обозначающее количество штук данного товара. Если товар продается на вес, необходимо указать, какой именно вес имеется в виду -- брутто (в таре или упаковке) или нетто (без тары или упаковки). Указывая вес продаваемого товара, предприятию-продавцу следует учесть, что в ряде случаев соблюсти точный вес товара не представляется возможным (например, при поставке на большие расстояния фруктов или овощей). В таких случаях и в зависимости от конкретной ситуации в договоре указывается приблизительный вес продаваемого товара, а именно договорный вес и возможное расхождение в весе при получении товара покупателем. Величина возможного расхождения в весе указывается в виде процента от величины договорного веса товара, например: 5 тонн ± 5 %. Указание размера допустимого расхождения означает, что в случае обнаружения покупателем расхождения, выходящего за допустимые нормы, он вправе требовать от продавца дополнительной поставки товаров или возмещения нанесенного ущерба. В данном разделе, в зависимости от номенклатуры, определяется единица измерения товара, принятая для товаров такого вида (тонна, килограмм, штука и т. п.), его общее количество и качественные характеристики. Особое внимание следует уделить качественным характеристикам продаваемого товара. Это необходимо как продавцу, так и покупателю товара. Для продавца наличие подробного описания товара даст уверенность в том, что со стороны покупателя не будет претензий (если, конечно, продавец выполнит взятые на себя обязательства в отношении качества продаваемого товара). Для покупателя такая информация послужит контролирующим фактором действий продавца в отношении качества проданного товара.
Страницы: 1, 2, 3
|