Основные направления исследований в маркетинге
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ» Кафедра управления и маркетинга в АПК Контрольная работа на тему: «Основные направления исследований в маркетинге» Выполнила: студентка Б-3с 1а Заочного отделения Экономического факультета Михайлова Е.А. Шифр 08053 Воронеж 2010 Вопросы № 1 Сущность и основные направления маркетинговых исследований № 2 Методы проведения маркетинговых исследований № 3 Процедура маркетинговых исследований № 4 Способы сбора информации при проведении маркетинговых исследований № 1 Сущность и основные направления маркетинговых исследований Информация - это средство общения людей, через нее мы получаем сведения об окружающем мире и происходящих в нем процессах. С кибернетических позиций - это совокупность сведений, выступающих объектом передачи, хранения и обработки. Считается, «что рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения». Информация - это совокупность сведений, подлежащих хранению, передаче, обработке и использованию в человеческой деятельности. Такое определение не является полностью бесполезным, так - как оно помогает хотя бы смутно представить, о чем идет речь. Но с точки зрения логики оно бессмысленно. Определяемое понятие «информация» здесь подменяется другим понятием «совокупность сведений», которое само нуждается в определении. При всех различиях в трактовке понятия «информации» бесспорно, то, что проявляется информация всегда в материально-энергетической форме в виде сигналов. Информацию, представленную в формализованном виде, позволяющем осуществлять ее обработку с помощью технических средств, называют данными. Так как материальным носителем информации является сигнал, то можно выделить следующие этапы обращения и преобразования сигналов: 1) восприятие информации; 2) подготовка информации; 3) передача и хранение информации; 4) обработка информации; 5) отображение информации; 6) воздействие информации (рис. 1). На этапе восприятия информации осуществляется целенаправленное извлечение и анализ информации о каком-либо объекте (процессе), в результате чего формируется образ объекта, проводится его опознание и оценка. При этом отделяют интересующую информацию от мешающей (шумов).
Рис. 1. Этапы обращения информации Объект наблюдения и управления На этапе подготовки информации получают сигнал в форме, удобной для передачи или обработки (нормализация, аналогово-цифровое преобразование и т. д.). На этапе передачи и хранения информация пересылается из одного места в другое, либо от одного момента времени до другого. На этапе обработки информации выделяются ее общие взаимозависимости для выбора управляющим воздействием (принятие решений). На этапе отображения информации она представляется человеку в форме, способной воздействовать на его органы чувств. На этапе воздействия информация используется для осуществления необходимых изменений в системе. Информация в системе маркетинга предприятия имеет ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на знании конкретной ситуации, сложившейся на рынке. В процессе анализа, планирования, реализации и контроля действенности маркетинговых мероприятий специалист по маркетингу должен располагать достоверной, подробной и своевременной информацией. Данная информация позволяет получить определенные конкурентные преимущества, снизить финансовый риск, осуществить контроль над состоянием маркетинговой среды и координировать в соответствии с этим деятельность предприятия. в целях организации рационального информационного обеспечения на предприятии создается система маркетинговой информации (СМИ). Основной задачей СМИ является поиск необходимой информации и обеспечение ею лиц, принимающих решения тогда, когда она им нужна, и в такой форме, которая делает ее пригодной для практического применения. Именно поэтому маркетинговую деятельность следует рассматривать как часть объективно существующего и постоянно функционирующего информационного процесса. Основываясь на информации и порождая новые информационные потребности, современный маркетинг не сможет эффективно работать без использования компьютерных технологий, создания развитой информационной базы и системы коммуникаций. Основными принципами формирования и использования информации в системе маркетинга являются; 1) актуальность - реальное отражение в каждый момент времени состояния маркетинговой среды; 2) достоверность - точное воспроизведение объективного состояния и развития производства, рынка и внешней макросреды, при этом множественность источников и анализ полученных сведений на непротиворечивость являются важными средствам борьбы против дезинформации; 3) релевантность - получение информации в точном соответствии со сформулированными потребностями во избежание работы с ненужными данными; 4) полнота отображения - объективный учет всех факторов, формирующих либо оказывающих влияние на состояние и развитие маркетинговой среды; 5) целенаправленность - ориентация данных на конкретные цели и задачи в области производства и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках; 6) согласованность и информационное единство - необходимость такой системы показателей, при которой исключалась бы возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных. Системой маркетинговой информации (СМИ) называют всю совокупность информации, необходимой дли выполнения маркетинговых мероприятий. Ее формирование и функционирование опираются на систему информационною обеспечения маркетинга. Информационное обеспечение маркетинга - это процесс удовлетворения конкретных пользователей в информации, основанный на применении специальных методов и средств ее получения, обработки, накопления и выдачи в удобном для пользователя виде. Как правило, развитая СМИ включает следующие подсистемы: внутренней информации, внешней информации и информации маркетинговых исследований (рис. 2). В практике эти подсистемы часто рассматривают как самостоятельные информационные системы. Система внутренней информации представляет собой совокупность внутренней отчетности предприятия, которая определяет и отражает его хозяйственную деятельность. Внутренняя информация обычно собирается и используется внутри самого предприятия. Бюджеты разрабатываются на основе прогнозирования сбыта и отражают план расхода на каждый товар или услугу в течение года. Данные о сбыте обычно содержат сведения о продажах по отдельным товарам и товарным группам, по каналам реализации, их территориальному размещению. Маркетинговая информация |
| | | | | -система внутрен- | | | | ней информации | | | | -система внешней | | | | | информации | | Комплекс | | Маркетинговая | | -система маркетинговых исследований | | маркетинга | | среда: | | -система анализа | | | | | | маркетинговой ин- | | -товар | | макросреда | | формации | | -цена | | и | | | | -методы | | микросреда | | | | распределения | | | | | | -методы стимулирования | | | Маркетинговые решения | | | |
Рис. 2. Система маркетинговой информации Основой для оценки хозяйственной деятельности являются данные о доходах и расходах, которые содержат полный объем информации. О состоянии и движении финансовых средств предприятия можно судить по данным о дебиторской и кредиторской задолженности. Данные о материальных запасах являются основой для планирования запасов и характеризуют объемы закупок производства, запасов, отгрузок и продаж. Счета клиентов содержат информацию о движении товарных запасов, продажах по регионам, разнообразные характеристики потребителей. К внутренней информации также относятся данные заявок, заказов, договоров и другой первичной документации предприятий. Сохраняемые подробные отчеты о проводимых ранее маркетинговых исследованиях также могут служить для получения полезной информации по различным направлениям маркетинговой деятельности предприятия. Таким образом, внутренняя информация дает возможность не только обнаружить различные проблемы в деятельности предприятия, но и определить пути их решения. Обычно она не используется в отрыве от других видов информации, так как не содержит многих необходимых сведений. Система внешней информации представляет сведения о событиях, происходящих в маркетинговой среде предприятия. Источниками внешней информации могут быть различные правительственные нормативные документы, статистические сборники, периодические издания по различным аспектам маркетинга, книги, монографии и другие непериодические издания экономического профиля, другие материалы. При пользовании внешними источниками информации необходимо выяснить, какие методы применялись при сборе и систематизации данных, насколько они достоверны, надежны и однородны, чтобы избежать ошибок в процессе анализа. Важным источником внешней информации являются беседы с потребителями и поставщиками. Всю маркетинговую информацию можно классифицировать следующим образом. 1. По периодичности или стабильности возникновения: а) постоянная; б) переменная; в) эпизодичная. 2. По назначению: а) справочная; б) рекомендательная; в) нормативная; г) сигнальная; д) регулирующая. 3. По отношению к обработке: а) первичная; б) вторичная; в) производная. Справочная информация носит ознакомительный характер, отражает относительно стабильные признаки объектов маркетинга и представляется в виде системы справочников по фирмам, технико-эксплуатационным характеристикам, ценам, тарифам и т. д. Рекомендательная информация формируется в результате специальных маркетинговых исследований или на основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных. Она содержит прогнозы продажи продукции, приоритеты выбора целевых рынков, информацию об агентах-посредниках, фирмах-поставщиках и т. д. Нормативная информация используется в основном в производственной сфере и включает нормы и нормативы различных элементов производства, а также нормативные законодательные акты. Сигнальная информация возникает обычно в ходе появления отклонений в фактическом поведении объектов маркетинговой среды от запланированного. Регулирующая информация отражает выработанные после установления причин отклонений соответствующие мероприятия с целью их устранения. К первичной информации относится вся информация, собранная в ходе исследования, бесед, интервью, не подвергавшаяся анализу и обработке. Вторичная информация - это информация, подвергшаяся обработке, анализу и изданная в специальных справочниках, комплексных обзорах, периодической и прикладной литературе, годовых отчетах предприятия. Производная информация является результатом переработки первичной, вторичной, любой другой производной информации с целью формирования информации, ориентированной на решение поставленной задачи. Она может формироваться в виде логических выводов и заключений. Ценность всей собранной информации зависит от ее точности и возможности последующего использования. № 2 Методы проведения маркетинговых исследований
Страницы: 1, 2
|