p align="left">Таким образом, в условиях рыночной экономики торговля играет активную роль. С ее помощью производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменениях спроса на продукцию, в результате чего стимулируется производство соответствующих товаров. И, наоборот, торговля побуждает новый спрос, осуществляя рекламу новых изделий и их продвижение на рынке.(7) Торговля - одна из крупнейших отраслей экономики как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал. В ней объединены предприятия оптовой, розничной торговли и общественного питания, численность работающих составляет около 20 % от числа занятых в народном хозяйстве, то есть отрасль обеспечивает рабочими местами порядка 23 млн. человек. Роль торговли в экономической жизни страны весома. КК доля в валовом внутреннем продукте поднялась с 5 % в дореформенный период до 22 % в 2003 году. Удельный вес торговли в совокупном валовом внутреннем продукте превосходит по совокупности все сферы деятельности, занятые выпуском потребительских товаров. В рейтинге основных отраслей и подотраслей экономики по наполнению бюджетной системы торговля занимает одну из ведущих позиций, уступая лишь топливной промышленности. Далее, понятие коммерческой деятельности впервые было сформулировано Гарвардской школой бизнеса в 1958 г. «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования».(4) Суть данной логики можно представить как куплю и продажу товаров, нацеленных на рыночный (покупательский) спрос и получение заслуженной прибыли. Коммерческая деятельность находит отражение в многообразных проявлениях, поэтому необходимо выделить ее основу (базис). Такой подход позволит наиболее точно раскрыть сущность и конкретизировать возможность коммерции в сфере торговли. В работах отечественных специалистов можно встретить различные определения коммерческой деятельности, в числе которых: · коммерция - торг, торговые обороты, промыслы; · коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия, с ориентацией на потребности рыночного спроса; · коммерческая деятельность - все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей; · коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависит конечные результаты предприятия; · коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей с целью удовлетворения потребностей населения и получения прибыли (6). Весьма интересно высказывание основоположника французской административной школы Апри Файоля «Коммерческая искусность характеризуется глубоким знанием рынка и силы соперников, дальним предвидением и практикой соглашения. Коммерческая функция заботится о том, чтобы цены, назначаемые высшим управлением, не были источником опасных заблуждений» (3). Организатор Коммерческой академии в Берлине профессор И.Ф. Шерр в своей знаменитой книге «Учение торговли» выступает с критической фразой: «Настоящая книга всем своим содержанием должна доказать, что коммерческое стремление к наживе не может составить предмет науки о торговле»(9). Зарубежная практика свидетельствует о том, что коммерция - это движущий фактор потребительского рынка. Коммерция рассматривается как система во взаимодействии с каналами закупки, движения и сбыта товара, которые образуют коммерческое дело в широком смысле этого слова. Можно заключить, что коммерция не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свои возможности и сферу влияния торговли. Американскими исследователями М. Портером и Р. Стокож подчеркивается стратегический подход в действиях и решениях задач коммерции. Они считают, что коммерция вышла за пределы ее традиционно узкого влияния и имеет большое значение в стратегической предназначенности. Следовательно, коммерция в своих действиях и выполнении операций неисчерпаема. Проанализировав точки зрения исследователей-экономистов, мы пришли к выводу, что разные толкования коммерческой деятельности определяются ее многоаспектностью. Категория коммерции рассматривается с позиции предпринимателя, бизнесмена, экономиста, финансиста и др. Вместе с тем формирующее положение занимают наука, практика, уровень развития рынков, сфера приложения коммерции. Несмотря на отмеченные различия, тем не менее, многие экономисты сходятся во мнении, что суть коммерции сводится к купле-продаже товаров в сфере обращения с учетом рыночного (покупательского) спроса. Формула коммерческих сделок и товарно-денежных отношений - обмен товара на деньги при продаже и денег за товар при покупке. Купля-продажа товаров, работ, услуг, обусловленная смена форм собственности, нами представляется как важная составная часть коммерческой деятельности. Однако закупка товаров и обменные операции с поставщиками продукции не исчерпывают всего разнообразия коммерческих функций. Комплексный подход к коммерции сводится к охватыванию всех этапов прохождения продукции от производителя до потребителя. При этом коммерческий механизм должен быть направлен на удовлетворение спроса и интересов покупателей. В основе формирующих условий коммерческой деятельности объективной реальностью выступают рыночные отношения и технология продвижения продукции от производителя к потребителю. Коммерция является своеобразным барометром состояния экономики.(11) Однако следует заметить, что не смотря на то, что коммерческая деятельность, пронизав всю экономику, не сводится только к торговле. Здесь нам представляется целесообразным заключить следующее: · в условиях рынка и демократизации экономики любая деятельность является предпринимательской, т.е. осуществляемой по инициативе человека на свой страх и риск. В соответствии с конституцией РФ труд стал свободным. Человек сам определяет, где ему трудиться и на каких началах; · предпринимательскую деятельность необходимо разделить на коммерческую и некоммерческую: - коммерческая деятельность всегда связана с обменом и имеет своей главной целью - получение и распределение между участниками прибыли; - некоммерческая деятельность, хотя и связана с обменом услуг, однако не преследует цель - получение и распределение прибыли, что предусмотрено нормами Гражданского Кодекса РФ. Мы можем четко определить торговлю как коммерческую, обменную деятельность, осуществляемую на инициативных началах с целью получения и распределения прибыли. Теория ориентирована на познании сущности коммерческих явлений, установлении основополагающих предпосылок коммерческой деятельности, выявлении основных факторов и ориентиров развития коммерческого дела. Коммерция ассоциируется с рыночной экономикой и рыночными отношениями. Коммерции и коммерческим процессам свойственны свои правила и принципы. Главный принцип коммерции - соединение коммерческими действиями этапов продвижения продукции от производителя до потребителя, обеспечивая снижение издержек обращения и получения реальной прибыли от продажи продукции. Чем полнее принципы коммерции сочетаются с рыночными экономическими явлениями, тем эффективнее действует коммерческая система. В результате зарождаются благоприятные условия, способствующие динамичному развитию экономики. Механизм коммерции строится на саморегулировании, где определяющая роль диктуется экономическими целями. Коммерческая самостоятельность означает выбор способов и приемов, направленных на развитие хозяйственной деятельности конкретного рынка. Такая позиция ведет к образованию целенаправленного производства и потребления продукции. Коммерция с присущими ей свойствами становится реальной необходимостью рынка. Регуляторами коммерции являются рыночная среда и конъюнктура рынка. Здесь отметим, что сама коммерция, обладает свойствами автономности, регулирует ограниченные материальные ресурсы и денежные средства. В условиях организованного рынка коммерция выступает связующим звеном между субъектами хозяйствования. Рыночное пространство позволяет участникам коммерческого оборота успешно действовать при взаимной заинтересованности, в выгоде продвигаемой и реализуемой продукции.(15) Цель, преследуемая субъектами рынка - получение прибыли. Ее размер зависит и обеспечивается удовлетворением запросов и потребностей покупателей продукции и услуг. Основными участниками коммерческой деятельности являются ее предпринимательские структуры. Поэтому комплекс задач совершенствования коммерческой деятельности субъектов рынка необходимо рассматривать в сочетании с интересами участников рынка: товаров, услуг, труда и т.д. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает существенное влияние на установки и цели предпринимателей на рынке. Демократизация торговли и свобода предпринимательства возродили предприимчивость, индивидуальность и коллективную инициативу, материальную и моральную заинтересованность работников торговли, что активизировало их деятельность на потребительском рынке. Сейчас предприятия сами решают хозяйственные вопросы, осуществляют более выгодные сделки, что повышению их доходности. Изменился характер хозяйственных взаимоотношений торговли с другими объектами инфраструктуры рынка на основе сочетания интересов предприятия и территорий. В этой связи становится актуальным регулирование отношений участников предпринимательской деятельности. В целях обеспечения не только реализации прав граждан, предприятий и организаций на осуществление предпринимательской деятельности, но и их защиты от недобросовестной конкуренции и ущемления прав. Нормативно-правовыми актами регулирования коммерческой деятельности и взаимодействия ее субъектов выступают: Конституция РФ; Трудовой Кодекс РФ; Гражданский, Административный и Уголовный кодексы РФ; Коммерческие договора; Отдельные Постановления, Указы и Положения; Кодекс корпоративного поведения. В обеспечении эффективности и действенности перечисленных документов важная и приоритетная роль отводится государству. Эффективное и устойчивое развитие торговли не возможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию правовой среды, в которой она осуществляет свою деятельность. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования в направлении содействия развитию предпринимательства, применения организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, обеспечение оптимального сочетания государственного и рыночного механизма регулирования. В обобщенном виде к задачам государственного регулирования относятся: разработка, принятие законодательных актов, обеспечивающих правовую основу деятельности и защиту прав собственности предпринимателей; ограничение административного вмешательства в работу предпринимателей; создание свободной конкурентной среды; стимулирование деловой активности; обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесий посредством финансовой, налоговой, инвестиционной политики; борьба с монополистическими тенденциями; соблюдение норм трудового законодательства; регулирование внешнеэкономической деятельности. Направления, формы и методы регулирования постоянно меняются и совершенствуются. На современном этапе эти изменения касаются перехода от административных к экономическим и правовым методам осуществления государством своих функций путем создания соответствующего законодательства, регулирующего отношения в сфере торговли. По мере становления рыночной экономики возрастает роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства сторон имущественно-стоимостные отношения. В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей, путем принятия следующих законов: «Об стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политики и поддержанию новых экономических структур», «О рекламе» и т.д. Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ (вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной, а также ценообразования, налогообложения). К постановлениям Правительства РФ относятся «Правила продаж отдельных видов товаров», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности». Практическая реализация всех актов государственного регулирования, принятых государством, возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный Комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие органы государственного управления в пределах их компетенции. Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Госторгинспекция Министерство экономического развития и торговли РФ. Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, регулирующие и производящие товары и услуги.
Страницы: 1, 2, 3
|