p align="left">Отсюда, функция маркетинга включает в себя действие, содействующее процессу сбыта и реализации продукции. Функция маркетинга объединяет в себя следующие подфункции: · маркетинговые исследования; · планирование политики в области выпуска и ассортимента продукции; · ценообразование; · продвижение товара; · товародвижение и сбыт; · маркетинг менеджмент. В зависимости от сферы действия различают такие виды маркетинга: · маркетинг услуг; · маркетинг организации - деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации; · маркетинг отдельной личности - деятельность, направленная на создание, поддержание либо изменение поведения общественности по отношению к конкретным лицам. Например, политические деятели используют персональный маркетинг в целях повышения своей популярности; · маркетинг места - деятельность, предпринимаемая с целью, например, привлечения туристов в места отдыха, застройки жилых кварталов; · маркетинг идей - деятельность, направленная на проведение прививок, сокращение потребления табачных изделий, алкогольных напитков и т.д. С точки зрения поэтапной интернационализации выделяют внутренний и международный маркетинг. Внутренний маркетинг включает в себя местный маркетинг, когда фирма выходит с товаром на местный рынок. Национальный маркетинг предполагает выход фирмы за пределы того региона, где она расположена, и деятельность на всю страну. Международный маркетинг начинается с простой экспортной деятельности, затем включает в себя создание дочерних фирм, филиалов, отделений в зарубежных странах и завершается созданием международных корпораций с филиалами, разбросанными по всему миру. Высшей точкой развития международного маркетинга является глобальный маркетинг, предполагающий свободное перемещение товаров, рабочей силы и капитала по всему миру. По виду деятельности различают: · финансовый маркетинг; · инновационный маркетинг (в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау); · промышленный (в области производства и удовлетворения потребности в промышленной продукции); · маркетинг в сфере услуг. Вид маркетинга определяется также состоянием спроса. С этой точки зрения выделяют следующие виды спроса: отрицательный, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный и отсутствие спроса. 3. Основные функции маркетинга 1. Аналиическая функция: Вся экономическая система общест-ва функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Та-ким образом, изучение рынка -- это первое, чем должен зани-маться специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, ем-кость, спецификация, количество конкурентов, состояние спро-са-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже. На любом рынке имеется множество потребителей, которые могут заинтересоваться продукцией или услугой компании. И здесь главное -- определить среди них свою группу, т.е. провести сегментацию рынка. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в этой облас-ти, но общим является изучение: во-первых, структуры потребителей -- по количеству, если это отдельные покупатели, и ве-личине, если это фирмы, по возрасту и полу, образовательному цензу, социальному положению, а во-вторых, запросов потреби-телей -- объем закупок, реакция на появление новых товаров и на изменение цен. Затем необходимо изучить товарную структуру, чтобы опре-делить существующий ассортимент и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие намерено предложить, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требо-вания к качеству товаров. Одновременно изучаются компании-конкуренты: товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на будущее в плане конкуренции продукции. 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ. Производственная функция маркетинга включает три подфункции: · Организацию материально-технического снабжения: Материально-техническое снабжение - это наиболее существенный элемент обеспечения производства. В условиях рыночной экономики предприятие обеспечивает свои потребности посредством закупки необходимых материально-технических ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка. Перед службой снабжения стоят достаточно сложные задачи, т.к. она должна обеспечить: · скоординированные с планом производства по срокам и объемам поставки элементов материально-технического снабжения; · наличие альтернативных источников снабжения; · регулярность и определенную равномерность поставок во избежание затоваривания складского хозяйства, что неизбежно увеличивает накладные расходы; · удовлетворительное качество поставляемого сырья · долговременный и устойчивый характер хозяйственных связей с поставщиками. Система материально-технического снабжения, которую в зарубежной литературе часто идентифицируют с понятием «закупочная логистика», оказывает существенное воздействие на накладные расходы и тем самым на себестоимость готовой продукции. Идеально, когда предприятие вообще не имеет развитого складского хозяйства и заготовительного производства. Избыточные запасы могут резко понизить скорость оборота капитала, ухудшить финансовое положение и конкурентные позиции компании. Поэтому очень многие предприятия на Западе, в США и особенно в Японии активно переходят на систему снабжения, получившую название «точно в срок». В рамках этой системы поставщик и заказчик согласовывают суточные и даже почасовые графики поставки комплектующих и материалов. · · Управление качеством и конкурентоспособностью товаров: Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов, только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначному понятию, как ка-чество. В быту качество часто понимают прежде всего как отсутствие яв-ных дефектов или брака. Более строгое требование -- соответствие стан-дартам. Однако этого тоже недостаточно. Товар должен удовлетворять явным ожиданиям потребителя - технически, эксплуатационно, эсте-тически, по цене. А если он еще сможет способствовать удовлетворению высших потребностей - статусных, духовных - успех его на рынке бу-дет обеспечен. Качество товара в маркетинге -- это степень удовлетворения по-требности, решения проблемы потребителя. В этой связи качество оценивается комплексом потребительских параметров товара: а) нормативных; б) сопоставимых «жестких», т.е. хорошо измеримых в конкретных единицах, и в) «мягких» - оцениваемых экспертным пу-тем в баллах. Прежде всего важно, чтобы наш товар не выходил по своим показа-телям за пределы жестко установленных нормативов (например, по ток-сичности, пожароопасности и другим параметрам), соблюдение которых является предметом внимания законодательства о защите потребителей, если нормативные требования соблюдены, то сопоставляются так называемые жесткие потребительские параметры: производительность, энергопотребление, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис. 1. Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: · если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам; · если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности. Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем. Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом. Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач. Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д. · Организацию производства новых товаров. В условиях острой конкурентной борьбы победа предпри-ятия на товарном рынке может быть обеспечена только твор-ческой работой в лабораториях и конструкторских бюро, про-изводственных цехах и на участках контроля качества про-дукции. Если совместными усилиями всех производственных и функциональных служб удается создать оригинальный но-вый товар, то он вытягивает пред-приятие с запасных путей на магистральное направление рыночного успеха. Особое внимание обращается на организацию производ-ства товаров рыночной новизны. Они открывают перед потребителями возможности удовлетворения совершенно новой потребности (это так называемые пионерные товары); под-нимают на качественно новую ступень удовлетворение уже известной потребности; позволяют значительно более широ-кому кругу покупателей удовлетворять на определенном уров-не известную потребность. Производство товаров рыночной новизны -- ключевой фактор коммерческого успеха еще и потому, что позволяет предприятию занимать на рынке в течение определенного периода монопольное положение и получать более высокую, по сравнению со средней по отрасли, прибыль, норму и мас-су прибыли. Главное при создании нового товара, товарной системы исходить не из абстрактных потребностей среднестатистического покупателя, а из конкретных желаний и потребнос-тей реальных конечных пользователей. В случае создания товаров рыночной новизны пред-приятие получает ряд достаточно долговременных пре-имуществ перед конкурентами. Реализация концепции но-вого товара и его разработка связаны с большим объемом творческой работы с весьма незначительным на первых порах КПД. Все выдвинутые идеи новых товаров сравнивают между собой по критериям примерно так же, как при сравнитель-ной оценке конкурентоспособности товаров. При положитель-ных результатах принимается решение об осуществлении определенных проектов и создании установочных партий но-вых товаров. Перед запуском нового товара в массовое про-изводство очень часто его подвергают рыночному тестиро-ванию, т.е. организуют пробные продажи на выбранных рын-ках. В первую очередь это относится к товарам индивидуаль-ного потребления. Значительно реже пробные продажи про-ходят товары производственного назначения из-за сложнос-ти организации такого рыночного тестирования и высокой его стоимости. Новые товары производственного назначения, особен-но машины, оборудование, приборы и т.п., рекомендуется передавать на безвозмездной основе для испытаний потен-циальным потребителям. Результаты таких испытаний дают бесценную информацию для предприятия-изготовителя, ко-торая позволяет довести новое изделие по техническому уровню и качеству до уровня самых строгих требований рынка. Эти подфункции нужно рассматривать как своеобразное триединство, позволяющее предприятию, использующему в своей производственно-коммерческой деятельности маркетин-говое управление, добиваться долговременного успеха при проведении целенаправленной товарной политики на внутрен-нем и внешнем рынках.
Страницы: 1, 2, 3
|