Основные задачи и функции логистики
План 1. Исторические предпосылки и этапы развития логистики. 2. Ключевые логистические функции: поддержание стандартов в обслуживании потребителей, управление закупками, транспортировка, управление запасами, управление процедурами заказов, управление производственными процедурами, ценообразование, физическое распределение. Их сущность и значение. 3. Понятие «тянущих» и «толкающих» систем в логистике. 4. Порядок обоснования выбора поставщика. 5. Стратегия сбытовой логистики на сельскохозяйственном предприятии. 6. Управление системой доставки сельскохозяйственной продукции. 7. Ценовые стратегии в логистике. 1. Исторические предпосылки и этапы развития логистики Логистика -- это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием, другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе продвижения сырья и материалов к производственному предприятию, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. По мнению ряда западных ученых, логистика как наука возникла в военной сфере к середине XIX в. Позже, во время Второй мировой войны, принципы логистики активно использовались в материально-техническом снабжении армии США. В экономике логистика получила распространение в 60--70-е годы XX в. в связи с развитием коммуникационных технологий. Сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволил увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. В зарубежной литературе выделяют три периода развития систем товародвижения материальной продукции: дологистический, периоды классической логистики и неологистики. Дологистический период -- до 60-х годов XX в. -- характеризовался тем, что отдельные элементы логистического подхода применялись для снижения затрат, например, в производстве, транспортировке, складировании, а общая идея управления материальными потоками не была востребована. В этот период возникли предпосылки для внедрения логистической концепции: рост запасов и транспортных издержек; увеличение транспортных тарифов; развитие военной логистики; необходимость оптимизации производства в связи с развитием нерельсового транспорта, особенно автомобильного; появление маркетинга. Период классической логистики (с начала 60-х годов) характеризуется созданием логистических систем как альтернативы организации оптимальных перевозок. Выделяют три подхода к созданию этих систем в зависимости от применяемых критериев оптимальности. При первом подходе -- концепция общих затрат в физическом распределении -- за критерий оптимальности принимали минимум общих затрат на материальное распределение продукции. Основная идея концепции заключалась в перегруппировке затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю для того, чтобы общий их уровень уменьшился. Классический пример такого подхода -- переход в перевозке грузов с автомобильного на воздушный транспорт, что позволяет избежать или значительно уменьшить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты собственно на транспортировку возрастут, общий их уровень в распределительной сети уменьшится. Ориентация на минимизацию общих затрат на основе использования внутрифункциональных компромиссов дала положительный эффект. Вместе с тем ряд объективных факторов стимулировал дальнейшее развитие логистики. Основные из них -- жесткая конкуренция между производителями, вызванная переходом от концепции рынка продавца к концепции рынка покупателя, спад производства в 60-е годы, развитие компьютерных технологий, пересмотр роли запасов в экономике. В конце 60-х годов был сформулирован второй подход к формированию логистических систем, который получил название «бизнес-логистика». Критерием оптимальности при этом подходе стало извлечение максимальной прибыли из логистических операций, а область действия компромиссов сориентировали одновременно и на затраты, и на спрос в пределах одной фирмы. Однако и этот подход имел определенные ограничения. Акцент на внутрифирменные функции логистики при значительно меньшем внимании к аналогичным функциям, выполняемым другими фирмами -- участницами того же логистического процесса, ущемлял интересы последних, поэтому в конце периода классической логистики произошли изменения ее концепции. Критерием оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Начало периода неологистики, или логистики второго поколения, можно датировать 80-ми годами XX в. Определяющая идея этого периода -- максимальная интеграция функций организации и ее партнеров в так называемой полной логистической цепи «закупки -- производство -- дистрибьюция -- продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами. В этот период происходят существенные изменения в мировой экономике, объясняющие причину признания логистики важнейшим инструментом современного менеджмента. Основные из них: * прогресс информационных технологий и широкое распространение персональных компьютеров; * глобализация мировой экономики; * изменения в транспортном, торговом, таможенном и других законодательствах развитых стран; * развитие и распространение философии всеобщего управления качеством; * рост союзов, кооперации и интеграции в бизнесе. Развитие логистики за рубежом показывает, что она становится действенным инструментом в конкурентной борьбе для многих организаций. Фирмы, которые используют концепции логистики, как правило, имеют более прочное положение на рынке. 2. Ключевые логистические функции: поддержание стандартов в обслуживании потребителей, управление закупками, транспортировка, управление запасами, управление процедурами заказов, управление производственными процедурами, ценообразование, физическое распределение. Их сущность и значение Логистическая функция -- это укрупненная группа логистических операций. Логистические функции делятся на три большие группы базисные, ключевые и поддерживающие. В качестве ключевых логистических функций выделяют: поддержание стандартов обслуживания потребителей; управление закупками; транспортировку; управление запасами; управление процедурами заказов; управление производственными процедурами; ценообразование; физическое распределение продукции. Функция поддержания стандартов обслуживания потребителей обеспечивает заданное качество продукции. Распределение товаров и послепродажный сервис -- важнейшие задачи логистического менеджмента любой фирмы. Значение управления закупками в логистике трудно переоценить. От успешного решения задач, стоящих перед этой ключевой функцией, -- выбора поставщиков, планирования потребностей в ресурсах, определения сроков и объемов поставок, выбора транспорта и т. д. -- зависит эффективная и бесперебойная работа предприятия. Помимо этого, правильный выбор поставщика, учитывающий его местоположение, надежность, качество поставляемой им продукции, в значительной степени влияет на величину логистических издержек. Транспортировка -- одна из ключевых логистических функций, так как без нее практически не существует материального потока. Включает не только перевозку грузов, но и организацию погрузки-разгрузки, экспедирование грузов, выбор вида транспорта, оптимизацию маршрутов движения и т.д. В связи с тем что в некоторых отраслях экономики на транспортировку приходится 2/3 суммарных логистических издержек, значение этой функции очевидно. Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции -- это создание, контроль и регулирование уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Обычно имеется потребность в определенных запасах материальных ресурсов или готовой продукции, играющих роль звена, сглаживающего неравномерность спроса, производства или снабжения. Нивелируя риски сбоев в производстве или снабжении, запасы в то же время могут привести к замораживанию значительных финансовых средств, поэтому в логистике уделяется большое внимание их оптимизации при сохранении требуемого уровня обслуживания потребителей. Управление процедурами заказов -- это установление порядка их получения и обработки, определение времени поступления готовой продукции или услуг, координация работ по доставке и продаже готовой продукции потребителям. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент) заключается в эффективном управлении материальными потоками в процессе производства. Под эффективным управлением здесь понимают управление, приводящее к снижению затрат и повышению качества продукции. Поставленные задачи решаются, например, с помощью микрологистических систем «точно в срок», «Канбан» и т. д. Ценообразование -- функция, определяющая логистическую стратегию, которая задает уровень общих логистических издержек, составляющих значительную часть цены готовой продукции. Физическое распределение продукции -- комплексная логистическая функция, составная часть процесса дистрибьюции. Заключается в физическом перемещении и хранении готовой продукции производителями и (или) посредниками. 3. Понятие «тянущих» и «толкающих» систем в логистике Концепция MRP возникла в конце 60-х годов. Она представляет собой определенный алгоритм действий по планированию материальных потоков и позволяет рассчитывать объем и ассортимент требуемых материалов, а также время их производства или поставки. Концепция реализуется через так называемые «толкающие системы». Толкающая система -- это такая организация движения материального потока, при которой компоненты и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с заранее составленным графиком. Материальные ресурсы и полуфабрикаты «выталкиваются» из одного звена производственной логистической системы в другое. Аналогично готовая продукция «выталкивается» в дистрибьюторную сеть (рис. 1). Недостаток «толкающей» системы -- неполное отслеживание спроса и, как результат, обязательное создание страховых запасов для предотвращения сбоев в производстве. Хранение запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств предприятия, что приводит к увеличению себестоимости продукции. Сторонники данной концепции, тем не менее, отмечают большую устойчивость «толкающей системы» при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков по сравнению с «тянущей системой». Рис. 1. Блок-схема системы MRP Концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT) -- производство товаров или услуг в момент потребности в них, не раньше и не позже. В случае поставки или производства ранее требуемого срока будут создаваться запасы, позднее -- потребитель вынужден будет ждать. Цель JIT-- удовлетворение спроса немедленно, с установленным качеством и без потерь (убытков). Более полно JIT можно определить следующим образом. Концепция представляет собой упорядоченный подход к производству товаров и услуг с целью повышения общей производительности и снижения потерь. Она обеспечивает рентабельное производство и поставку необходимого объема продукции при определенном качестве, в нужное время и место, при использовании минимального количества средств, оборудования, сырья и трудовых ресурсов. Концепция «точно в срок» зависит от баланса между эластичностью поставок и потребления. JIT основана на управлении запасами без какого-либо ограничения их минимума, потоки материальных ресурсов синхронизированы с потребностью, заданной планом выпуска продукции. Для лучшего понимания отличий традиционного подхода к управлению запасами и концепции «точно в срок» сравним две простые производственные системы (рис. 2). Традиционный подход предполагает, что на каждой стадии производственного процесса часть продукции должна поступать в запасы, чтобы «самортизировать» новую стадию производства, которая со временем переработает часть запасов и направит их в следующие буферные запасы. Эти буферы существуют не случайно, они изолируют стадии производства друг от друга. Так, например, если стадия А прекратит производство по каким-либо причинам (скажем, поломка машин), стадия В может продолжать работу какое-то время. Стадия С сможет работать дольше, так как имеет в своем распоряжении два буферных запаса. Следовательно, чем больше буферные запасы, тем выше изоляция стадий, поэтому меньше разрыв в производственном процессе в случае непредвиденных ситуаций, то есть обеспечивается непрерывность процесса. Но это приводит к дополнительным затратам: происходит замораживание оборотных средств и снижение пропускной способности производства (замедление обслуживания заказчиков).
Страницы: 1, 2
|