p align="left">В то же время необходимо разработать новый, конкурентоспособный набор платных образовательных услуг (курсов, методик, учебных программ и технологий обучения), с которыми выйти на свободный рынок. Осуществление указанных стратегических направлений развития позволит НОУ "МОЙ МИР" увеличить доходную часть бюджета и создать условия для расширения объемов предоставляемых услуг, повышения их качества, совершенствования материального и кадрового обеспечения и т. п. Главная задача разработки конкурентной стратегии НОУ "МОЙ МИР" - определение и отбор наиболее приемлемых планов развития организации, направленных на эффективное распределение и ресурсного потенциала и на адаптацию к внешней среде в условиях конкуренции. Разработка стратегии начинается с формулировки миссии организации. Миссия НОУ "МОЙ МИР" определённая уставом, а также со слов руководства и учитывающая основные направления деятельности фирмы, рабочие принципы во внешней среде и культуру организации комплексно представлена в таблице 1. Таблица 1 Миссия организации |
Элементы миссии | Цель | | 1. Основные направления деятельности | Удовлетворение общественных потребностей в образовательных услугах | | 2. Рабочие принципы во внешней среде | Связи с представителями внешней среды основаны на принципах честности, взаимовыгодности и бесконфликтности. | | 3. Культура организации | Создание и поддержание хорошего психологического климата в коллективе. Поощрение творчества и инициативы. | | |
Соблюдение принципов существования, заложенных в миссии, действительно является прикладным императивом, а не пустыми словами, хотя осознанно на предприятии об этом никто не задумывается. Основные моменты миссии более детально отражаются в целях организации. Состав целей также определяется особенностями рыночной ситуации, специфики отрасли и имеющимся у фирмы потенциалом. Классификация целей НОУ "МОЙ МИР" представлена в таблице 2. Таблица 2 Классификация целей организации |
Цель | Характер целей | | 1. Обновление основных производственных фондов | Стратегическая, функционирование, производственно-техническая, количественная, основная. | | 2. Создание кадрового резерва (возможно из учеников) | Стратегическая, функционирование, организационная, кадровая, качественная, основная. | | 3. Создание функции маркетинга | Оперативная, развитие, организационная, маркетинговая, качественная, основная. | | 4. Сохранение имиджа | Тактическая, функционирование, рыночная, маркетинговая, качественная, основная. | | 5. Освоение новых видов деятельности | Тактическая, развитие, организационно-техническая, производственно-технологическая, побочная. | | 6. Компьютеризация | Оперативная, функционирование, техническая, технологическая, количественная, побочная. | | 7. Увеличение доли рынка (числа обучающихся) | Оперативная, функционирование, рыночная, маркетинговая, количественная, основная. | | 8. Ремонт здания (трубопроводов, крыши) | Оперативная, функционирование, организационно-техническая, технологическая, качественная, основная. | | 9. Проведение рекламной кампании и PR-акций | Оперативная, функционирование, рыночная, маркетинговая, сбытовая, качественная, основная. | | 10. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости | Стратегическая, функционирования, экономическая, финансовая, количественная, основная. | | 11. Обеспечение приемлемого уровня оплаты труда | Оперативная, функционирования, социальная, кадровая, количественная, основная. | | 12. Поддержание хорошего производственного и психологического климата | Оперативная, функционирование, организационно-социальная, кадровая, качественная, основная. | | 13. Формирование эффективного менеджмента | Тактическая, функционирование, организационная, кадровая, качественная, побочная. | | 14. Ориентация на инновации и творчество | Оперативная, развитие, организационная, инновационная, качественная, побочная. | | 15. Увеличение прибыли и рентабельности | Стратегическая, развитие, экономическая, количественная, побочная. | | |
Если учесть возможности и проблемы, стоящие перед предприятием, которые были выявлены во втором разделе проекта, то для реализации представленных в таблице целей можно предложить следующие конкурентные стратегии дальнейшего развития: 1. Стратегия роста рынка со смещением приоритетов на маркетинговых усилиях; 2. Развитие в заданном русле с решением текущих вопросов (обновление основных производственных фондов, создание кадрового резерва); 3. Развитие предприятия в направлении стратегии диверсификации видов деятельности (внедрение новых специальностей); 4. Развитие предприятия на принципах оборонительной стратегии с целью удержания позиций на рынке (создание стратегических альянсов, объявление намерений); 5. Стратегия отступления и отхода (вложение денежных средств в деятельность в большей нормой доходности на стороне). Завершающим этапом процесса выбора стратегии является определение наиболее привлекательных вариантов дальнейшего развития предприятия. Определение производится в зависимости от внешних и внутренних условий представленных в таблице 3. Таблица 3. Состав факторов, учитываемых при выборе стратегий |
Фактор | Влияние фактора | | 1. Риск (отклонение действительных результатов от ожидаемых) | Степень риска не должна превышать 25%. | | 2. Величина финансовых средств | Располагаемые финансовые средства не более 50000 рублей. | | 3. Отношение персонала предприятия к возможным изменениям | Со стороны персонала не должно быть сопротивления. | | 4. Предполагаемые результаты деятельности | Укрепление конкурентных позиций на рынке. Увеличение прибыли на 15% в год. Увеличение периода оборачиваемости оборотных активов. | | 5. Период окупаемости | Не более трёх лет | | 6. Позиции на рынке | Как минимум сохранение доли рынка по существующим специальностям. Увеличение числа учащихся. | | 7. Влияние курирующего министерства | Должно учитываться согласие министерства. | | |
Определяющим условием успешной реализации стратегии в части активизации деятельности НОУ "МОЙ МИР" по предоставлению платных образовательных услуг является правильный выбор их конкретного вида, призванного стать базисом стратегического развития организации. Для этого необходимо проанализировать структуру спроса и предложения на рынке услуг дополнительного профессионального образования. С учётом представленных факторов наиболее привлекательно выглядит стратегия диверсификации новых видов деятельности. Для её реализации можно предложить следующие действия: 1. Организация подготовки по специальности "фотограф"; 2. Организация подготовки по специальности "маникюрша"; 3. Организация подготовки по специальности "часовщик"; 4. Организация групп вечерников и групп переподготовки кадров по существующим специальностям; 5. Организация подготовки по специальности "слесарь-наладчик швейного производства". Заключение Современный маркетинг образовательных услуг - это, концепция управления, определяющая деятельность и цели учреждения в сфере оказания качественных образовательных услуг, задаче удовлетворения потребностей и сохранения общества. А также маркетинг образовательных услуг, это непосредственная деятельность по удовлетворению потребностей общества, то есть совокупность разнообразных приемов, методов и инструментов организации работы. Кроме того, маркетинг образовательных услуг, это социальная техника, опирающаяся на применение методов маркетинга в сфере общественных и межличностных отношений. В результате, подводя итог проведенному в работе анализу, можно сказать, что НОУ "МОЙ МИР" достаточно успешно функционирует на рынке образовательных услуг города Благовещенска. Некоторые отрицательные моменты имеющиеся в работе организации, могут быть устранены в ближайшем будущем. Технология разработки маркетинговой стратегии НОУ "МОЙ МИР" включает следующие шаги: Аспектный анализ внешней и внутренней среды образовательного учреждения средствами SWOT-анализа: выделение сильных и слабых сторон образовательного учреждения и конкурентов, возможностей и опасностей окружающей среды. Определение маркетинговых целей: удовлетворенность образовательными услугами; сформированность образовательных потребностей школьников и их родителей. Цели стратегии должны увязываться с гуманитаризацией маркетинговой деятельности, призванной не только удовлетворить, но и сформировать потребность школьника к самопознанию, осознанию роли человека в обществе. Библиографический список 1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов - М., 2002 2. Арасланов Т. Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения // Маркетинг в России и за рубежом. № 2. 2004. 3. Афоничкин А. И., Горелик О.М., Волохин С.Б.Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на примере Самарской области) // Маркетинг образовательных услуг. М.: МЭСИ. 2002. - 69 с. 4. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций - М., 2003 5. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: "Финансы и статистика", 2002. - 206 с. 6. Бердникова Т.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: "Финансы и статистика", 2002. - 623 с. 7. Голубков Е. П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. № 5. 2003 8. Ганаева, Е.А. Некоторые аспекты достижения конкурентоспособности образовательных учреждений /Е.А.Ганаева //Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. ч. 1- С. 391-397. 9. Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. СПб и др.: ПИТЕР, 2003. - 249 с. 10. Миронова Н. В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. № 4. 2003. 11. Полипенко Н.Н, Татарский Е.Л. Основы маркетинга: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|