p align="left">Согласно ежегодно публикуемым данным Программы развития ООН, в 2002 году Австралия заняла 5-е место среди 173 учтенных государств, оставив позади США и большинство стран Европы, по индексу человеческого развития, который учитывает уровень образования, доход, продолжительность предстоящей жизни, ожидаемую при рождении (Россия в этом ряду оказалась на 60 месте). При этом доля австралийских граждан, имеющих высшее образование, составляет 80 процентов - это 3-й в мире показатель. Эффективно налаженная в стране система образования обуславливает появление талантливых специалистов и широкое развитие научной мысли. К слову, с 1915 года Нобелевская премия была присуждена 6 гражданам Австралии за исследования в области химии, физики и медицины. Последний из лауреатов - профессор Мельбурнского университета Питер Доэрти, который в 1996 году совершил открытие в сфере физиологии, установив механизм распознания иммунной системой инородных микроорганизмов и вирусов. В 1997 году он был признан в Австралии «человеком года». Свою роль также призвана сыграть развертывающаяся в последние годы микроэкономическая реформа. Она рассматривается как ключевое звено в обеспечении будущего благосостояния австралийцев. Реформа направлена на создание стимулов к большей производительности. А это в свою очередь ключ к обеспечению более высокого уровня жизни. Это подразумевает совершенствование использования ресурсов - природных, финансовых и людских. Одновременно микроэкономическая реформа призвана дать обществу больше ценностей, выше качество и более широкий выбор. Таким образом, микроэкономическая реформа играет важную роль в повышении благосостояния и расширении возможностей. Ряд шагов реформы уже был осуществлен, а ряд еще предстоит реализовать. Австралия добилась больших достижений в сфере реформы финансовых рынков и налогообложения, защиты первичных и производящих отраслей, авиации, морского транспорта, телекоммуникаций и государственных предприятий. Дальнейшие меры охватывают автодорожный и железнодорожный транспорт, производство и распределение электроэнергии, взаимное признание Содружеством, штатами и территориями стандартов и правил, и рынок труда. Если обобщить вышесказанное и выделить главное, то экономический портрет Австралии сегодня выглядит следующим образом: · В стране насчитывается 2,4 миллиона «бизнесов», из которых 880 тыс. нанимают работников · Австралийские предприятия в настоящее время дают рабочие места 46,4% населения страны (42% - в 1951 г., 37% - в 1901 г.) · Общий доход всех отраслей и «бизнесов» в 2004 г. составил около 1,9 трлн. долл. · Общие активы всех «бизнесов» и отраслей в этом году насчитывают 3,5 трлн. долл., не включая частное жилье (еще 1,4 трлн.) · Средняя доходность австралийского бизнеса 14% (доход до уплаты налогов на фонды акционеров), что чуть больше половины того, что есть в США · Австралия производит 1,3% мирового производства товаров и услуг · Из 20 стран с наивысшим уровнем жизни, у двенадцати население меньше, чем у Австралии · 50 крупнейших отраслей (из 465) обеспечивают 59% всех доходов промышленности, на долю 50 наиболее мелких приходится менее 0,6% · Общий размер ВВП - 466,4 миллиарда долларов США · Размер ВВП на душу населения - 21,5 тысяча долларов США (2005) · Объемы (в австралийских долларах): экспорта - 119,4 миллиарда; импорта - 127,6 миллиарда; экспортируемого капитала - 445,9 миллиона; импортируемого капитала - 853,5 миллиона (2003 г.) · Основные торговые партнеры: Япония, США, Республика Корея, Китай, Новая Зеландия, Великобритания. · 70% австралийского ВВП в 2000 г. создается в сфере услуг (в 1900 г. - 51%) · Первой экспортной отраслью Австралии была угледобыча: в 1792 г. уголь был продан американскому судну, в 2000 г. уголь является крупнейшим отдельно взятым экспортным товаром · В 1900 г. крупнейшей отраслью в мире было сельское хозяйство, которое в 1950 г. обошло промышленное производство, оставаясь на первом месте и в 2000 г. Однако в США в 1998 году сектор недвижимости и бизнес-услуг вышел вперед производства. В Австралии это произойдет в 2006 году · Наиболее зависимыми от первичных отраслей (сельское хозяйство и горнодобыча) штатами являются Западная Австралия (21% от ВВП) и Северная Территория (17%), наименее зависим - Новый Южный Уэльс (4%) В целом, как можно видеть, экономика Австралии развивается успешно. Лучше многих других, показывая достаточно высокую устойчивость. Прогнозы и перспективы среднесрочного развития также выглядят благоприятными. Правда, как водится, не все выиграют от этого, но это уже совсем другой вопрос. 1.3. Политико-правовое устройство Австралии Конституционные основы государственного устройства. Система органов власти и управления основана на принципах федерализма и парламентаризма. 1 января 1901 шесть самоуправляемых британских колоний - Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия и Тасмания - объединились на федеративных началах и образовали Австралийский Союз. Эти шесть колоний остались первыми штатами новой федеральной системы. Кроме того, выделены две территории - Северная территория и Австралийская столичная территория, которые на протяжении всей истории были непосредственно подчинены национальному правительству Союза, а ныне обладают властными полномочиями, сопоставимыми с полномочиями правительств штатов. Институты законодательной, судебной и исполнительной власти федерального правительства Союза сосредоточены в столице страны Канберре. Акт британского парламента, создавший федеративный Союз, даровал Австралии собственную конституцию, которая сформулировала принципы распределения власти между Союзом и отдельными штатами. В компетенции федеральных органов власти находятся в основном традиционные функции "общенационального" характера: оборона, внешняя политика, иммиграция, международная торговля, выпуск национальной валюты, почтовая служба и т.д. Ряд этих функций носит эксклюзивный характер, большинство же формально совпадают с властными полномочиями штатов, хотя в случае расхождения федерального и местного законодательства федеральные законы имеют верховенство над законами штатов. За штатами закреплены все иные полномочия, не делегированные Союзу. С момента образования Австралийского Союза роль федерального правительства неуклонно возрастала. Это происходило отчасти за счет принятия новых поправок к конституции, хотя на практике провести подобные поправки довольно трудно: для этого требуется получить большинство голосов на референдумах в четырех из шести штатов, а также простое большинство голосов на общенациональном уровне. Лишь восемь из сорока двух предложенных на референдумах поправок удалось провести. Некоторые из них, тем не менее, упрочили власть центрального правительства - например, поправка 1946 о расширении льгот по социальному обеспечению и поправка 1967 о государственной помощи австралийским аборигенам. Постановления Высокого суда, который осуществляет надзор за конституционностью новых законов, также способствовали усилению федерального правительства. В то же время попытки федерального правительства навязать свою волю тем или иным штатам не получают поддержки среди избирателей. Национальное законодательное собрание (парламент) состоит из двух палат: палаты представителей, где партия большинства формирует правительство, и сената, в котором каждому штату принадлежит равное число мест. Исполнительная власть. Главой государства в Австралии номинально является британский монарх, чьи полномочия формально делегируются генерал-губернатору, назначаемому монархом по представлению австралийского правительства. Этот номинальный глава государства как правило действует лишь с ведома правительства, в частности - премьер-министра. В 19 в. Австралия стала первой страной, где взрослым гражданам было предоставлено всеобщее избирательное право (впрочем, до недавнего времени имущественный ценз сохранялся при выборах в верхние палаты парламентов в ряде штатов и при выборах в некоторые органы местного самоуправления). Кроме того, в австралийских колониях впервые в мировой истории использовались заранее отпечатанные бюллетени для тайного голосования. В настоящее время избирательным правом обладают граждане, достигшие 18 лет. За исключением выборов в большинство местных советов, регистрация избирателей и участие в выборах носит обязательный характер. Неучастие в выборах без уважительной причины (например, по болезни) наказывается штрафом. Так что 95% явка избирателей при выборах в федеральный парламент и парламенты штатов является в Австралии нормой. Судебная власть. Высокий суд осуществляет надзор за соблюдением конституционных норм в законодательстве и является апелляционным судом высшей инстанции. К прочим судам федеральной юрисдикции относятся Семейный суд (создан в 1975 для рассмотрения семейных конфликтов, разводов и решения вопросов об опеке и разделе имущества), Федеральный суд (создан в 1976 для разрешения широкого круга вопросов - таких, как банкротство и административные жалобы), Суд трудовых отношений (в нынешней форме существует с 1993 для рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями работодателей и наемных рабочих). Помимо этих специальных судов, в Австралии не существует других судов федеральной юрисдикции. Вместе с тем суды штатов наделены функциями правового надзора за федеральным законодательством. Споры о республике. В течение продолжительного времени не прекращаются споры относительно того, следует ли Австралии отказаться от последних атрибутов британской монархии в пользу чисто "республиканской" структуры, что может произойти в 2001 - год столетия Австралийского Союза. Сторонники республики считают, что вмешательство британской монархии в австралийские дела является безнадежным анахронизмом, вступающим в противоречие с суверенным статусом Австралии. Ряды скептиков, выступающих против республиканизма, включают в себя традиционных защитников монархического статус-кво, желающих сохранить старые связи с метрополией, и реалистов, полагающих, что Австралия де-факто и так была республикой и что данный спор носит деструктивный для государства характер. Региональные органы власти и местное самоуправление. Будучи субъектами государственной власти, штаты обладают значительными властными полномочиями. Австралийцам в значительной мере свойственна самоидентификация по штатам, что обусловлено, во-первых, особенностями социальной географии (60% населения проживает в пяти крупнейших мегаполисных зонах, где располагаются правительства штатов) и, во-вторых, политическим влиянием СМИ штатов (хотя национальные сети несколько ослабляют влияние местных центров прессы). Функции, которые в большинстве западных стран обычно находятся в ведении центральных или местных властей низового уровня, в Австралии делегированы властям штатов. Под эгидой правительства штата функционируют государственные школы, медицинские учреждения, органы социального обеспечения, полиция, осуществляются программы экономического развития, городского планирования и жилищного строительства, правовой надзор за трудовыми отношениями, в ведении властей штатов находятся дороги, порты, различные агрохозяйственные структуры, порядок выдачи промышленных субсидий, обеспечение электроэнергией и газом (в большинстве штатов) и другие службы. Все штаты еще с середины 19 в. имеют собственную конституцию, в каждом штате есть свой парламент, избираемый на три или четыре года. В пяти штатах парламент является двухпалатным, а состав правительства утверждается нижней палатой. Один штат, Квинсленд, в 1922 лишил свой парламент высшей палаты. Парламенты обеих территорий являются однопалатными. 1.4. Научно-техническое развитие Австралии В последние годы Австралия демонстрирует динамичный рост в секторе услуг. Особенно быстро росли бизнес-услуги в сфере информационных технологий при одновременном снижении доли этих услуг в общем объеме производства. «Старые» отрасли экономики, такие как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство, активно осваивают информационные технологии и электронную коммерцию для поддержания своей конкурентоспособности. Быстрое освоение нововведений. В недавно распространенном отчете Национального управления по информационной экономике говориться, что свыше 2/3 австралийцев имеют навыки работы с компьютером, а в 84 % небольших и во всех средних компаниях есть ПК. Австралия занимает одно из первых мест в мире по использованию мобильных телефонов. Свыше 41% всех австралийцев регулярно работают в Интернете. А по доле онлайновых продаж от общего объема розничной торговли Австралия стоит на четвертом месте после США, Великобритании и Швеции. Высококвалифицированная рабочая сила. Многие институты и университеты в Австралии, а также другие организации, занимающиеся исследованиями и разработками, не уступают мировым лидерам в своей области или сами являются таковыми. Именно по этой причине Австралия в некоторой степени даже стала жертвой «утечки мозгов». По некоторым оценкам, только в одной Силиконовой долине в США работает около 6 тыс. австралийцев. Государственная поддержка. Государственные учреждения в Австралии проводят активную политику, способствующую внедрению новейших технологий в частный бизнес общественных организаций. Это включало в себя представление информации и разработки пилотных программ для промышленности. Учитывая существенную роль, которую играют государственные организации в экономике страны, правительство Содружества, а также правительства штатов и территорий установили стандарты для использования электронной коммерции в своей закупочной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|