Планирование и обоснование объемов сбыта СКТБЭ НПО "Электроаппарат"
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМОВ СБЫТА СКТБЭ НПО «ЭЛЕКТРОАППАРАТ» 1. Описание системы планирования сбыта на предприятии Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке. На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка. В данной курсовой работе проанализируем влияние такого фактора как цена на уровень спроса. Для начала определим степень чувствительности спроса к изменению цены, который измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер): Процентное изменение количества спроса і-го товара Процентное изменения цен на товар Расчет коэффициента сведем в (табл. 1) Таблица 1 Эластичность спроса на аккумулятор СГГ-5 |
Год | Цена, грн. | Объем спроса, Шт. | Темп прироста, % | Коэффициент эластичности спроса (Eр) | | | | | Цены | Объема спроса | | | 2003 | 200 | 6000 | - | - | - | | 2004 | 252 | 8240 | +26 | +37,33 | 1,4 | | 2005 | 295 | 5010 | +17,06 | -39,2 | 2,3 | | 2006 | 280 | 6250 | -5,09 | +24,75 | 4,86 | | |
Величина всех коэффициентов больше единицы, что говорит о том, что спрос эластичный. Это означает, что для спроса на СГГ-5 характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен: небольшие изменение в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. При помощи корреляционного анализа оценивается и прогнозируется степень зависимости спроса от цены. Между ценой и объемом спроса наблюдается прямолинейная зависимость, которую можно записать в виде уравнения: Yx=A+Bx, (1) где x- факторный показатель- цена; Y- результативный показатель- объем спроса; A, B - параметры уравнения регрессии. В соответствии с требованиями метода наименьших квадратов для определения параметров необходимо решить следующую систему уравнений. nA+Bx= Y Ax+Bx2= xY (2) Коэффициент A-постоянная величина результативного показателя, которая не связана с изменением данного фактора. Параметр B показывает среднее изменение результативного показателя с повышением или понижением величины фактора на единицу его измерения. В данном случае с увеличением цены на одну гривну объем спроса уменьшается в среднем на 8 штук. Расчет значений сведен в (табл. 2) Таблица 2 Зависимость объема спроса (Y) от цены (x) |
Год | Цена, грн. X | Объем спроса, шт. Y | xY | x2 | Y2 | Yx | | 2003 | 200 | 6000 | 1200000 | 40000 | 36000000 | 6838 | | 2004 | 252 | 8242 | 2076984 | 63504 | 67930564 | 6414 | | 2005 | 295 | 5010 | 1477950 | 87025 | 25100100 | 6064 | | 2006 | 280 | 6250 | 1750000 | 78400 | 39062500 | 6186 | | Итого | 1027 | 25502 | 6504934 | 268929 | 168093164 | 25502 | | |
Подставив полученные значения в систему уравнений, получим: 4A+1027B=25502 1027A+268929B=6504934 Выразим из первого уравнения A: A=6375,5-256,75B Подставив полученное выражение во второе уравнение, получим: 1027 (6375,5-256,75B) + 268929B=6504934 5246,75B= -42704,5 B= -8,1392 A=8465,2471 Таким образом, уравнение связи, которое описывает зависимость объема спроса от цены, будет иметь вид: Yx=8465,2471-8,1392x Подставив в уравнение регрессии соответствующие значения x, можно определить выровненные (теоретические) значения результативного показателя (Y) для каждого года. Данные приведены в последней графе (табл. 2). Полученное уравнение зависимости спроса от цены можно использовать для прогнозирования спроса на СГГ-5 при уменьшении или увеличении цены на них. Так, если в 2007 году цену на ССГ-5 увеличить на 30 гривен по сравнению с 2006, то объем спроса составит: Y310=8465,2471-8,1392*310=5942 штук. А если цену уменьшить на 30 гривен, то объем спроса составит: Y250=8465,2471-8,1392*250=6432 штук. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уменьшение цены приводит к увеличению объему спроса и наоборот. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации, сумма полученной прибыли и другое. В первую очередь необходимо изучить динамику положения каждого вида продукции на рынках сбыта за последние три года. Таблица 3 Анализ динамики рынков сбыта аккумуляторов |
Показатель | Внутренний рынок | Экспорт | | | 2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | СГГ-5Объем реализации, шт.Цена единицы продукции, грн.Себестоимость ед. продукции, грн.Прибыль, тыс.грн. Рентабельность, % | 8242252170247,2 15 | 5010292195285,57 22,6 | 6250280220468,75 25,4 | ---- - | ---- - | ---- - | | СГД-5 Объем реализации, шт.Цена единицы продукции, грн.Себестоимость ед. продукции, грн.Прибыль, тыс.грн.Рентабельность, % | 200021019040 9,5 | 8002352258 4,3 | 7902402307,9 4,2 | 2742502305,48 8 | 842602352,1 9,6 | 702652431,54 8,3 | | СВГ-1Объем реализации, шт.Цена единицы продукции, грн.Себестоимость ед. продукции, грн.Прибыль, тыс.грн. Рентабельность, % | 200025022060 12 | 5136270246123,27 8,8 | 9000280255225 8,9 | 27329825013,104 16,1 | ---- - | 2633002756,575 8,3 | | СОВ1Объем реализации, шт.Цена единицы продукции, грн.Себестоимость ед. продукции, грн.Прибыль, тыс.грн. Рентабельность, % | 71180170710 5,5 | 1020000 1 | 520000 1 | ---- - | 9250210360 16 | ---- - | | | Из (табл.3) видно, что спрос на СГГ-5 изменчив: в 2004 году был высоким, потом в 2005 году снизился, а в 2006 снова вырос. Однако прибыль на протяжении трех лет с каждым годом возрастает, что свидетельствует о достаточно высоком уровне рентабельности.За последние два года спрос на СГД-5 начал падать как на внутреннем, так и на внешнем рынках, объем продаж, и уровень рентабельности снизился.Спрос на СВГ-1 с каждым годом растет, прибыль, которую он приносит, так же возрастает.Спрос на СОВ-1 падает из года в год, а в 2005 и 2006 годах перестал приносить прибыль.По данным, приведенным в (табл.4), можно изучить структуру рынков сбыта и уровень их доходности.Таблица 4Анализ структуры рынков сбыта и их доходности|
Вид продукции | Структура рынков сбыта, % | Доходность продукции на рынке сбыта, % | | | внутреннего | внешнего | итого | внутреннем | внешнем | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | СГГ-5 | 100 | - | 100 | 25,4 | - | | СГД-5 | 89,4 | 10,6 | 100 | 4,2 | 8,3 | | СВГ-1 | 96,7 | 3,3 | 100 | 8,9 | 8,3 | | СОВ-1 | 90,5 | 9,5 | 100 | 1 | - | | | По результатам анализа выделяют четыре категории товаров:- “звезды”, которые приносят основную прибыль предприятия и способствуют экономическому росту;- “дойные коровы” - переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование “ трудных детей”;- “трудные дети” - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыль, но в будущем могут стать “звездами”;- “мертвый груз” или “неудачники” - нежизнеспособны, не способствуют экономическому росту, не приносят прибыль.На СКТБЭ НПО «Электроаппарат» в настоящий момент “звездами” являются СГГ-5 и СВГ-1, приносящие наибольшую прибыль и имеющие высокий уровень доходности.К “дойным коровам” относится СГД-5. Его рентабельность ниже, но он приносит достаточно большой доход, и производство его является еще выгодным для завода. Но поскольку СГД-5 находится на четвертой стадии жизненного цикла на рынке, наметился спад производства, то его нужно постепенно заменять новым, способным принести предприятию в будущем прибыль “восходящей звезды”.
Страницы: 1, 2, 3
|