на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проект кейтеринговой компании

Проект кейтеринговой компании

За исключением дорогих бизнес-центров и зданий бывших НИИ, где сохранились столовые, картина довольно безрадостная: обильно пахнущая лапша «Доширак», домашние бутерброды, растворимый кофе и прочие спутники нездорового рациона. В переводе на маркетинговый язык это означает, что внушительная часть рынка общепита вакантна, а потребительский спрос не удовлетворен.

Кто не работает - тот не ест. Национальный фольклор в офисном обиходе выглядит форменным издевательством. Ведь нередко дело обстоит с точностью до наоборот. Убедиться в этом нетрудно. Достаточно пройтись по конторам в обеденное время и посмотреть, как питаются их обитатели.

Сравнительно недавно наш лексикон пополнился очередным иноземным словом: кейтеринг. Термин означает организацию корпоративного питания на уровне мировых стандартов и охватывает все формы поглощения пищи в трудовом коллективе - от банкетов и служебных пикников до бизнес-ланчей в офисе и за его пределами. В советские годы схожие задачи, хотя и весьма своеобразно, решали государственные комбинаты питания. При переходе крынку большая часть их канула в Лету. Но аппетиты растущего бизнеса в буквальном понимании за это время только увеличились.

Приятного общепита

По данным агентства AC Nielsen, мировой рынок кейтеринга ежегодно растет на 13% (Deutsche Bank оценивает его емкость более чем в 70 миллиардов долларов). В России показатели роста еще выше: 30-40%. На Западе аутсорсинг - передача заказов на обслуживание внутренних потребностей компании сторонним предприятиям - имеет многолетнюю историю. У нас же, можно считать, все только начинается.

Результаты прошлогоднего исследования кейтеринговой фирмы «Бризоль» говорят о том, что услугами по доставке обедов в офисы хотя бы раз пользовалось неболее трети московских компаний. Подобная ситуация в Санкт-Петербурге - втором городе страны, где рынок корпоративного питания вот уже который год переживает подъем. В других российских мегаполисах о кейтеринге мало что известно. Так, в Екатеринбурге организацией офисного питания целенаправленно не занимается никто. У персонала уральских компаний, где нет буфета, столовой или своего повара, выбор невелик.

Либо перекусить в стационарном фаст-фуде (таких около десяти), либо купить хот-дог в одном из трейлеров - на город с населением в полтора миллиона их чуть больше сотни. Остаются еще пиццерии и кафе, но для большинства питаться в них ежедневно чересчур накладно. В Нижнем Новгороде обед с доставкой, в основном, предлагают рестораны - по ресторанным же ценам. Не так давно появилась альтернатива: по городу курсирует автомобиль с броской надписью: «Шашлыки в офис». В Европе большинство компаний дотируют питание своих сотрудников. Это делает инвестиции в кейтеринг исключительно выгодным вложением средств. Российские операторы уверены: как только представления наших работодателей о соцпакете приблизятся к западным, рынок ускорит свое развитие. Тем временем в развитых странах кейтеринг проник не только в коммерческие, но и некоммерческие организации - больницы, школы, общественные фонды.

Пионерами кейтеринга в нашей стране был и французы. Учрежденная в середине 60-х в Марселе компания Sodexho в 1993 году добралась до Москвы и Санкт-Петербурга. К тому времени она уже имела опыт организации обедов на Крайнем Севере России, где размещались базы ряда предприятий добывающей промышленности. Выбор и качество блюд, сервис и оформление обеденного зала напоминали работу ресторана европейского класса. Те же ассоциации рождали цены. С самого начала Sodexho отдавала предпочтение крупным клиентам, в основном, иностранного происхождения. Брэнд хорошо известен в Европе. Поэтому когда сюда приходят гиганты вроде итальянской компании Merloni, вопрос «Ктобудет кормить?» не стоит. Так, в конце прошлого года с Sodexho был подписан контракт на обслуживание персонала российского завода по производству холодильников «Стинол». На дотацию обедов предприятие выделило миллион долларов.

Позже о себе убедительно заявили российские компании - такие как«Мега фуд» или холдинг«1991 Лоб.О». В последний, помимо фирм «ЛанЧ» и «Премьер-сервис» (помощь в эксплуатации зданий, клининг), входит ресторан выездного обслуживания «Фигаро». Услуги по организации праздников, или иначе, special events catering, стали пользоваться повышенным спросом во второй половине 90~х (в первой - заказов было значительно меньше, и основная их часть приходилась на компанию Potel & Chabot, кстати, тоже французскую). Сравнительно небольшие вложения в этот бизнес окупались сторицей и в короткие сроки. До сих пор обслуживание какого-нибудь крупного корпоративного мероприятия может принести деньги, сопоставимые с двухмесячной прибылью от доставки обедов вофисы. Но таких случаев скорее всего, будет немного: редкие компании устраивают шумные корпоративные торжества чаще трех раз в году.

Некоторые предприниматели развивают сразу оба направления. Именно так поступает Олег Лабанов, хозяин «1991 Лоб.О»: «О ресторанном кейтеринге можно сказать, что это - «короткие деньги». Он ярче, красивее и быстрее. Организация корпоративного питания - долгосрочный проект, покупается он в течение 5-7 лет. Это монотонная кропотливая работа на перспективу. В ней постоянно сталкиваешься с проблемой поиска персонала, потому что здесь трудно обеспечить долгосрочный карьерный рост, и оклады в ресторанном сегменте выше. Но по емкости он, безусловно, больше ресторанного, его объем я оценил бы в 20-25 миллионов долларов в год».

Если поначалу обеды от профессиональных поставщиков заказывали, в основном, иностранцы, то впоследствии к кейтеринговым услугам стало приобщаться все больше российских клиентов. Сейчас среди них не только компании уровня «Сбербанка» или «Сибнефти», но и «простые смертные» юрлица.

Ставку на отечественных предпринимателей сделали в компании «Бризоль». Ее клиентуру составляют как небольшие, так и весьма крупные организации. «В первую очередь, мы нацелены на обслуживание средних компаний, где число сотрудников начинается от 20 человек, - поясняет директор по маркетингу и продажам Тамара Решетникова. - С очень крупными клиентами, как правило, много хлопот -- они требуют особых условий, льгот, скидок и поэтому обходятся дороже. Нередко выигрышем от сотрудничества с крупными клиентами является только имиджевая составляющая, что, в прочем, тоже стоит недешево».

Марка «Бризоль» появилась в столице в 1996 году. Однако комбинату питания, на базе которого учреждено коммерческое предприятие, больше 20 лет. До некоторых пор он кормил исключительно коллектив Курчатовского института, численность которого в советское время превышала 10 тысяч человек. Позже, в результате реформ, она сократилась более чем вдвое. Мощности оказались недозагруженными, ощущался явный переизбыток персонала. Решили осваивать внешний рынок сбыта и очень скоро вошли во вкус. Сейчас доставка еды в офисы обеспечивает компании львиную долю оборота. 300 сотрудников «Бризоли» ежедневно производят 5 тысяч обедов, которые затем развозятся на 14 «Газелях». Теоретически в компании готовы доставлять обеды в фирмы, где всего пятеро едоков, но тогда каждому придется выкладывать за обед 10 долларов. Минимальная сумма заказа, которую согласны обсуждать в компании, составляет 1,5 тысячи рублей. «Работа в низкоценовой и малочисленной нише не покрывала бы наших издержек. Но эта ниша интересна маленьким фирмам и частным предпринимателям, которые охотно ее занимают », - говорят в «Бризоли».

Пища для размышлений

По разным оценкам, кейтерингом в Москве занимаются от 10 до 100 и более фирм. По-настоящему крупных из них - меньше десяти. Большинство тяжеловесов работаете избранными корпоративными клиентами, которых получает по итогам тендеров.

Сколько домохозяек и поваров-одиночек действует на том же столичном рынке, доподлинно не знает никто. Одни считают, что их сотни, другие - тысячи. Наблюдатели сходятся в одном: это наименее затратный, а потому самый популярный способ заработать деньги на доставке обедов. Разумеется, ни о каких лицензиях, сертификатах качества продуктов и строгом соблюдении санитарных норм здесь речи не идет. Как-то неловко говорить и о первичных затратах - зачастую еда готовится на собственной кухне, хранится в стареньком холодильнике и доставляется потребителю через дорогу подручными средствами.

Хрестоматийные бабушки с кастрюльками известны почти всем, кто когда-либо работал в небольших компаниях. Кулинарного чуда в их случае ожидать не приходится, но горячая еда и дешевизна услуг неизменно находят спрос. Кстати, возраст офисных кормилиц не всегда пенсионный. Наталье Вишневой, например, 38 лет. Кормить коммерсантов она начала в разгар кризиса, потому как на прежнем месте работы - в одном из столичных кафе - попала под сокращение. С тех пор и по сей день готовит для двух фирм с персоналом по 6 человек. Уверяет, что жалоб и отравлений нет. Продукты закупает на оптовых рынках. Горячую пищу из дому доставляет на «Москвиче» безработного брата. За вычетом всех расходов в месяц выходит 7-8 тыс. рублей при средней цене обеда в 50 рублей. По уверениям Натальи, спрос на ее услуги стабильно высок: «На запах борща приходит народ из соседних офисов, деньги вперед предлагают». Но взять дополнительных клиентов она не готова. Боится не потянуть.

По мнению Тамары Решетниковой, 60 рублей за обед - абсолютный максимум, на который может претендовать «частник». Средняя стоимость подобных услуг в Москве колеблется в пределах 30-40 рублей. Комплексный обед за такие деньги опасен для вашего здоровья, предупреждают профессионалы кейтеринга. С их точки зрения, нормальная цена традиционного набора блюд с доставкой - 90-100 рублей. Как ни парадоксально, это почти вдвое дешевле ланчей в кафе или недорогом ресторане.

Клиентура «домовых кухонь» редко насчитывает больше 10 человек. Конечно, ничто не мешает обслуживать несколько офисов, причем со сносным ассортиментом и качеством еды. Для этого нужен начальный капитал в 1,5-2 тысячи долларов. Денег хватит на покупку самого необходимого: холодильной камеры средней вместимости, многоконфорочной плиты и посудомоечной машины. Закупка не бытового, а профессионального оборудования обойдется существенно дороже. Например, за самый скромный пароконвектомат, предназначенный для тепловой обработки продуктов, придется выложить 1,5 тысяч и долларов.

Разместить габаритную технику дома не удастся - элементарно не хватит места. Выходом из положения может стать импровизированная кухня на территории заказчика, если тот согласится: а) выделить требуемые площади (на условиях аренды, субаренды, по взаимозачету или безвозмездно - как договоритесь); б) терпеть все сопутствующие кулинарии запахи; в) быть морально готовым заплатить немалый штраф, если эти запахи неожиданно учует санинспектор.

Организация современной столовой на площадях потребителя по плечу только крупным операторам с финансовыми возможностями, которые малым предприятиям и не снились. Приведение своих точек в соответствие с требованиями чиновников для них - обычный бизнес-процесс наряду с закупкой продуктов или размещением.

Есть и другой вариант - аренда помещения где-нибудь на городской периферии. Это одно из преимуществ кейтеринга перед бизнесом ресторанов: для производства обедов выбор места принципиального значения не имеет. Тут главная проблема - доставка. Содержать собственный автопарк большинству не по карману. Поэтому транспортную логистику можно отдать на откуп специализированному предприятию. В среднем час работы профессиональных перевозчиков столицы обходится в 150-200 рублей - в зависимости от компании, марки машины и веса груза. Но уложиться в 60 минут при этом почти нереально - если, конечно, в маршрутном листе будут значиться не больше одного-двух адресов в одном районе. Открытие дополнительных производственных точек, каждая из которых обслуживала бы свою зону, - опять же прерогатива крупных игроков. Впрочем, наличие множества филиалов по городу не избавляет от необходимости тщательно просчитывать маршруты, а иногда отказывать выгодному клиенту, если тот не вписывается в схему доставки.

Для предпринимателя, работающего официально, договор с транспортной компанией потенциально чреват осложнениями. Любая проверка наверняка выявит нарушения. По действующим правилам, все машины для доставки еды должны быть сертифицированы, иметь фургоны со специальным покрытием, подвергаться ежемесячной санобработке и т. д. Если держать все это под контролем не всегда и не всем удается в собственной фирме, что говорить о чужой?

За некоторым исключением реализация сказанного выше противоречит установкам СЭС. Не удивительно, что большую часть этого бизнеса многие считают теневой. В нескольких фирмах, предлагающих обеды через Интернет, наотрез отказались общаться с прессой без объяснения причин. По мнению специалистов, с которыми удалось поговорить, предприниматели боятся обратить на себя внимание надзорных служб.

Так, в частности, думают в компании «Мастер-Сервис», еще минувшей весной доставлявшей провизию в офисы. Она обслуживала до десятка клиентов, включая «Проэнерго», где приходилось кормить около 250 работников. После двухлетней практики в фирме пришли к выводу, что по закону и одновременно без ущерба для бизнеса они работать не могут. Интерес к общепиту решили ограничить обслуживай нем корпоративных вечеринок и работой кафе-бара.

«Это намного проще, - уверен руководитель фирмы Николай Симонов. - Любое стационарное производство еды предполагает расстояние от кухни до потребителя в метрах. Когда счет идет на километры, действуют уже совсем другие нормы и требования к температурному режиму, времени потребления и т. д. Причем, по существующим правилам, ответственность несет не только поставщик, но и получатель. Он должен создать у себя все предписанные условия для приема пищи. В результате только и следишь за тем, как бы чего не нарушить».

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.