Глава 2. Исследование специфических особенностей PR-деятельности в шоу-бизнесе в современной России на примере группы Мумий Тролль2.1 Анализ продвижения группы Мумий Тролль на музыкальный рынок РоссииВ соответствии с параметрами, разработанными в первой главе оценим PR группы Мумий Тролль.1. Создание имиджа музыкальной группыИстория и легенда: Группа Мумий Тролль была организована в 1983 году во Владивостоке. Солисту группы Илье Лагутенко тогда было 15 лет, поэтому серьёзно его никто не воспринимал. В 1996 году старый друг Леонид Бурлаков находит деньги на запись в Лондоне нового альбома. Из группы остается только Лагутенко, приглашаются несколько английских музыкантов и известный звукорежиссёр Крис Бенди. В результате получается «Морская», признанная впоследствии множеством изданий «лучшим альбомом 1997 года» в России. Коммерческий прорыв группы «Мумий тролль» в 1997 году стал эпохальным, так как в своём творчестве коллективу удалось стереть грань между рок- и поп-музыкой, что для России того времени казалось невозможным. Первый хит «Утекай» из альбома «Морская» занесён в список «40 песен, изменивших мир», составленный редакцией русскоязычной версии журнала «Rolling Stone» Мумий Тролль. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мумий Тролль. «В принципе в шоу-бизнесе любые схемы - лишь условности. На самом деле в промоушне, как и в музыке, часто лучше всего работают нестандартные ходы. Например, Леонид Бурлаков (продюсер группы «Мумий Тролль») «раскручивал» своих музыкантов следующим образом: он сделал несколько сотен копий альбома группы, встал посреди рынка на «Горбушке» и раздавал их бесплатно всем желающим, акцентируя на том, что запись сделана в Лондоне, а ее звукорежиссер работал с Cure и Duran Duran. В обмен просил заказывать песни «Тролля» на радио. Через полгода она собирала стадионы…» Эльдар Голдберг, «Особенности русского шоу-бизнеса» М.: 2001. По телевизору идут клипы «Утекай» и «Кот кота», по радио звучит «Девочка», «Забавы». Вскоре Лагутенко выгоняет Бурлакова из группы, обвинив в мошенничестве. Теперь он сам продюсирует группу. Илья Лагутенко: «У меня всегда было впечатление, что всё должно происходить не так, как происходит в русском шоу-бизнесе. Мне казалось, что я почему-то лучше знаю, как это нужно делать». В 2000 году Илья Лагутенко затрагивает тему о пиаре: «Новый альбом «Точно ртуть Алоэ» - ещё один творческий шаг, а вовсе не «прорыв» и не «революция», как хотелось бы говорить труженикам пиара». Название: В далеких 80-х годах пошла мода называть группы необычными именами. Например, группа «Урфин Джюс» - из книги «Волшебник изумрудного города». Мы тоже, будучи молодыми ребятами, решили дать себе такое название, которое бы уже было созвучно с каким-то литературным героем. Выбор пал на Муми-тролля, он был загадочен и не так распространен, как Микки Маус. С годами пришлось абстрагироваться от Муми-трОля и превратиться в настоящего Мумий ТролЯ. Нам казалось, что это более устрашающее и революционное обозначение. А потом решили не менять название, так как группе дают название только один раз и на всю жизнь Разговор с Ильёй Лагутенко на «Радио Студии 1». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studio1.ru/index/?node_id=1683. Логотип: Группа Мумий Тролль одна из немногих групп, у которой есть логотип. Причём логотип меняется в зависимости от оформления альбома: 2. Музыка Для того, чтобы созданная группа смогла покорить большую сцену ей необходим яркий имидж и запоминающаяся музыка. Именно с этого момента группа начинает использовать всевозможные PR методы. Мумий Тролль первая группа, выпустившая так называемый сингл (от анг. single - один) - альбом, включавший в себя одну песню-хит и ремиксы на эту песню. Этот опыт группа взяла в европейском шоу-бизнесе. Группа приглашала известных DJ, но чаще они сами хотели работать с группой. Лагутенко долго думал как сделать так, чтобы синглы тоже раскупали в огромных количествах и придумал сделать следующее: в каждом сингле была новая песня из неизданного и ожидаемого альбома. · «Контрабанда» (13.06.2008) -- макси сингл (приложение к журналу "Афиша") · «Контрабанды» (март 2008) -- виртуальный сингл · «Иди, я буду» (24.11.2004) -- макси сингл · «Доброе утро, планета!» (27.04.2003) -- сингл · «Это по любви» (11.07.2002) -- сингл · «Lucky bride?» (20.02.2002) -- сингл · «Lady ALpine Blue» (21.05.2001) -- промо-сингл · «Моя певица» (20.12.2000) -- сингл · «Без обмана» (19.05.2000) -- сингл · «Карнавала. Нет» (31.12.1999) -- сингл · «Невеста?» (08.11.1999) -- сингл · «С Новым Годом, крошка!» (01.12.1998) -- макси-сингл Затем Илья Лагутенко решает «раскручивать» новую звезду - Земфиру, тем самым, делая рекламу и себе. Земфира прорывается во все хит-парады, занимая первые места, Лагутенко завоёвывает себе титул «акула шоу-бизнеса». Когда Земфиру обвиняют в приёме наркотических средств Илья Лагутенко порывает с ней всяческие отношения, чтобы не портить свой кристально чистый имидж. Тем более Лагутенко поддерживает движения, типа «Наркотикам нет!» и «Стоп СПИД». «Лагутенко стал крушить старую систему, подразумевавшую чёткое деление на рок и эстраду, «наше и не наше», «хорошее и плохое». Он создал нового героя рок-н-ролла - волоокого, с мутным взором, манерно растягивающего слова» Тролль - инопланетянин. / Немзер А. // Русский репортер. - 2008. - №34. - С.48-54.. Лагутенко придумывает новый стиль музыки, который называет рокапопс. По его словам, рокапопс - это смешение всех стилей. 2.2 Анализ используемых группой Мумий Тролль PR-технологий в шоу-бизнесеРассмотрим деятельность группы мумий Тролль в области PR через призму методов продвижения образа в шоу-бизнесе, сформулированных в первой главе.1. Концерты и живое общениеСамыми яркими PR ходами группы были: секретные концерты (о них узнавали самые активные фанаты группы, правильно отвечавшие на вопросы о группе), концерты за рубежом «для друзей и их друзей» (информацию о концерте говорили парочке своих друзей, те передавали своим).Вообще группа продвигает себя всевозможными методами: «Лагутенко записывает один альбом за другим; пишет музыку для одного кино, а для другого уже требуют его песню в качестве саундтрека; а ещё он создаёт социальную сеть (IKRA.TV, где молодые люди могут свободно общаться между собой, в основном это молодые музыкальные коллективы, продвигающие своё творчество); озвучивает Мастера Обезьяну в мультфильме «Кунг-Фу Панда» (записывает по просьбе кинокомпании DreamWorks саундтрек к этому мультфильму, за что, в знак благодарности, получает видеоклип на это песню) и в промежутке между гастролями мчится в Вашингтон, чтобы вместе с Харрисоном Фордом защищать уссурийских тигров. Причём Форда называет исключительно Индианой Джонсом, явно смакуя это имя» Тролль - инопланетянин. / Немзер А. // Русский репортер. - 2008. - №34. - С.48-54..Илья Лагутенко: «Вот мне говорят: зачем опять новый альбом? Только что один записали, пусть новые песни полежат, приучите публику… Не понимаю и отказываюсь! Или вот презентация до выхода альбома - он уже готов, у меня всё дома лежит «мастер» всех песен, мы всё уже придумали и решили. Но физически этот процесс печатания дисков - это ж сколько ждать! Нет, надо играть концерт! Да и вообще в шоу-бизнесе всё условно. Мы даже с пиратством смирились. С ним уже все как-то смирились и начинают действительно воспринимать как бесплатную рекламу. Я понимаю, что для Мадонны песня, раньше времени просочившаяся в Сеть, это беда, потому что у неё это часть многомиллионной империи - там авторы, всё это связано какими-то договорами. А в моём случае все собственные права находятся лично у меня, и от этого несчастного скачивания моих песен из Интернета никто особо не страдает, это не имеет влияния на экономическую составляющую».2. Интернет Группа активно использует Интернет для общения с поклонниками: · http://www.lastfm.ru/music/Мумий+Тролль (радио «Мумий Тролль» в режиме on-line) · Мобильное представительство МТ: wap.mumiytroll.com· Прямая SMS-линия с группой Мумий Тролль: отправьте буквы МТ и далее свое сообщение для группы на номер 7099· http://www.myspace.com/mumiy (популярное Интернет-сообщество) · http://blogs.mail.ru/mail/ilya.lagutenko/ (звёздные блоги на www.mail.ru) Недавно компания МегаФон транслировала рекламный ролик с участием группы, а всем абонентам рассылались смс с текстом: скачивай новый альбом группы на www.megafon.wap. 3. Дополнительная продукция и символика· О группе выпущено 2 книги: «Мумий Тролль. Правда о мумиях и троллях.» (1998) -- Александр Кушнир· «Мумий Тролль. Live Long. Die Rich.» (2008) -- Илья Стогоff Затем известная фирма-производитель сотовых телефонов SonyEricsson выпустили в честь группы Мумий Тролль новую модель телефона, которая называется «Музыкант» (при покупке телефона стандартными мелодиями и картинками являются песни и фотографии группы Мумий Тролль).4. Музыкальные фестивалиГруппа активно принимает участие в различных фестивалях. Самые популярные: MaxiDrom, FUZZ, Нашествие.Глава 3. Основные направления совершенствования PR-деятельности в шоу-бизнесе: проблемы осуществления PR-деятельности в шоу-бизнесе и рекомендации по совершенствованию PR-инструментария в шоу-бизнесеНа вопрос Илье Лагутенко: «А вы - часть российского рынка?», он отвечает с грустью «Мне бы очень хотелось дистанцироваться от этого лица российского рынка, потому что мне, например, такое лицо не очень нравится. К примеру, «Фабрика звёзд». Творчество идёт на компромисс с бизнесом и самоуничтожается. Происходит выплеск не самой адекватной творческой информации - от её старта до финальной точки лежит пропасть. В первую очередь, наверное, это связано именно со статусом «Первого канала», который идёт везде вне зависимости от твоего желания. Мы много путешествуем по стране, и, поверьте мне, в каком-нибудь городе, кроме «Первого канала», больше ничего не работает. В Америке аналогов «Фабрики» множество, они идут по разным каналам - выбирай и смотри, пожалуйста. Эта ситуация честнее». Именно с этим, по моему мнению, и связаны все проблемы шоу-бизнеса в России. Но это, вероятно, проблема не «Фабрики звёзд», а государственного телевидения вообще.Наши звёзды ещё не научились ценить своё творчество, зарабатывать на нём, как это делают в Америке, где звёзды шоу-бизнеса наравне с самыми богатыми бизнесменами и владельцами крупных корпораций. Основные пути, способы и методы PR воздействия в шоу-бизнесе, прописанные в первом параграфе в России мало кто использует. Группа Мумий Тролль входит в это меньшинство. Например, свой сайт они обновляют постоянно (новости, фотографии), а дизайн сайта - стилизуют под дизайн нового альбома.По моему мнению, основной путь совершенствования PR-деятельности в шоу-бизнесе - это наймы PR-специалистов в эту сферу. Специалистов, которые будут разбираться в этих методах. В России мало у каких групп есть PR-специалист, в отличие от Американского опыта, где у каждой звезды он даже не один. Группы, которые хотят прославиться и зарабатывать на своём творчестве чаще всего не разбираются в процессе продвижения, поэтому появляются «звёзды одного хита». Вроде и посыл публике хороший дали, а удержать не смогли. И таких большинство. Хотя, здесь ещё изначально проблема образования PR-специалистов. Мало кто хочет работать в шоу-бизнесе, имея стереотип, что там невозможно заработать. Чтобы развеять его необходимо проводить различные форумы на эту тему.Также в России в конце 90х годов стало популярно подражать Западу. Окончательно ситуация переломилась с появлением специализированных музыкальных каналов (MTV, а потом Муз-ТВ), которые поставили точку на методах и реалиях советской раскрутки и стали внедрять в западные PR-методики в российский музыкальный бизнес. Но здесь была допущена ошибка: никто не взял во внимание российский менталитет, российскую историю. Проиллюстрирую на примере: до 2009 года считалось, что российская публика не любит мьюзиклы. Так как популярные в Америке мьюзиклы: «Кошки» и «Чикаго» в России не вызвали ажиотажа. Никому в голову не пришло, что российскому зрителю просто далека история Чикаго с их перестрелками, войнами кланов и интригами. В 2009 году вышел российский мьюзикл «Стиляги», который вызвал именно революцию в этом направлении. О нём говорят, его смотрят, саундтрек знают наизусть. Среди молодёжи главный вопрос: «А ты смотрел Стиляги?». Люди старшего поколения вспоминают молодость, молодёжь же хочет узнать, что происходило в советское время, кто-то ассоциирует героев мьюзикла с собой. Секрет успеха прост: это про нас, про Россию.ЗаключениеНа пути развития шоу-бизнеса в нашей стране много преград, таких как: недостаточно разработанная законодательная база, несовершенная налоговая политика, слабая экономика (в том числе слабая покупательская способность населения) и множество других проблем. Но, несмотря на это за последние годы рекорд-бизнес в России действительно стал более профессиональным, появились специалисты высокого класса. Постепенно в российском шоу-бизнесе стали проявляться и общемировые закономерности. Так, в эпохи относительной стабильности процветают суперзвезды. Достаточно вспомнить ситуацию на российской эстраде до 1998 года, когда тон задавали такие легендарные личности как Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Лариса Долина и другие. Новые имена появлялись редко, и за каждым таким появлением публика была склонна усматривать таинственных «серых кардиналов» шоу-бизнеса или финансовых магнатов. В сфере рекорд-бизнеса это выражалось в том, что немногие процветающие лейблы могли платить большие гонорары состоявшимся звездам и публиковать беспроигрышные пластинки, а также вести финансовую войну, перекупая тех или иных артистов.В кризисные времена все изменилось. В рекорд-бизнесе существенно уменьшился запас капитала, и компании стали активно искать начинающих артистов, на которых, при минимальных вложениях, можно (не без некоторого риска, конечно) заработать стабильную прибыль. Соответственно, можно сделать вывод, что в моменты финансовой нестабильности у начинающих исполнителей больше всего шансов заключить контракт с рекорд-компанией.При написании курсовой работы мне самой стало интересно бы работать в шоу-бизнесе. Российский шоу-бизнес не вызывает доверия - там не хватает хороших PR-специалистов.Так, готовясь к участию в конкурсе "Евровидение 2004" PR-группа Русланы провела всестороннюю подготовку: · Изучались конкуренты; · Проводились промо-туры по странам, участницам голосования; · Была организована PR-поддержка во время самого конкурса. В отличие от конкурентов пресс-конференция проводилась нестандартно. Присутствующие могли дегустировать "горилку" и сало. Руслана учила журналистов играть на трембите. И самое главное, "дикое" шоу кардинально отличалось от выступлений остальных участников "Евровидения 2004". Интересно, что "за" украинскую участницу активно голосовали североевропейские страны. Вероятно потому, что ее имидж напомнил о викингах. Таким образом, Руслана выиграла конкурс, тогда как обладатель "золотого голоса" Александр Пономарев не смог занять достойного места. В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия: имидж, имиджмейкинг, основные методы PR в шоу-бизнесе, была проанализирована деятельность группы Мумий Тролль. Список литературы:1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Тандем, Гном-Пресс. - 2003. - С. 2. Голдберг Э., «Особенности русского шоу-бизнеса» М.: 2001 3. Журнал «Деньги», № 46(299), статья Юрия Яроцкого «Звездоделы»; №20(273), статья Юрия Яроцкого «О чем молчат фонограммы» 4. Журнал «НЕОН». Специальный выпуск о группе «Мумий Тролль». №1. 2000 год 5. Килошенко М. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Речь, 2001. 6. Классификация методов продвижения группы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://advertology.ru/index.php?name=Book&bid=4179369/msglist?folder=0&2051827647 7. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 8. Мумий Тролль. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мумий Тролль 9. Пригожин И. «Политика-вершина шоу-бизнеса», Алкигамма, М.: 2001 10. Разговор с Ильёй Лагутенко на «Радио Студии 1». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studio1.ru/index/?node_id=1683 11. Сайт группы Мумий Тролль: www.mumiytroll.com 12. Сайт компании МегаФон: www.megafon.ru 13. Сайт компании SonyEricsson: www.SonyEricsson.ru 14. Сайт “Music Business Solutions” www.mbsolutions.com 15. Сайт “New Media Music - Business Edition” www.newmediamusic.com 16. Сайт журнала PRonline: www.pronline.ru 17. Слободянюк Э. PеRсональный имидж. Имиджмейкинг в системе public relations // Зеркало рекламы. - 2004. - № 5. 18. Словарь рекламных терминов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pr-life.ru/?part=University&dictionary=1 19. Тролль - инопланетянин. / Немзер А. // Русский репортер. - 2008. - №34. - С.48-54. 20. PR в шоу-бизнесе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pronline.ru/shownews.php?ID=220 (22.01.2004)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|