p align="left">Постановка на производство только конкурентоспособной продукции и постоянная работа над повышением качества выпускаемых изделий - вот проблемы, которые являются приоритетными для руководства. Всю работу в этой области, в соответствии с действующей на предприятии “Политикой в области качества”, возглавляет заместитель генерального директора по качеству. Технические специалисты службы качества прошли соответствующее обучение. Общая численность работников ИПЦ “ГУЗЕЛЬ” - 45 человек, из них треть составляют инженерно-технические работники. Наличие современного высокопроизводительного оборудования диктует жесткие требования к квалификации не только ИТР, но и рабочих. ИПЦ “ГУЗЕЛЬ” располагает собственным печатным цехом. Опыт специалистов и имеющееся оборудование позволяют организовать на базе предприятия выпуск продукции высокого качества. Отлаженная система качества позволяет работать не только в своем городе, но и устанавливать партнерские отношения с другими городами. ИПЦ “ГУЗЕЛЬ” является постоянным участником специализированных местных и региональных выставок. Структура управления предприятием: - генеральный директор, - технический директор, - финансовый директор, - директор по производству, - директор по управлению персоналом и режиму, - директор по внешним связям и маркетингу, - коммерческий директор, - заместитель технического директора, - главный технолог, - заместитель генерального директора по качеству, - главный бухгалтер, - помощник генерального директора по общим вопросам, - начальник финансового отдела, Служба маркетинга на предприятии - самостоятельное структурное подразделение предприятия, которое состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности. Служба маркетинга создается приказом генерального директора предприятия в соответствии с утвержденной структурой. В своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством, приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и настоящим положением. Служба маркетинга создана с целью: - максимальной адаптации производства к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия; - воздействия на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях; - развития и поощрения на предприятии творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и в первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг; - обеспечение целевого управления процессом производства; Поставленные перед службой цели достигаются решением следующих задач: - комплексного изучения рынка; - выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка; - планирование товарного ассортимента и цен; - разработки мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса; - разработки мер по совершенствованию управления и производства. Функции службы маркетинга на ИПЦ “ГУЗЕЛЬ”: - исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, предлагаемую к производству; - ориентация разработчиков новой продукции на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции; - анализ конкурентоспособности продукции предприятия и изделий, предлагаемых к производству, сопоставление ее потребительских, цены с аналогичными показателями конкурирующей продукции; - выполнение расчетов и подготовка исходных данных для составления расчетной калькуляции изделий в стадии маркетинговых исследований; - составление предварительной сметной калькуляции товарной продукции и проекты цен на выпускаемую продукцию, участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; - участие в разработке мероприятий по снижению себестоимости изделий, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов; - контроль внедрения мероприятий с позиции экономической эффективности новой техники и технологии, влияющих на цену изделия; - выдача предложений по улучшению качественных характеристик продукции, конструкции и технологии производства выпускаемой и новой продукции - организация работ по анализу ценовой политики со сторонними организациями и фирмами, являющимися поставщиками покупных полуфабрикатов; - оформление и согласование бизнес-планов, формирование предложений по организации финансирования; - оформление и отправка заявок, поиск инвесторов, подготовка и участие в ярмарках, в том числе международных инвестиционных проектов; - разработка стратегии маркетинга с учетом потребностей в данной продукции, емкости рынка, меняющегося платежеспособного спроса, конкуренции; - разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий; - обеспечение участия предприятия в центральных и региональных выставках и ярмарках, подготовка необходимых документов и материалов; - изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта; - анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого; - подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов маркетинговых исследований; - подготовка материалов маркетинговых исследований для разработки бизнес-плана на вновь осваиваемую продукцию [13]; На основе проведенного анализа выявлено, что на предприятии службе маркетинга отводится первостепенная роль, на нее возлагаются важные цели и задачи, способствующие росту и укреплению различных связей. 3.2 Анализ деятельности службы маркетинга На ИПЦ “ГУЗЕЛЬ” в процессе развития были образованы два отдела маркетинговой службы: - Отдел маркетинга и развития; - Отдел внешнеэкономической деятельности. Служба маркетинга построена по продуктово-рыночному принципу. Имеются как управляющие отдельными продукты, так и управляющие рынками. Управляющие отдельными продуктами планируют объемы продаж и прибыль по продуктам, получают от управляющих рынками сведения об объемах продаж. За разработку, выпуск и сбыт определенных продуктов или групп продуктов отвечают управляющие продуктом. Управляющие отдельными рынками в свою очередь отвечают за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных продуктов организации. В то же время они отвечают за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинга для определенных рынков. Прежде чем принять решение по разработке и выпуску продуктов, управляющий продуктом выясняет у управляющих отдельными рынками возможности сбыта этих продуктов на конкретных рынках. Достоинством данной организации маркетинга является то, что уделяется управленческое внимание каждому продукту и каждому рынку. Однако данная организация управления маркетингом увеличивает управленческие затраты, не обладает достаточной организационной гибкостью и порождает конфликты. Эти два подразделения службы маркетинга параллельно занимаются маркетинговой проработкой осваиваемых и предлагаемых к освоению перспективных видов продукции. При этом отдел маркетинга и развития работает с упором на внутренний рынок в основном с целью расширения продаж и поиска перспективных для серийного выпуска разработок. Отдел внешнеэкономической деятельности занимается поиском перспективных изделий и контактов на внешнем рынке, а также отслеживает и сопровождает выполнение уже заключенных ранее крупных договоров по внешнеторговым поставкам. Основная функция новых отделов - пополнение портфеля долгосрочных заказов и загрузка производственных мощностей рентабельными производствами. Конечным результатом работы служб маркетинга является разработка конкретных финансовых, производственных, сбытовых планов и их представление в виде законченных бизнес-планов для планирования производства и обеспечения получения инвестиций. Служба маркетинга предприятия, при взаимодействии с подразделениями предприятия является одним из основных инициаторов, координаторов и несет полную ответственность за предложение и обоснование коммерческой целесообразности разработки и производства нового продукта, а также коммерческую реализацию нового изделия. Служба маркетинга согласует технические мероприятия по улучшению качества продукции и процессов производства. Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнении планов и программ маркетинговой деятельности. Доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разработчики получают от маркетинговых служб информации о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, какой должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры соответственно решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Исходя из схемы организации маркетинга, можно составить также и должностные инструкции. Это не означает, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т.п. Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследования. Руководитель маркетинговых служб выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителей. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов. Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт. Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия. Так, в области определения целей и задач деятельности предприятия акцент делается на рыночные, а не на производственные его возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка. Предприятие производит изделия, которые может продать с прибылью, а не те которые ему легче изготовить. В серийном производстве уменьшение себестоимости должно осуществляться не за счет ухудшения качества продукта, ухудшения его потребительских свойств. При определении цены на продукт решающей является не себестоимость, а прежде всего цена, которую готов платить потребитель. Основной заботой сотрудников материально-технического снабжения должно быть стремление достать не то, что легче приобрести, а то, что лучше с точки зрения потребительских характеристик продукции. Взаимодействие отдела маркетинга с коммерческим отделом необходимо во избежание ситуации, при которой заказы не могут быть выполнены из-за неожиданной или непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и компонентов. Такое положение может создаться в том случае, если отдел маркетинга своевременно не проинформирует специалистов коммерческого отдела о перспективных планах и заключенных договорах. И наоборот, образование чрезмерных запасов материалов из-за ошибочности прогнозов или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил коммерческому отделу об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению [15]. Основную часть продукции ИПЦ “ГУЗЕЛЬ” (около 56%) - составляет полиграфическая продукция. Однако продолжающийся рост конкурентной борьбы привел к необходимости пересмотра значимости работы маркетинговой службы. Таблица 1 - Динамика продаж |
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | | Объём продаж, тыс. руб. | 256 | 380 | 640 | 812 | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|