Рекламный рынок г. Архангельска
30 АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работа по предмету: Маркетинг. тема: «Рекламный рынок г. Архангельска» Выполнила: студентка 3 курса экономического факультета Специальность: 0611 Менеджмент Шифр 99-ИЭ-88 Проверил: Архангельск 2002 СОДЕРЖАНИЕ. Введение………………………………………………………………3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………4 1.1. Развитие рекламного дела в Архангельске……………4 1.2. Современные рекламные технологии………………...10 1.2.1. Наружная реклама……………………………….10 1.2.2. Печатная реклама……………………………….13 1.2.3. Реклама на радио………………………………..16 1.3. Рекламный рынок Архангельска и его перспективы..20 1.4. Рекламные агентства Архангельска………………….20 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НА ПРИМЕРЕ р/а «АМТ»……….24 2.1. История существования на рекламном рынке……….24 2.2. Рыночная ниша………………………………………...24 2.3. Рекламные компании р/а «АМТ»……………………..25 Заключение…………………………………………………………..27 Список литературы………………………………………………….28 ВВЕДЕНИЕ. Рыночная экономика внесла существенные коррективы в формы и содержание рекламной деятельности. Рекламная деятельность стано-вится связующим звеном между производством и потреблением. С ее помощью поддерживается «обратная связь» с рынком и потребителем. Целенаправленные рекламные усилия должны осуществляться как в сфере производства, так и в сфере торговли. Без умения пользоваться средствами рекламы резко снижается возможность активно воздейст-вовать на рынок, обеспечение успеха в конкурентной борьбе за рынки сбыта. Рекламный рынок в России, в частности в Архангельске, существует уже давно. Но с переходом к рыночным отношениям он претерпел существенные изменения. В настоящее время в Архангельске существует множество рекламных агентств, но это еще не говорит о развитости рекламного рынка. Технологии применяемые некоторыми из них не всегда отвечают правовым и этическим нормам. В данной работе мне хотелось бы рассказать об основных проблемах на рекламном рынке Архангельска, а также о перспективах его развития. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.1. РАЗВИТИЕ РЕКЛАМНОГО ДЕЛА В РОССИИ И В АРХАНГЕЛЬСКЕ Развитие рекламного дела в России относят к X - XI вв., когда рус-ские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, кото-рый, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями устной потешной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром -- лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и т. п. Н. В. Гоголь в произведении «Мертвые души» от имени своего ге-роя Чичикова поведал о его впечатлениях при въезде в губернский го-род: «Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и са-погами, кое-где с нарисованными сшитыми брюками и подписью ка-кого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров...» Синяева И. Паблик рилейшнз коммерческой деятельности. - М., 2000. - С. 13. и т. д. Определенный вклад в ранний период формирования средств рек-ламной деятельности внесли народные картинки -- лубки. Первое упоминание о них относится к началу XVII в., когда в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алек-сей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал эту склонность своим детям. Постепенно «потешные» листы обогащались надписями, которые становились все более развернутыми и обстоя-тельными. Лубки входили в каждый дом -- от царских палат до убо-гих крестьянских изб. Они в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в бро-ских красочных изображениях. Значительное место в лубочной продукции занимала рекламная информация. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться для коммерческой рекламы: некоторые «потешные» листы рекламировали иноземную модную продукцию. Так, например, на листе № 421 из собрания лубков Д. А. Ровинского. озаглавленном «Французский магазин помады и духов», изображен стол, на котором стоит множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?». И слышит в ответ: «О, месье! Самое свежее!» Синяева А.Г. Паблик рилейшнз коммерческой деятельности. - М., 2000. - С. 14. В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров, хотя печатные объявления рекламного характера встречают-ся уже в «Ведомостях» Петра I в начале XVIII века, получив несколь-ко позже новый толчок в изданиях Академии наук «Санкт-Петербургские ведомости». Наряду с коммерческими объявлениями в особый жанр -- каталог -- выделилась библиографическая реклама. Реклама книжной про-дукции характерна и для газеты Московского Университета «Москов-ские ведомости», выходившей с 1756 г. В целом же, как отмечают ис-следователи истории рекламы, рекламные тексты этого времени -- вплоть до конца XVIII в. -- носили характер, по преимуществу, спра-вочной, деловой информации, которая типична для жанра объявления. В XIX в. широкое распространение получило размещение реклам-ных плакатов на круглых тумбах, установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручали прохожим календари, прейскуранты. В Нижнем Новгороде начали издаваться газеты «Нижегородская ярмар-ка», «Коммерческий ярмарочный справочный листок». В Петербурге появились журналы с рекламой: «Торговля», «Торговля и жизнь», «Деловой бизнесмен». Подобные издания появились и в других горо-дах России. В этот же период в Москве начала издаваться газета «Ко-миссионер». Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованных медицинских пре-паратов. Накануне первой мировой войны в России практически каж-дое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекар-ствам. Успешному развитию рекламы в России способствовали также бы-стрый рост городов с присущей им концентрацией населения, разви-тие городских средств сообщения, выпуск промышленностью боль-шой массы товаров, рассчитанных на все слои населения. Так же успешно развивалась реклама в Архангельской губернии, об этом свидетельствуют многочисленные вывески на торговых палатках. Уже в 19 веке в Архангельске встречалась не только наружная реклама, но и печатная. Если посмотреть периодические издания тех годов, то в них можно найти небольшие рекламные объявления. После Октябрьской революции 1917г. содержание и задачи рекла-мы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширить свое дело за счет рекламы. После гражданской войны реклама в России получает определен-ное развитие. Появились рекламные агентства «Рекламтранс», «Связь», «Промреклама», «Мосторгреклама» и др. Мосторгреклама широко использовала в рекламных целях московские трамваи, разме-щала свои рекламные объявления в фойе гостиниц и театров. Подобные тенденции наблюдались в развитии рекламы в Архангельске. В 60-70 годы создаются крупные специальные рекламные органи-зации: «Союзторгреклама» при министерстве торговли СССР, «Рос-торгреклама» при министерстве торговли РСФСР, «Главко-опторгреклама» при Центросоюзе СССР и другие, а также коммерческо-рекламные организации в промышленности (при министерствах и ведомствах). С целью координации рекламной деятельности органи-зованы межведомственные советы по рекламе. Выпускалось свыше 60 специальных рекламных изданий («Реклама», «Коммерческий вест-ник», «Московская реклама», «Новые товары», «Панорама», приложе-ния к областным и республиканским газетам). Налаживалось произ-водство специальных рекламных фильмов. Например, только в 1974 г. было выпущено свыше 400 рекламных фильмов, ежедневно передава-лись радио и телевизионные рекламные программы. В Москве еже-годно проводились ярмарки по продаже рекламного оборудования. В системе министерства торговли СССР центром службы торговой рекламы являлось хозрасчетное Всесоюзное производственное объе-динение по выпуску рекламных средств и осуществлению рекламной деятельности -- ВПО «Союзреклама», образованное в 1989 г. на базе бывшего Всесоюзного объединения «Союзторгреклама». ВПО «Союзторгреклама» осуществляла производство рекламных средств и оказание комплекса рекламных услуг для предприятий и ор-ганизаций торговли, промышленности, агропромышленного сектора, кооперативов. В состав ВПО «Союзреклама «входили республикан-ские и межобластные рекламно-ироизводственные предприятия, твор-ческое объединение по производству и прокату рекламных фильмов и радиопрограмм «Союзрекламфильм», Центральное агентство «Рек-лама», а также журнал «Реклама». Служба рекламы в министерствах торговли союзных республик была представлена отделами (управле-ниями) рекламы. В министерствах торговли автономных республик, управлениях торговли краев, областей рекламная работа возлагалась на отделы рекламы. В местных торгах существовала должность эко-номиста-организатора по рекламе. Некоторые управления торговли имели свои рекламные комбинаты и художественно-оформительские цеха, в обязанности которых входило оказание услуг по оформлению магазинов. В системе потребительской кооперации сложилась своя автоном-ная от государственной торговли служба рекламы. В 1965 г. при Центросоюзе организуется Главное управление тор-говой рекламы «Главкоопторгреклама», в функции которого входило методическое, организационное и техническое руководство рекламой в потребительской кооперации, а также организация изготовления различных средств торговой рекламы по утвержденному Центросою-зом централизованному плану рекламных мероприятий и заказам коо-перативных организаций. При республиканских потребсоюзах были организованы управления по рекламе и рекламные комбинаты или ху-дожественно-декоративные мастерские, выполнявшие работы по оформлению торговых предприятий, декорированию оконных витрин, изготовлению рекламного инвентаря. При Московском кооператив-ном техникуме МОСПО создается специальная школа декораторов-рекламоведов, готовящая кадры для потребительских обществ и по-требсоюзов. В 1989 г. «Главкооторгпреклама» преобразуется в Рекламно-издательское производственное объединение «Информреклама» Цен-тросоюза. Круг задач и функций этого объединения расширяется и уг-лубляется. В задачи ПО «Информреклама» входят производство рек-ламных средств, оказание комплекса рекламных услуг для организа-ций потребительской кооперации, методическое руководство органи-зацией рекламной работы и проведение крупных рекламных кампа-ний. При «Информрекламе» было создано Центральное рекламно-издательское бюро (ЦРИБ), издавался печатный орган -- журнал «Реклама в потребительской кооперации». Однако, несмотря на наличие централизованной и разветвленной службы рекламы в СССР, существовала определенная недооценка ее роли в развитии торговли. Это в первую очередь было связано с де-фицитом большинства товаров народного потребления и, следова-тельно, ненужностью рекламы этих товаров, так как они при любых условиях реализовывались населению. Технический уровень и технология использования рекламных средств также оставляли желать лучшего. Важнейшим принципом со-циалистической рекламы объявлялся принцип ее идейности, то есть подчинение задачам и функциям коммунистического воспитания на-рода. Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям в организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась -- рекламные организации и предприятия были преобразованы в рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преиму-щественно акционерными формами собственности. Настоящий период развития рекламного дела в России характери-зуется резким наплывом яркой и разнообразной рекламной продук-ции, среди которой оказалось много недобросовестной рекламы. В связи с этими негативными процессами в рекламном бизнесе России, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О рекламе», призванный регулировать отношения, возникаю-щие в процессе производства, размещения и распространения рекла-мы на рынках товаров, работ, услуг. Таким образом, в России в пери-од становления рыночных отношений начинает создаваться свой рос-сийский рекламный рынок. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественными становятся предоставляемые ими услуги. Возникают по типу развитых рыночных стран системы право-вого регулирования рекламного рынка. 1.2. СОВВРЕМЕННЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 1.2.1. Наружная реклама Наружная реклама -- от вывесок до фейерверков -- сопровождает челове-чество на всем пути его развития. Что бы убедиться в этом, достаточно хотя бы бегло вспомнить классику. Позд-нее средневековье, устье Темзы: лав-ки, лавчонки и лавочки, пестрящие вензелями владельцев. - это Диккенс Наружная реклама в Архангельске. // Торговый бизнес, 2002, №42, стр. 35. Берег Сены два века спустя: еще боль-ше красок и указателей -- это Бальзак Наружная реклама в Архангельске. // Торговый бизнес, 2002, №42, стр. 35. Список можно продолжать до беско-нечности. Что касается «наружки» в современном виде, то ее экспансия на-чалась именно из Европы. Правда, для этого предприимчивым европей-цам пришлось покорить краснокожих и создать США - торговую империю, частью ландшафта которой уже к концу XIX века стали рекламные шиты, афиши и растяжки.
Страницы: 1, 2, 3
|