p align="left">Понятие рыночной ситуации включает в себя: степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития; уровень устойчивости или колебания его основных параметров; масштабы рыночных операций и степень деловой активности; уровень коммерческого (рыночного) риска; силу и размах конкурентной борьбы; состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла. В экономической литературе наряду с приведенным определением существуют и другое понимание рыночной конъюнктуры: Конъюнктура рынка -- это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию. Конъюнктура рынка -- результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент времени положение фирмы на рынке. Конъюнктура рынка -- состояние экономики на данный момент времени, определяемое изменениями различных экономических показателей и др. Конъюнктурообразующие факторы можно сгруппировать следующим образом: Постоянно действующие (изменение условий развития экономики страны, региона; влияние монополий; НТП; влияние государственного сектора экономики; инфляция). Все эти факторы можно с относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать. Непостоянно действующие (стохастическое изменение внешних экономико-политических условий, сезонность производства или завоза продукции; стихийные бедствия, локальные конфликты; влияние конкурентов и др.). Эти факторы предвидеть трудно, и они учитываются (принимаются) по факту. В практике маркетинга выделяют: общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Если первая характеризует состояние экономики страны в целом на тот или иной период времени, то вторая изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров. Конъюнктура товарного рынка как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется как специфическими, только ей присущими особенностями, так и общими чертами, свойственными общехозяйственной конъюнктуре. Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и частей определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры. Конъюнктура общехозяйственная и товарная имеет следующие характерные черты: непостоянство, изменчивость и частые колебания, причем одни колебания отражают действие сил, кратковременно воздействующих на конъюнктуру, другие -- результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры; неравномерность, которую хорошо видно, когда совпадает направление динамики различных показателей, характеризующих конъюнктуру, но не совпадают темпы; исключительную противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций подъема и падения; единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства общественного капитала, несмотря на исключительную противоречивость. Исследование экономической конъюнктуры не ограничивается изучением лишь общих закономерностей развития сферы обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно направлено на проведение обоснованного анализа и составление прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке. Как правило, конъюнктура рынка ассоциируется с понятием торговой конъюнктуры, которая иногда используется как синоним рыночной, поскольку в основе рыночной деятельности лежит торговля товарами и услугами. Однако в более узком понимании торговая конъюнктура, или ситуация на рынке торговых посредников, является составной частью рыночной конъюнктуры. Оценка и анализ рыночной конъюнктуры представляют собой необходимое условие коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления, а также требование формирования государственной политики регулирования рынка с помощью социально-экономического и налогового воздействия, разработки соответствующих законов и т. д. Главная цель изучения конъюнктуры рынка -- определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Информационной базой для использования математических методов и моделей при анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка может служить разнообразная статистическая экономическая информация, характеризующая как состояние общехозяйственной конъюнктуры (показатели инвестиционной деятельности, загрузки производственных мощностей и занятости населения в отдельных регионах, динамики заказов в отраслях промышленности, движение курсов акций и ведущих валют и т. д.), так и состояние спроса и. предложения на данном конкретном товарном рынке (динамика производства и потребления конкретного продукта, их соотношение, движение запасов продуктов у производителей, потребителей и торговцев, экспорт и импорт в разбивке по странам и др.). Важным, с практической точки зрения, при отборе локальных конъюнкурных показателей развития динамики рынка является учет эффекта временного запаздывания. Суть последнего заключается в следующем. Динамика ряда показателей развития конъюнктуры рынка не совпадает с движением цены. Максимальное или минимальное значение какого-либо показателя может произойти несколько раньше, чем цена достигла своего максимума или минимума. Другими словами, изменение в динамике отдельных показателей может предшествовать или значительно опережать изменение в движении цены. Это свидетельствует об определенном запаздывании влияния данного показателя на цену, причем сама величина запаздывания, так называемый временной лаг, зачастую составляет 3 - 10 месяцев, а иногда и более. Наличие временного опережения (лага) и развитие ряда показателей, характеризующих конъюнктуру рынка, позволяет исследователю еще на стадии построения модели выделить для первоочередного наблюдения из совокупности показателей рынка лишь несколько наиболее важных с целью их использования в качестве индикаторов возможного изменения цены на региональном рынке в текущей ситуации и в перспективе. Однако этот подбор показателей не исключает ошибки. Наличие определенных ошибок при построении любой модели логически проистекает из самой их природы. Они (модели) включают в себя лишь только часть, пусть даже и самую важную, из многочисленных экономических факторов, определяющих конкретное экономическое явление. Не исключено, что в отдельные периоды ведущими и определяющими могут стать те или иные факторы временного и случайного характера (например, стихийные бедствия, социальные и политические конфликты и др.), предсказание которых и учет при составлении прогноза цен является часто трудноразрешимой задачей. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки «ясно» до отметки «шторм» и носят информационно-предупреждающий характер как для предпринимателей, так и для органов государственного управления (для каждого из них на своем уровне управления, в масштабах своего интереса и своей компетенции). Конъюнктура измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры могут быть реализованы лишь при достаточно полной статистической информации о состоянии рынка. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность. Рынок по своей сути склонен к стихийности, а следовательно, подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным, очень гибок в своем развитии, чутко реагирует на многие социально-экономические воздействия, более того, весьма зависим от политических и психологических влияний, от слухов, паники и т. п. Поэтому оценки колеблемости, характеристики цикла развития, градуирование состояния рынка представляют собой необходимое условие маркетинговой деятельности, принятия коммерческих решений. Под градуированием понимается использование шкалы -- количественных и качественных (атрибутивных) оценок состояния рынка, которая должна быть разработана на основе статистических характеристик. Рынок, по мнению ряда экономистов, -- динамичен, изменчив (часто говорят «капризен»), его границы расширяются или сужаются, происходят различные структурные сдвиги, и, самое главное, меняются цены и объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке. Состояние рынка на данный момент времени всегда связано с ситуацией предшествовавшего отрезка времени. Из этого можно сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых важных мест занимают выявление и анализ динамических тенденций рыночных процессов. Система показателей охватывает важнейшие стороны оценки рыночной конъюнктуры. 1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам: Объем, структура и динамика предложения; Производственный и сырьевой потенциал предложения; Эластичность предложения. 2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам: Спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки. Потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг. Эластичность спроса. 3. Пропорциональность рынка. Соотношение спроса и предложения. Соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг. Товарная структура товарооборота (продажи, услуг); Раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами. Структура продавцов по формам собственности. Структура покупателей (оптовых -- по формам собственности, розничных -- по социально-демографическим и другим потребительским признакам). Региональная структура рынка. 4. Тенденция развития рынка. Темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли. 5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка. Коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом). Параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка. 6. Региональные различия состояния и развития рынка. Региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка. Региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения). Региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка. 7. Деловая активность. Портфель заказов, его состав, заполненность и динамика; Число, размер, частота и динамика сделок. Степень загруженности производственных (торговых) мощностей. 8. Коммерческий (рыночный) риск. Инвестиционный риск. Риск принятия маркетинговых решений. Риск случайных рыночных колебаний. 9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции. Число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации. Общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи). Уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка. Раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи). Доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка. Конъюнктура товарного рынка в первую очередь отражается с помощью ряда характеристик, основными из которых являются спрос и предложение. С позиций маркетинга, спрос и предложение -- основные объекты постоянного наблюдения, детального изучения и, в отдельных случаях, манипулирования со стороны фирмы (например, формирования вкусов потребителей, а значит, возможного спроса с помощью рекламы, паблик рилейшенз). От того, насколько точно и своевременно проводятся маркетинговые исследования спроса и предложения на том или ином сегменте рынка, насколько верно спрогнозированы их будущие изменения, зависит успех фирмы во всех ее начинаниях. Функция спроса и предложения графически отображается в виде кривых спроса и предложения, выражающих взаимосвязь только между двумя переменными -- спросом и ценой (кривые спроса) и предложением и ценой (кривые предложения). Впервые математическую зависимость спроса от цены дал в первой половине XIX в. А. О. Курно, который представил спрос как функцию цены: d = f(р), где d -- спрос, р -- цена, предположив, что эта функция, как правило, убывающая. Аналогичным образом представляется и функция предложения относительно цены: S = f(p), которая в отличие от функции спроса является возрастающей, то есть имеет первую производную больше нуля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|