Современное направление развития турагентской деятельности в РФ: проблемы и перспективы
3 ОГЛАВЛЕНИЕ - Введение 3
- Глава 1. Теоретические основы туристического маркетинга в России и за рубежом 7
- 1.1.Маркетинг как инструмент эффективного менеджмента 7
- 1.2. Эволюция маркетинга на предприятиях туриндустрии в России и за рубежом 14
- 1.3. Теоретические основы маркетинговой политики на предприятиях туристского рынка 16
- Глава 2. Анализ маркетинговой политики фирмы «Амазонка-турс» 49
- 2.1.Ситуационный анализ деятельности фирмы 49
- 2.2.Организация маркетинговых исследований в фирме 61
- 2.3.Особенности позиционирования торговой марки 69
- Глава 3. Предложения по совершенствованию маркетинговой политики фирмы «Амазонка-турс» 74
- 3.1.Разработка маркетинговой программы для фирмы 74
- 3.2.Расчет эффективности маркетинговой программы 77
- 3.3.Особенности формирования брэнда 85
- Выводы и предложения 87
- Список использованной литературы 90
- Приложения 93
- Введение
- Роль туризма в структуре мировой экономики неуклонно возраста-ет. Данная отрасль относится к числу наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
- К 2000 г., по данным Всемирной туристской организации (ВТО), на долю туризма приходилось 476 млрд долл., или более 10% мирового объ-ема доходов. По объему доходов он занимает пятое место среди самых эффективных отраслей (после нефтяной, информационной, игорно-развлекательной и автомобильной).
- Годовой оборот от туризма в мире составляет около 3,8 трлн долл. Капитальные вложения в туристскую отрасль достигли 700 млрд долл. в год, или более 11% всех инвестиций. Прямые и косвенные налоговые поступления к 2000 г. составили около 400 млрд долл., или 16% всех на-логовых поступлений. Вклад во внутренний валовой продукт от туризма в ряде стран достигает 25%, а положительное сальдо платежного балан-са по туристским услугам превышает 20 млрд долл.
- По прогнозам ВТО, к 2010 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд человек, к 2020 г.-- составит 1,6 млрд человек; мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн долл.
- Анализируя изменение основных экономических показателей раз-вития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индуст-рии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.
- Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей эконо-мики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др.
- Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на заня-тость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000 г. составляла 212 млн человек, или 10,6% общей численности занятых. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторич-ная занятость в других отраслях экономики.
- Кроме того, туризм - социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культур-ным ценностям развития личности, политической стабильности, соци-ального равновесия и др.
- В России туризм пока не достиг таких впечатляющих результатов и находится на стадии становления.
- Наиболее благоприятным для развития туризма в России был 2000 г., когда число прибытий в страну составило более 20 млн человек, а общий выездной поток превысил 18 млн человек. Однако, по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Гос-комстата России), из общего числа прибытий въездной туристский по-ток составил лишь 2,6 млн человек, выездной туристский поток - 4,9 млн человек.
- Общая туристская подвижность (число выезжающих с туристской целью к общему числу населения) в 2000 г. составляла 3,1%, а интенсив-ность туризма (вероятность совершения человеком не менее одного ту-ристского путешествия в год) - 3,6%, что на порядок ниже, по сравне-нию с интенсивностью туризма в развитых странах. Объем туристско-экскурсионных услуг на душу населения в структуре семейного бюдже-та российских граждан не превышает 2%.
- В условиях рыночной экономики туризм в России стал чисто коммерческим явлением, а присущая ему ранее социальная ориентация в настоящее время пока только декларируется. Влияние туризма на отече-ственную экономику незначительно.
- Инвестиции в туристскую отрасль практически отсутствуют, а государственная поддержка данной отрасли чисто символическая.
- Число созданных рабочих мест в туристских организациях составля-ет около 130 тыс. Если за рубежом в туристской отрасли работает каж-дый десятый трудоспособный работник, то в России - каждый пятьдесят первый работник.
- Низкий технический уровень в туристской отрасли и невысокий уровень квалификации туристских кадров пока не позволяют привлечь мощный туристский поток из-за рубежа, тем самым стимулировать раз-витие внутреннего и социального туризма. Однако, несмотря на незна-чительную роль туризма в структуре внутреннего валового продукта, он имеет большие возможности, с чем и связана актуальность темы данной работы.
- Объектом исследования является современное направление развития турагентской деятельности в РФ: проблемы и перспективы.
- Предмет исследования - маркетинговая политика турагентства «Амазонка-турс».
- Цель исследования - анализ состояния и перспектив развития турагентства на современном российском рынке .
- Задачи исследования:
- - анализ теоретических основ туристического маркетинга в России и за рубежом (1 глава выпускной квалификационной работы);
- - анализ теоретических основ маркетинговой политики на предприятиях туристского рынка (1 глава выпускной квалификационной работы);
- - анализ маркетинговой политики фирмы «Амазонка-турс» (2 глава выпускной квалификационной работы);
- - разработка предложений по совершенствованию маркетинговой политики фирмы «Амазонка-турс» (3 глава выпускной квалификационной работы).
- Методология исследования - статистический анализ, анализ источников, указанных в списке использованной литературы, анализ практического опыта турпредприятий по внедрению корпоративной культуры.
- Структура работы - структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех глав, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы туристического маркетинга в России и за рубежом1.1.Маркетинг как инструмент эффективного менеджментаВ настоящее время имеются самые различные определения маркетинга. С одной стороны, он рассматривается как вид предпринимательской деятельности, в основу которого положено удовлетворение спроса покупателей. Это можно заметить в следующих определениях: «Маркетинг - забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара»; «Маркетинг - система управления и организации деятельности компании и фирмы, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы»; «Концепция маркетинга - получение прибыли путем удовлетворения потребностей покупателей посредством выявления их нужд путем проведения комплекса маркетинговых исследований». Уткин Э.А. Маркетинг. - М., Экмос,2003, стр.8 Как видно из этих определений, маркетинг раскрывается в них максимально широко и относится, по существу, ко всей деятельности предприятия, начиная с производства товара или услуг и кончая их продажей покупателям, в основу которого положено выявление и удовлетворение спроса потребителей. С другой стороны в литературе встречаются более конкретные и четкие определения маркетинга, характеризующие его как одну из функций управления предприятием, связанную с обеспечением продажи производимых им товаров и услуг, например, такие: «Маркетинг - изучение рынка и продвижение товара в нем»; «Маркетинг - комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия» Уткин Э.А. Маркетинг. - М., Экмос,2003, стр.9. В этих и других подобных определениях под маркетингом понимается конкретная деятельность, связанная с изучением рынка товаров и услуг и осуществлением мероприятий, обеспечивающих их продажу на рынке. Следует заметить, что между приведенными определениями маркетинга нет противоречий. Если деятельность предприятия по производству товаров и услуг осуществляется, в первую очередь, на основе изучения складывающейся ситуации на рынке, а при реализации товара и услуг используются разные методы обеспечения их продажи на рынке, то это как раз и означает, что предприятие в своей деятельности использует концепцию маркетинга в широком смысле. Так как товары и услуги должны удовлетворять потребности покупателей при их продаже, основными принципами маркетинга являются ориентация на спрос потребителя и активное влияние на потребительский спрос. Обратим внимание на следующие не менее важные принципы: Тщательный учет в принятии решений потребностей клиентов, состояния и динамики спроса и участников рынка, что предполагает хорошее знание рыночной ситуации относительно величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения на рынке потребителей и их отношение к продуктам данной организации и ее конкурентов. При этом потребители часто недостаточно хорошо знают, что именно они хотят, поэтому одна из главных задач маркетинга - это понять, что желают потребители. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы. Современная концепция маркетинга заключается в том, чтобы вся деятельность предприятия основывалась на знании потребительского спроса и его поведения. Информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы с целью склонить их приобрести именно данный товар. Разработка и производство новых товаров является первой из главных задач большинства организаций, но не менее важной проблемой является их продвижение на рынке. Определим более конкретно цели маркетинга: Достижение максимально возможного высокого потребления. Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создаёт условия для максимально роста производства, занятости и богатства. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности. К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Во-первых, еще ни один экономист не придумал, как замерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Во-вторых, непосредственное удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных «благ», не учитывает «зло», такое, как загрязнение окружающей среды и наносимый ей ущерб. В-третьих, степень удовлетворения, испытываемого потребителем определенных товаров, таких, как изделия - символы общественного положения, зависит от того, у сколь малого круга других лиц эти товары есть. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно. Котлер Филип - Основы маркетинга. - М.,Прогресс,2002 стр.71 Максимизация выбора потребителей. Необходимо обеспечить такое разнообразие товара, чтобы потребители могли иметь возможность приобрести товары, в точности, удовлетворяющие их потребности. Максимизация качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество жизни людей. Следует отметить, что основными факторами, влияющими на продвижение товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции и рост объема их продажи, являются качество товаров и услуг, их цена и возможность предложения новых товаров и услуг по сравнению с конкурентами. Таким образом, по своему содержанию деятельность специалистов отдела реализации товара включает два основных направления: - Деятельность, связанную с изучением рынка товаров и услуг; - Деятельность, связанную с продвижением товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции. Функции и подфункции маркетинга «Функция маркетинга - это определенный вид деятельности в системе маркетинга, связанный с процессом управления обменом товарами и услугами, произведенными предприятием, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене» Уткин Э.А. Маркетинг. - М., Экмос,2003, стр.13. Маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между коммерческим предприятием и покупателем. Функции маркетинга могут быть представлены в виде циклического процесса. Маркетинговые исследования определяют потребности, имеющиеся у покупателя. Производитель предлагает продукцию, ее цены и соответствующее распределение.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|