Стратегия формирования имиджа
2 Федеральное агентство образования Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донской государственный технический университет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине “Имиджелогия” на тему: Стратегия формирования имиджа Выполнил Ст. гр. ЗРМ 31 Яковлева Е.С. Ростов-на-Дону 2008 год СТРУКТУРА РАБОТЫ Введение 1. Цель формирования имиджа 1.1 Имидж как продукт целенаправленной и нецеленаправленной деятельности 1.2 Аттракция - конечная цель формирования положительного имиджа 2.Стратегия формирования имиджа 2.1 Процесс формирования имиджа 2.2 Технологии формирования имиджа 2.3 Психотехники формирования имиджа Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Термин «имидж» в российском лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века - в начале в основном в политической области. Сегодня его применяют также к объектам («имидж данного продукта», «имидж банка»). В настоящее время в российском обществе, в деловой сфере, в сфере политики формирование управляемых имиджей становится все более актуальной задачей. Способность решать задачу создания и управления целенаправленно формируемыми имиджами в значительной степени определяет успех в общественно-политической сфере, получение высоких результатов в бизнесе, в том числе за счет формирования достойного имиджа предприятия, его руководителей, продукции. В условиях рыночной экономики от грамотно сформированного имиджа зависит успех любого дела: выпуск новой продукции, функционирование организации, проведение мероприятия, деятельность публичных персон и т.д. Целью моей работы является раскрытие темы стратегии формирования имиджа. В своей работе я решила рассмотреть особенности психотехник, т.к. это очень интересно (влияние на подсознание больших аудиторий), т.к. они дают хороший эффект и активно используются в практике. Задачи работы: 1)раскрыть цели формирования имиджа, 2) показать процесс формирования имиджа, 3) выявить особенности техник и технологий формирования имиджа. Моя работа строится на научных изысканиях авторов: А.Ю. Панасюк, А.С. Ковальчук, А.Н. Лебедев-Любимов и др. 1. ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА 1.1 Имидж как продукт целенаправленной и нецеленаправленной деятельности Процесс формирования имиджа -- это всегда процесс целенаправленный, что расходится с практикой, поэтому необходимо обсудить этот вопрос, а потом -- вопрос о цели формирования любого имиджа. Практика свидетельствует: нередки случаи, когда о каком-либо человеке создается определенное мнение (например, отрицательное), возникает его отрицательный имидж как бы стихийно, помимо воли самого этого человека, и даже помимо воли каких-либо других людей. Просто этот человек непроизвольно посылает в окружающее пространство о себе, например, негативную имиджформирующую информацию, а люди ее воспринимают и при этом не всегда осознают воспринятое. В последнем случае имидж формируется в подсознании у людей и оказывает на них свое действие (см. об этом ниже). Следовательно, определение имиджа как «целенаправленно формируемого образа» не вполне корректно, имидж (как оцененный образ, как мнение об образе) может возникать и стихийно, без осознанной постановки цели формировать имидж. «О нем ходит молва как о честнейшем прокуроре» -- это проявление имиджа, который мог сформироваться стихийно, без целенаправленной работы имиджмейкеров (как профессиональных, так и непрофессиональных). Очевидно, что имидж может возникать не только стихийно, но и преднамеренно. Институт имиджмейкинга, как и имиджелогия в целом, существуют для разработки теории и практики целенаправленного формирования имиджа специалистами -- имиджмейкерами. Кроме того, в их задачи входит изучение закономерностей формирования и стихийного имиджа. Целенаправленная деятельность по формированию имиджа заключается в осознанной постановке человеком задачи сформировать такой-то имидж у такого-то объекта. Эту задачу может поставить перед собой клиент («сформируйте такой-то мой имидж»), заказчик («сформируйте привлекательный имидж данного товара»), сам имиджмейкер или «имиджмейкер» (даже помимо воли клиента или заказчика -- любящая жена формирует имидж своего мужа). Поскольку пока в имиджелогии -- на начальном этапе ее становления -- существуют различные интерпретации понятия «формирование имиджа», то по-разному понимается и цель этого процесса. В ее определении необходимо отталкиваться как от определения понятия «имидж», так и от сложившейся практики имиджмейкинга. Создание определенных личностных качеств, если только об этом просит клиент, без формирования у людей определенного мнения об этих качествах -- это сфера педагогической деятельности, а не имиджелогической, т. к. не соответствует пониманию имиджа в практике имиджмейкинга. Иное дело, если создание или изменение таких-то качеств у клиента необходимо и для создания определенного мнения у такой-то группы людей (чтобы они его выбрали в...); в этом случае работа имиджмейкера над качествами личности клиента будет рассматриваться лишь как одна из подцелей формирования имиджа. Ибо при формировании имиджа имеется несколько уровней цели: 1) создание в психике членов аудитории нужного образа данного объекта, 2) создание у аудитории определенного мнения о данном образе (объекте), 3) образование аттракции -- психологического притяжения к данному объекту членов аудитории (либо отторжения от него). Как правило, при формировании имиджа создается положительное мнение об объекте; в редких случаях (если формируется «инвертированный имидж») -- преднамеренно создается отрицательное мнение. Положительное мнение как результат процесса формирования имиджа -- это оценка данного объекта как обладающего хорошими качествами, определенными достоинствами, как полезного, значимого, отвечающего определенной системе ценностей либо аудитории, либо -- даже всего человечества. Например, «сформировать профессиональный имидж» -- значит создать у аудитории положительное мнение о данном человеке как о квалифицированном специалисте в данной области; «сформировать имидж достойного семьянина» -- значит создать положительное мнение о человеке как обладающем необходимыми для семейной жизни качествами. Иной пример: «создать имидж N. как кверулянта (склочника, жалобщика) и конфабулятора (лжеца)» -- создать определенное отрицательное мнение о, допустим, члене коллектива, претендующем на вакантную выборную должность руководителя. Следствие создания положительного мнения (чаще всего формируемого), т.е. конечная цель формирования имиджа -- сформировать психологическое притяжение людей (аудитории имиджа) к данному объекту. В свою очередь притяжение человека к объекту может выражаться либо в стремлении обладать данным объектом, например, купить данный товар, либо в стремлении воспользоваться услугами данного объекта, например услугами банка, либо избрать данный объект, например кандидата, в качестве своего депутата или своего руководителя. В итоге: цель формирования имиджа -- сформировать психологическое притяжение (аттракцию) у определенной или неопределенной группы людей к такому-то объекту (кандидату в депутаты, товару, фирме) для возникновения определенных последующих действий в отношении этого объекта (проголосовать за кандидата, купить данный товар, стать клиентом данного банка...). Отсюда центральным понятием в анализе цели формирования имиджа является аттракция. 1.2 Аттракция -- конечная цель формирования положительного имиджа Аттракция -- (от франц. attraction -- притяжение, и лат. attache -- притягиваю к себе) вольное или невольное (последнее -- чаще) психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или к ситуации. Когда имиджмейкер формирует положительный имидж данного политика, то он ставит перед собой задачу сформировать у будущего электората психологическое притяжение к данному человеку либо к его программе, к его действиям («одобряем!»); равно как и когда имиджмейкер формирует положительный имидж какого-либо предмета (товара) -- он тоже ставит цель сформировать у потенциальных покупателей психологическое притяжение к данному предмету, равно как и во всех других случаях, когда имиджмейкер ставит цель сформировать положительный имидж, он каждый раз ставит задачу сформировать это самое притяжение -- аттракцию. В итоге психологическое притяжение человека к объекту может выражаться либо в стремлении обладать данным объектом, например товаром, либо в стремлении воспользоваться услугами данного объекта, например услугой банка, либо выбрать данный объект, например кандидата в депутаты, в качестве своего депутата. Для этого имиджмейкер обнародует либо виртуальные, либо реальные положительные качества данного объекта, создавая таким образом позитивное мнение о нем. В основе механизма аттракции лежит известная в биологии стратегия поведения любого живого существа -- стремление к максимизации наград и к минимизации наказаний. Суть этой стратегии: а) человек (иной живой организм) всегда стремится туда и к тому, где и от кого он получает «награды» в виде положительных эмоций, чувства приятного, ощущения удовлетворения потребностей; б) человек всегда стремится избегать ситуаций и объектов, от которых он получает «наказания» в виде отрицательных эмоций, Вывод Имидж может возникать не только стихийно, но и преднамеренно. Институт имиджмейкинга, как и имиджелогия в целом, существуют для разработки теории и практики целенаправленного формирования имиджа специалистами -- имиджмейкерами. Целенаправленная деятельность по формированию имиджа заключается в осознанной постановке человеком задачи сформировать такой-то имидж у такого-то объекта. цель формирования имиджа -- сформировать психологическое притяжение (аттракцию) у определенной или неопределенной группы людей к такому-то объекту (кандидату в депутаты, товару, фирме) для возникновения определенных последующих действий в отношении этого объекта (проголосовать за кандидата, купить данный товар, стать клиентом данного банка...). 2. СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА 2.1 Процесс формирования имиджа Процесс формирования имиджа складывается из следующих этапов: 1) определения стратегии данного вида деятельности, 2) выбора необходимых технологий и 3) реализации конкретных психотехник. Обычно термин «стратегия» используется в сочетании со словом «военная» («Военная стратегия» -- основная тема всех статей «Стратегия» в энциклопедических словарях); это и понятно, если слово «стратегия» происходит от греч. strategia, которое в свою очередь происходит от stratos -- войско и ago -- веду. Однако нередко этот термин употребляется в значении «планирования на основе правильных и далеко идущих прогнозов: стратегия научных исследований». Когда человек приступает к какому-либо виду относительно сложной деятельности, то прежде всего он должен для себя сформулировать стратегию этой деятельности, т.е. сформулировать для себя цель и задачу в самом общем виде. В практической имиджелогии, т.е. в имиджмейкинге, после поступления от клиента (заказчика) просьбы о формировании имиджа подобную стратегию -- формулирование цели в самом общем виде -- вырабатывает имиджмейкер (вполне возможно -- и совместно с клиентом). В этом случае имиджмейкер ставит перед собой (и, возможно, перед клиентом) вполне осознанно следующую стратегическую цель: необходимо достичь такой ситуации, когда люди (некая определенная или неопределенная группа людей) поступали бы по отношению к данному объекту (чей имидж предполагается формировать) именно так, как хотел бы либо клиент (чей имидж будет формироваться), либо заказчик (предлагающий формировать имидж такого-то объекта). Проблема в определении стратегической цели формирования имиджа -- это всегда проблема полного осознания этой цели; в противном случае все последующие действия чаще всего будут стихийными, хаотическими; отсутствие стратегической цели в сознании имиджмейкера не позволит выработать четкий план действий. На основе представленной в сознании имиджмейкера стратегической цели осуществляется определение стратегической задачи, которая при формировании имиджа может быть только одной из следующих: а) либо достигнуть такой ситуации, когда люди поступали бы по отношению к данному объекту (чей имидж предлагается формировать) положительно, когда имела бы место аттракция -- психологическое притяжение людей к данному объекту, б) либо достигнуть такой ситуации, когда люди поступали бы по отношению к данному объекту (чей имидж предлагается формировать) отрицательно (при формировании инвертированного имиджа конкурента), испытывали бы по отношению к нему чувство отторжения, отчуждения,
Страницы: 1, 2, 3
|