на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теория и практика логистики
YZ-анализ - изучение стабильности продаж, - обычно используется вместе с ABC-анализом, позволяющим выделить ключевые для фирмы-продавца товары.

Существует два метода организации закупок. Условно их называют подходами «от продаж» и «от склада». Первый, по сути, есть просто аккумулирование опыта общения с клиентами.

Управление «от склада» означает опору не на качественную информацию, а на данные предшествующих периодов. На их основании строятся прогнозы на будущее. Именно при этих условиях хорошо работают методы SIC (статистического контроля запасов, statistical inventory method), к которым относятся ABC- и XYZ-анализ.

Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж. Если ABC-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), то XYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта.

В категорию X включают товары со стабильными продажами. Если каждый рабочий день магазин продает сто плюс-минус пять пакетов молока, то этот продукт попадает в данную категорию.

Для группы Y допускаются более значительные отклонения.

В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания.

Цель XYZ-анализа - дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.

Для распределения товаров по этим категориям существует весьма несложный статистический аппарат. При сравнении данных используется формула расчета коэффициента вариации.

Методика XYZ-анализа

Основная идея XYZ анализа - группировка объектов по степени однородности исследуемого показателя (по коэффициенту вариации).

Отметим, что XYZ-анализ корректно работает только в случае нормального (гауссова) распределения данных. Впрочем, по мере увеличения полученных статистических данных распределение при соблюдении некоторых естественных условий становится все ближе к гауссову.

Первый шаг: Определить объекты анализа. Варианты: клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица и т. п.

Второй шаг: Определить параметр, по которому следует проводить анализ объекта. Варианты: средний товарный запас, руб.; объем продаж, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт. и т.п.

Третий шаг: Определить период и количество периодов, по которым необходимо сделать анализ. Варианты: неделя, декада, месяц, квартал/сезон, полугодие, год.

Общие рекомендации: Период должен оказаться не меньше, чем горизонт планирования, принятый в вашей компании. Интересная ситуация возникает, скажем, при анализе продаж и товарных запасов в фирмах, торгующих бытовой техникой, строительными материалами, запасными частями для автомобилей и т.п. Финансовый план часто составляется на месяц, а реально необходимый горизонт планирования должен быть на полгода. Анализ данных с периодом меньше квартала просто не имеет смысла. Все товары попадают в категорию Z.

Четвертый шаг: Определить коэффициент вариации для каждого анализируемого объекта. Формула коэффициента вариации приведена выше.

Пятый шаг: Отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации; далее определить группы X, Y и Z.

Этот коэффициент показывает (в процентах) степень отклонения данных от среднего значения. Высокие его значения наглядно иллюстрирует старая шутка статистиков: «Сидеть на плите с головой в холодильнике в среднем неплохо». Номенклатурные позиции (по западной терминологии, SKU - stock keeping unit) со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные - в категорию Z. Впрочем, это примерное распределение. Построение кривой XYZ во многих случаях позволяет точнее установить эти интервалы - по точкам перегиба.

Лучше всего применять XYZ-анализ в сочетании с ABC-анализом (хотя и он один даст отделу логистики существенную информацию). При этом весь ассортиментный ряд делится на девять категорий товаров.

Эксперты акцентируют внимание на том, что интегрированный ABC(XYZ)-анализ - лишь средство поддержать принятие решений. Построение матрицы не разделит товары на «плохие» и «хорошие», не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Всегда необходим дополнительный анализ. В категории CZ часто оказываются сопутствующие товары вроде спецодежды или чистящих средств для продаваемых механизмов. Они приносят мало дохода и закупаются клиентами нерегулярно. В категорию CX у магазинов-дискаунтеров попадут хлеб, соль и спички. Эти товары должны быть в наличии - не найдя их, покупатель может больше не прийти в магазин.

И все-таки польза от интегрированного анализа несомненна. Он служит основой управления запасами, позволяет определить «точку заказа». Для категории AX, учитывая ее финансовую значимость и предсказуемость, должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание. Для этой группы товаров рекомендуется ежедневно проверять остатки, установив четкую календарную (дата) или статистическую (по оставшемуся на складе объему запасов) точку заказа новых партий.

Матрица интегрированного анализа может использоваться даже для распределения административных ресурсов. Категория AX должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками, а группу товаров, попавших в «клетку» CZ, можно доверить новичкам начинается. Им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше, и жестко лимитируется лишь сумма, расходуемая на данную товарную позицию за определенный период.

Наглядность результатов ABC(XYZ)-анализа позволяет использовать его как аргумент в общении с руководителями, чтобы подтолкнуть их к определенным действиям.

Используя XYZ-анализ, надо помнить о нескольких существенных ограничениях. Прежде всего, требование к объему используемых данных. Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты. Число исследуемых периодов должно быть не менее трех.

Не удастся применить статистические методы в случае динамично меняющейся ситуации, например, при выводе на рынок нового товара (аналогами которого компания до сих пор не торговала) или однократного приобретения каких-то товарных позиций. Когда количество продаж новинки еженедельно растет, XYZ-анализ ничего не даст, товар неизбежно попадет в «нестабильную» группу Z, XYZ лишен смысла и для предприятий или компаний, работающих под заказ, подобные прогнозы им просто не нужны.

Периодичность анализа - дело для каждой компании сугубо индивидуальное.

Весьма серьезно на результат расчетов может влиять сезонность. Вот типичный случай. Компания информирована о повышении сезонного спроса, необходимый запас товаров приобретен или произведен. Но из-за скачков продаж товар скатывается в «непредсказуемую» категорию Z Кроме того, существуют целые сегменты рынка, где применение XYZ-анализа будет совершенно бесполезно.

Практическое задание №1

Задание «Сделать или купить»

Дано:

Фирма производит и сбывает три компонента. Перед руководителем отдела поставки было поставлено задание -- выучить цены на мировом рынке. Выучены такие ценовые и стоимостные показатели (табл. 1)

Для решения задания рассчитаем коэффициент варианта k по формуле

k=100+N/100

100+11/100=1,11

Таблиця 1. Исходная информация для принятия управленческого решения “сделать или купить”

Показатели

Компонент

X

Y

Z

Объем производства, ед.

22200

44400

88800

Затраты основных средств, грн.

0,888

1,11

0,444

Затраты на оплату работы основных производственных работников (на ед. продукции), грн.

1,776

1,998

0,888

Прямые витраты на единицу продукции, грн.

0,444

0,666

0,222

Постоянные затраты на единицу продукции, грн.

0,888

1,11

0,444

Цена реализации единицы продукции, грн.

4,44

5,55

2,22

Импортная закупочная цена, грн.

3,052

4,662

2,22

Найти:

1. Предложите рекомендации руководителю фирмы относительно возможности компонента, исходя только из затрат

2. Определите размер прибыли в случае собственного производства всех компонентов

3. Определите, повлияют ли рекомендации по закупке (пункт 1) и на прибыль и в какой мере?

Решение:

При разработке рекомендаций относительно возможности закупки компонента необходимо принять во внимание только релевантные затраты на доходы, величина которых непосредственно зависит от принимаемого решения. Затраты на обе альтернативы -- закупку либо собственное производство -- представлены в табл.2

Таблица 2. сравнительный анализ двух альтернатив (закупки либо собственного производства)

Релевантные затраты

Компонент

X

Y

Z

виробництво

закупівля

виробництво

закупівля

виробництво

закупівля

Затраты основных материалов на единицу продукции, грн.

0,888

-

1,11

-

0,444

-

Затраты на оплату труда основных производственных работников (на единицу продукции), грн.

1,776

-

1,998

-

0,888

-

Прямые затраты на единицу продукции, грн.

0,444

-

0,666

-

0,222

-

Импортная закупочная цена, грн.

-

3,052

-

4,662

-

2,22

Вместе релевантные затраты на единицу продукции, грн.

3,108

3,052

3,774

4,662

1,554

2,22

Результаты расчетов базирующихся только на расходах, показывают, что фирма должна закупать компонент Х.

Рассчитаем размер прибыли в случае собственного производства всех компонентов (табл. 3)

Таблица 3. Расчет размера прибыли в случае собственного производства всех компонентов

Показатели

Компонент

X

Y

Z

1

объем производства, ед.

22200

44400

88800

2

Расходы основных материалов на единицу продукции, грн

0,888

1,11

0,444

3

Расходы на оплату труда основных производственных рабочих (на единицу продукции), грн.

1,776

1,998

0,888

4

Прямые расходы на единицу продукции, грн.

0,444

0,666

0,222

5

Постоянные расходы на единицу продукции, грн.

0,888

1,11

0,444

6

Себестоимость одной единицы продукции, грн

3,996

4,884

1,998

7

Цена реализации единицы продукции, грн

4,44

5,55

2,22

8

Прибыль от одной единицы продукции, грн

0,444

0,666

0,222

9

Прибыль на весь объем производства, грн

9856,8

29570,4

19713,6

10

Общая прибыль, грн

59140,8

Сделаем расчет величины прибыли с учетом рекомендаций, приведенных в табл. 2

Таблица 4. Расчет размера прибыли при комбинированном варианте (закупка или собственное производство)

Показатели

Компонент

X

Y

Z

1

Объем производства, ед.

22200

44400

88800

2

Расходы основных материалов на единицу продукции, грн.

-

1,11

0,444

3

Расходы на оплату труда основных производственных рабочих (на единицу продукции), грн.

-

1,998

0,888

4

Прямые расходы на единицу продукции, грн.

-

0,666

0,222

5

Постоянные расходы на единицу продукции, грн.

0,888

1,11

0,444

6

Импортная закупочная цена, грн.

3,052

-

-

7

Себестоимость одной единицы продукции, грн

3,94

4,884

1,998

8

Цена реализации единицы продукции, грн.

4,44

5,55

2,22

9

Прибыль от одной единицы продукции, грн.

0,5

0,666

0,222

10

Прибыль на весь объем производства, грн.

11100

29570,4

19713,6

11

Общая прибыль, грн.

60384

Таким образом, проведенные расчеты показали, что при использовании комбинированного варианта фирма сможет получить прибыль в размере 60384 тыс. грн., что на 1243,2 тыс. грн. больше самостоятельного производства всех компонентов.

Практическое задание № 2

Задача размещения распределительных центров

На территории района расположено 8 магазинов, которые торгуют продовольственными товарами, их координаты (в прямоугольной системе координат), а также месячный грузооборот приведены в таблице 5. На основе исходных данных найти координаты точки (Xсклад, Усклад), в которых рекомендовано организовать работу распределительного характера, а также построить точки, в которых были размещены магазины и склад на одном графике.

Таблица 5. Грузооборот и координаты магазинов, которые обслуживаются

№ магазина

координата Х, км.

координата Y, км.

Товарооборот т/мес.

1

11,1

11,1

15

2

25,53

45,51

10

3

53,28

65,49

20

4

39,96

29,97

5

5

66,6

37,74

10

6

74,37

22,2

20

7

89,91

32,19

45

8

117,66

49,95

30

Определим координаты центра веса грузовых потоков (Xсклад, Усклад) то есть точки, в которых может быть расположен распределительный склад по формулам:

Де Ві -- грузооборот і-го потребителя, Xі, Yі -- координати і-го потребителя, n -- количество потребителей

Ответ: координати склада Xсклад, =73,65, Yсклад= 35,16.

Использованная литература

1. Виробнича логістика, навч. Видання під ред. Танькова К.М., Тридід О.М., та Колодізева Т.О., “Інжек”, 2004р.

2. Логістика, конспект лекцій під ред.. Тридід О.М., Колодізева Т.О., Голофаева І.П.,ХНЕУ,2004р.

3. Бауерсокс Д.Д. Логістика:интегрированая цель поставок.,М.-2001г., 640с.

4. Миротин Л.Б. Транспортная логістика: уч. Пособие,М. 1996г., 212с.

5. Неруш Ю.М. Логистика 2006 г

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.